Особенности влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса

Петрова Татьяна Юрьевна - магистрант Череповецкого государственного университета. (г.Череповец)

Аннотация: Данная статья ставит цель теоретического обоснования степени влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе, а также выявлению особенностей этого влияния на организацию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Ключевые слова: Коллектив,  педагогический коллектив, ученический коллектив, социально-психологический климат,  образовательный процесс,  специфика деятельности педагогического коллектива.

Каждый человек хотя бы некоторое время находится внутри коллектива. Иногда это организация людей, целенаправленно объединенная общими целями и задачами, или это общность людей по взаимным симпатиям, интересам, соседству и т.д. Большинство исследователей представляет коллектив как группу людей, связанных устойчивой совместной и общественно полезной деятельностью, предполагающей наличие единых целей, организации и управления.

Коллектив (collective – собирательный, лат.) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения [21, с.450].

В психолого-педагогическом ракурсе данное понятие рассматривается  как  объединение двух систем: педагогического  коллектива учителей  и ученического. Здесь применимы слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» [15]. Исследователь Л.И. Новикова [18] также  раскрывает понятие «воспитательного коллектива» который объединяясь с ученическим коллективом, образует единство двух относительно самостоятельных коллективов: педагогического и детского. Совместно с автором А.Т. Куракиным  Л.И. Новикова [8] отмечает, что в отличие от производственного педагогический коллектив имеет дело с особым «материалом» и выпускает особую «продукцию». Он участвует в производстве нового человека.

В России первые исследования педагогических коллективов появились в 20-30 годы ХХ века в работах Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого,  А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др.  Последний [27] особенно настаивал на силе влияния  характера воспитателей на процесс обучения.  Проблемами  эффективности труда и, следовательно, степенью этого влияния с использованием методов педагогической диагностики в основном занимались К.Н. Кузнецов,  А.Г. Калашников  и другие.

Например, А.С. Макаренко [13] считал хороший педагогический коллектив главным фактором воздействия на воспитанников, а новатор педагогики 50-60-х годов В.А. Сухомлинский [26], указывая на недостаточность исследований проблемы педагогических коллективов, называет этот коллектив «своего рода стержнем школы».  В частности В.А. Сухомлинский говорил о том, что «совершенствование мастерства на основе коллективного опыта приводит к тому, что добросовестная работа даже малоопытного педагога способствует улучшению всего учебно-воспитательного процесса».

В свою очередь, правильная организация образовательного процесса как результат работы педагогического коллектива в значительной степени  будет определяться существующим в нем социально-психологическим климатом.

Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности каждого участника педагогического процесса.

При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности, что, несомненно, влияет на психологический климат.

Специфика профессиональной деятельности стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, самоуправлению, постоянному самосовершенствованию, а его деятельность является многофункциональной и полифункциональной. Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива, а коллективный характер труда  предполагает и коллективную ответственность за результаты педагогической деятельности. Кроме того, в педагогическом коллективе в большинстве случаев отсутствуют временные рамки выполнения тех или иных видов педагогического труда, что приводит к перегруженности учителей, психологическому выгоранию. Другой специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав (83%) и феминизация из-за оттока мужских кадров. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия. Педагог по своей специфике призван учить и руководить и поэтому, ему трудно признавать свою профессиональную непригодность, неправоту или ошибку, соответственно, он тяжелее переносит данную ситуацию.     Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен ак¬тивно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. Понимая, что психологическая атмосфера педагогического коллектива, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно будут проецироваться  на детский коллектив, педагог испытывает большую ответственность. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка спо¬собствует увеличению вероятности нарушений интеллектуальной и эмоциональной сферы».

Поэтому в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат крайне необходим. В.А. Сухомлинский  по этому поводу пишет: «В воспитании и обучении подрастающего поколения коллективные отношения учителей являются решающим условием успеха».  Его  мнение поддерживает Л.Ю. Львова [11], сравнивая индивидуальное творчество учителей с ручейками, которые стекаются в единый поток коллективного мастерства и коллективного опыта.

Н.С. Дежникова [2] связывает влияние социально-психологического климата со специфической сферой деятельности и задачами педагогического коллектива.  Педагогический коллектив влияет на коллектив учащихся через единые установки, правила, традиции, стиль общения, тон, содержание и качество планируемой деятельности и в условиях коллективного взаимодействия выявляет и развивает духовные потребности и творческие способности учащихся, стимулирует развитие индивидуальности личности.

По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова [23], сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в школе. Человеческий фактор в школе включает в себя социально-психологические особенности каждого участника коллектива, а также состояние педагогического коллектива в целом: его микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и т.д. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на состоятельность каждого педагога, и, соответственно, на настоящее и будущее учеников.

Список  литературы:

1. Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 49.
2. Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. — М., 1984.
3. Донцов А.И.. Психология коллектива. М., 1984. С. 39.
4. Киреева А.М. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива. Томск, 2006г.
5. Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.
6. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 2005
7. Крупская, Н. К. Пед. соч. : в 6 т. / Н. К. Крупская. - М., 1957. - Т. 3. - 564 с.
8. Куракин, А. Т. Школьный ученический коллектив : проблемы управления / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. - М. : Знание, 1982. - 16 с.
9. Лизинский, В. М. Диагностико-аналитические процедуры и активно игровые формы в управлении школой / В. М. Лизинский. - М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996. - 76 с.
10. Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой /
В. М. Лизинский. - М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
11. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя : из опыта работы /
Ю. Л. Львова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 158 с.
12. Макаренко, А. С. Выступления по вопросам семейного воспитания /
А. С. Макаренко // Соч. - М, 1960. - Т. 4. - 490 с.
13. Макаренко, А. С. Соч. / А. С. Макаренко. - М, 1960. - Т. 7. - 342 с.
14. Макаренко, А. С. Сочинения / А. С. Макаренко. - М., 1951. - Т. 5. - 471 с.
15. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения, М., 1977г.
16. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. уч-щ / Под ред. В. М. Коротова. М. : Просвещение, 1990. С. 10-11
17. Немов, Р. С. Психология : в 2 кн. - Кн. 2 : Психология образования /
Р. С. Немов. - М. : Просвещение : Владос, 1994. - 472с.
18. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова. -
М. : Педагогика, 1978. - 107 с.
19. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – с.299
21. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
22. Руководство педагогическим коллективом : модели и методы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. В. С. Лазарева. - М. : Центр социальных и экономических исследований, 1995. - 158 с.
23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 430 с.
24. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1997. - Т. 3. - С. 208.
25. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. - М. : Молодая гвардия, 1975. - 238 с.
26. Сухомлинский, В. А. Педагогический коллектив средней школы /
В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1958. - 206 с.
27. Ушинский, К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - 633 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: