Профессионально-ориентированное обучение при формировании графической грамотности будущих технологов деревообработки

Макарова Матрена Федосьевна - доцент кафедры «Технология деревообработки» инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. (г.Якутск)

Толстякова Мария Николаевна - к.п.н., доцент кафедры «Экспертизы, управления и кадастр недвижимости» инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. (г.Якутск)

Аннотация: Появление новых видов занятий в условиях компьютеризации, открытие новых областей трудовой деятельности затрагивает жизненно важные сферы производства студентов-технологов деревообработки, реализующие профессионально-ориентированную направленность обучения, что значительно повышает интерес студентов к будущей работе, а также способствует активизации профессионального становления как специалист.

Ключевые слова: Информация, графическое моделирование, мебель, технолог деревообработки, графическая грамотность, информационная культура.

Профессионально-ориентированное обучение предполагает получить в качестве результата обучения способность человека к практической деятельности. При этом процесс профессионально-ориентированного обучения складывается как из аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. Непременным условием успешной деятельности специалиста является его творческая активность, которая зависит от уровня развития конструкторско-технологических умений. Теоретическая основа формирования этих умений закладывается при изучении ряда технических сведений: конструктивные элементы деталей; технологическая карта; принципы конструирования и др., которые опираются на графические знания. Освоение графической грамотности начинается с умения декламировать чертежи. Правильное освоение содержания графических дисциплин, как начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика создают теоретическую и практическую базу для овладения символикой чертежей и другой технической документации.

Для того чтобы подготовить технологов деревообработки к успешной работе в профессиональной деятельности, развить их информационную и графическую грамотность было решено организовать студенческий кружок «Графическое моделирование». Студенческий кружок «Графическое моделирование» работает с 2007 года в инженерно-техническом институте северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, который имеет такие основные задачи:
- овладение студентами научным методом познания;
- освоение программы AutoCAD в режиме трехмерного моделирования;
- освоение современных методик построения объектов;
- изучение графических программ;
- приобретение навыков работы в коллективе;
- непосредственное участие в решении научных и технических задач.

Кружок посещают студенты, начиная со 2 курса. Студенческий кружок содержит такие дидактические и методические ресурсы: слайд-шоу с чертежами, текстовыми комментариями, заданиями; методические рекомендации по созданию трехмерных объектов в программе AutoCAD; текстовые и графические файлы; глоссарий (словарь терминов); контролирующие тесты; Интернет - ссылки; рабочие папки.

При изучении специальной дисциплины «Основы конструирования изделий из древесины» студенты изучают конструкцию будущего изделия [3]. Получая задание, обсуждают выбранную конструкцию изделия, предложат свои идеи, могут высказать свои мнения и другие варианты. Выполняя подобные задания, студенты чувствуют себя конструкторами, возможно изобретателями, и могут дать волю своей фантазии. После окончательного выбора конструкции изделия студенты переходят к изучению теоретического материала, осваивая программы AutoCAD в режиме 3D: команды построения базовых форм (твердых тел), команды редактирования твердых тел, визуализация модели и т.д. [2]. Занимаясь в кружках, студенты набирают чертежи и якутские орнаменты в двумерном виде, создают папки «Чертеж стола» и «Узоры якутские».

Якуты с ранних времен изготавливали мебель и предметы быта для повседневного пользования, которые обладали достаточно высокой прочностью. Это свидетельствует о наличии хорошо продуманной технологии изготовления изделий мастерами того времени. Например, точеные и гнутые ножки сделаны в виде ножки лошади – одних из идолов якутов [1]. Якуты испокон веков украшали орнаментами (узорами) строения, домашнюю утварь, одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.

Якутский орнамент XIX и начала XX в. включает в свой состав, как прямолинейные, так и сложно-криволинейные мотивы, нередко в соединении друг с другом. Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. Например, для бытовых изделий, деревянной посуды употребляются углубленно вырезанные прямые геометрические конфигурации, раскрывающие действительную жизнь народа [4]. Для сохранения и дальнейшего использования чертежей в трехмерном виде создаются папки «Ножки стола», «Объединяющие части», «Столешница», «Якутские столы». При конструировании стола налаживают созданные узоры на пласть столешницы (рис. 1).

После окончания кружка, самостоятельно создавая базу данных чертежей якутского стола и других видов мебели, студенты набирают опыта применения любой графической программы в профессиональной деятельности.

Рисунок 1. Готовые изделия.

Таким образом, графическую грамотность можно определить, как способность оперировать понятиями, связанными с визуализацией информации, умение точно и быстро передавать информацию с помощью графических средств. При этом каждый технолог должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности (инженерно-конструкторской, архитектурно-строительной и др.).

Список литературы:

1. Алексеев Э.А. Деревянные и тальниковые изделия Саха (народы Якутии). Якутск: Изд-во «Бичик», 1999. – 256 с.
2. Методические рекомендации по созданию трехмерных объектов в программе AutoCAD /Автор-составитель Толстякова М.Н.. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. – 63 с.
3. Радчук Л.И. Основы конструирования изделий из древесины. Учебное пособие с прилож. М.: Изд-во МГУ, 2006. – 200 с.
4. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты саха. Альбом. Якутск, НКИ «Бичик», 2007 – 288 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: