Роль средств массовой информациии при формировании имиджа политика

Куркемова Эмилия Тасболатовна - аспирант кафедры политологии Астраханского государственного университета. (г.Астрахань)

Аннотация: Статья рассматривает основные подходы к определению имиджа политического лидера. Автор раскрывает проблемы влияния средств массовой информации на формирование имиджа политика.

Ключевые слова: Имидж (образ), политический лидер, СМИ, PR- специалисты, массовое сознание.

В настоящее время в условиях построения гражданского общества, вопрос, связанный с формированием, использованием и продвижением имиджа политического лидера в условиях современного общества, приобретает наибольшую актуальность.

Именно этот факт определяет потребность в осмыслении основных подходов к определению феномена «имиджа».

Так, в новейшем словаре иностранных слов и выражений под имиджем понимается: 1) совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами; 2) целенаправленно формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. д. [1, с. 330]

Стоит заметить, что первоначально изучаемая дефиниция была взята из понятийного аппарата психологической науки. Поэтому целесообразно начать исследование с рассмотрения психологического подхода к определению имиджа лидера. Общая психология отождествляет исследуемый нами феномен со смежным с ним понятием «образ».

Так, Н.И. Конюхов рассматривает вышеуказанную дефиницию через призму категорий логики и психологии: «Образ – форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субъект. Возникший в сознании образ зависит от всех психических явлений – воли, эмоций, установок, мотивов и т. д.» [2, с. 59]

Таким образом, имидж (или образ) – это не только стереотип, это еще и определенная психологическая установка, призыв к действию. Обладая мощным побудительным потенциалом, «имидж» (или образ) способен в определенных рамках задавать вектор поведения человека. Ведь как любая установка, он выполняет функцию направления, искажения или блокировки поведения человека. [3, с.71-73]

Согласно социологическому подходу, имидж (или образ) – это еще и вещественный конструкт, а не только мысленный образ в сознании человека или совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы. Значит, имидж или его составляющие вполне могут быть материально выражены. [4, с.56]

Одна из первых политических трактовок данного феномена, явившихся своего рода квинтэссенцией психологического и социологического подходов, была приведена в политической энциклопедии под редакцией Г.Ю. Семигина, вышедшей в 1999 году. В данном издании образ (чаще всего политика) рассматривается как «целенаправленно и активно формируемый с использованием всех возможных средств и призванный эмоционально-психологически воздействовать на определенных лиц с целью популяризации, политической рекламы. Так как политик существует не только в рамках политического, но и коммуникативного поля, значительную роль в его жизни играет мир символов. Эти символы и есть имидж политический. Имидж политика – это своеобразное представление об идеальном воплощении той или иной социальной роли…» [5, с.26]

Как было отмечено ранее, проблема формирования и продвижения идеального имиджа и внедрения его в массовое сознание приобрела первостепенное значение с укреплением в России демократических институтов и основная задача политических лидеров - суметь сохранить свою конкурен¬тоспособность в постоянно меняющихся политических условиях.

Поэтому огромное значение имеет то, как политик воспринимается общественным сознанием. Именно указанное выше условие обуславливает необходимость создания политиком своего образа, включающего набор таких личных и профессиональных качеств, которые смогли бы вызвать доверие масс.

Для того чтобы заслужить признание и обеспечить победу политического лидера на выбо¬рах, а так же удержаться у власти, политическому лидеру необходимо создать себе привлекательную репутацию и общественное мнение. Он должен убедить избирателей в том, что их мнение – превыше тех привилегий, которые дает ему принадлежность к влас¬тной элите. [6, с.146-152]

Так как в современном обществе в коммуникативной среде доминирует личностный фактор, то и проблема выбора политического лидера решается большинством электората под воздействием впечатления от их образа в СМИ. Образ политика в СМИ включает в себя комплексное сочетание качеств и характеристик, сформировавшихся на основе стереотипов массового сознания, а также под непосредственным воздействием информационных, аналитических теле- и радиопрограмм, печатных статей и политической рекламы. Таким образом, субъекты СМИ принимают активное участие в формировании образа имиджа и репутации политика. [7, с.45]

Имидж, созданный политику, может, как правило, являться не столько результатом его собственных усилий, сколько результатом трудов его конкурентов. Можно сказать, что имидж представляет собой совокупность противоречащих между собой составляющих, складывающихся из создаваемого политиком и командой его сторонников «положительного» имиджа, повседневной реальности и создаваемого конкурентами «негативного» имиджа.

Зачастую имидж, сформированный в общественном сознании СМИ не всегда соответствует реальным качествам политического лидера. Более того, сторонники и противники политического лидера по-разному расставляют приоритеты в его характеристиках. Политические образы, создаваемые PR-специалистами с целью дискредитировать того или иного лидера, наделены излишней экспрессией и эмоциональным окрасом. Активной критике подвергаются наиболее уязви¬мые качества лидера, а наименее привлекательные предаются огласке. Слова, жесты, поступки, решения, выбор друзей, привязанности - все становится доступно общественному «досмотру».

Раз¬личные влиятельные круги, «штабные» лица делают на лидера своеобразные политические ставки и стремятся сформировать, на их взгляд, наиболее конкурентоспособный имидж.

При этом основу имиджа составляют реальные качества и характеристики политического лидера. Наделить лидера совокупностью черт и характеристик, которым он не отвечает просто невозможно.

Центральная проблема темы заключается в соотношении в имидже реальных качеств и тех, которые наделяют его СМИ, PR- специалисты. [8, с.102–109]

Именно отображение реальных достоинств лидера, успешная подача этих качеств и корректировка мало привлекательных черт является основной задачей формирования имиджа. Именно поэтому не всегда имидж – это искусственно созданный продукт, призванный привлечь наибольшее число сторонников. Наглядный пример, появление известных политических лидеров, уже обладающих ярким образом, который лишь достраивался в процессе политической борьбы теми характеристиками, которые наделяют лидера дополнительными, привлекательными чертами. [9, с. 35]

Имидж политика, как сконструированный образ, может обладать практическими любыми характеристиками, соответствующими желаниям масс.

Аудитория может иметь весьма отдаленное непосредственное представление о реальной деятельности лидера, а формировать свое представление о нем в основном из рассказов о лидере, специально подготовленных с помощью PR-специалистов, посланий СМИ с целью влияния на получателя этой информации.

Подобная ситуация открывает удачные возможности для формирования именно желаемого имиджа политического лидера. Однако заметим, успешно сформированный имидж еще не гарантирует последующей поддержки со стороны общества. Лидеру придется начать действовать и демонстрировать свои истинные возможности.

Важной составляющей при создании имиджа является та позиция, которую занимает СМИ по отношению к тому или иному политическому деятелю. И это именно та позиция, которую постоянная аудитория ожидает от «своего» СМИ.

При выборе СМИ определенной социальной направленности, аудитория уже изначально готова согласиться с предлагаемой точкой зрения о политическом лидере. [10, с.73]

Именно авторитет СМИ может оказывать существенное воздействие на доверие к той или иной информации. В условиях реализации институтов демократического общества даже у признанного лидера на определенном этапе возникают сложности с освещением его деятельности в СМИ, политическая ориентация которых не полностью совпадает с его взглядом на способы решения стоящих перед обществом проблем.

В данных условиях важно, что созданный PR-специалистами имидж должен обладать определенной способностью к изменению, если этого требует сложившаяся социально-политическая ситуации. Имидж необходимо направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта.

Таким образом, имидж – это отображение реальных личных качеств, убеждений, опыта практической деятельности, профессиональной компетентности политического лидера, а его формирование требует серьезной, продуманной работы со средствами массовой информации.

Список литературы:

1. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 976 с.
2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. – М.: Макцентр, 1994. 59 с.
3. Селиверстова Ю.А. (Шерстнева) Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация / Ю.А. Селиверстова // Общенациональный научно-политический журнал «Власть» – М., 2011. – №1. 71-73с.
4. Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората. –М.: ПроСофт – М, 2005. 56с.
5. Политическая энциклопедия: в 2 т. – М.: Мысль, 1999. – Т. 2. – С.26
6. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. – изд. 2-е. – СПб., 2001. 146–152 с.
7. Замская М.Д., Матвеева Л.В. Образ политического лидера как элемент рефлексии профессионального самосознания будущих политиков// Вестник МГУ.Сер.14, Психология, 2005. 44-49 с.
8. Смолякова В.В. Имидж политического лидера в структуре коммуникативного пространства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. № 2. – 2000. 109 с.
9. Шашлов М. Н. Политический имидж как актуальный предмет исследования // Актуальные проблемы политологии: сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов / отв. ред.: д. ф. н., проф. В. Д. Зотов. М.: МАКС Пресс, 2001. 350 с.
10. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки Казанского государственного университета Серия Гуманитарные науки. –Т. 149.- Кн. 3. 2007. 71-79 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: