gototopgototop

Диагностика качества инновационной среды на современных шинных предприятиях

Чемеринский Вячеслав Богданович – Генеральный директор ООО «Инвестиционная группа «Планета Инвест», соискатель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. (г.Москва)

Аннотация: В статье представлены материалы, разработанные и апробированные автором в реальном секторе на предприятиях шинной промышленности. Она содержит методику диагностики качества инновационной среды, материалы апробации и рекомендации по её совершенствованию.

Ключевые слова: Шинная промышленность, инновационность производственной среды, качество инновационной среды, диагностика качества инновационной среды шинного предприятия, организационный профиль, система управления.

Инновационная среда предприятия есть условия, способствующие реализации и активизации инновационной деятельности. Условия, формирующие благоприятный инновационный климат в коллективе, должны формировать отношения, которые складываются между сотрудниками в инновационной деятельности предприятия. Не секрет, что если в поведении персонала превалируют пассивные, конфликтные, закрытые, стихийные, равнодушные отношения, то ни о какой инновационной активности не может быть и речи. И наоборот – активные, открытые, конструктивные, толерантные отношения создают среди сотрудников атмосферу творчества, взаимного сопереживания за будущее предприятия, в котором они работают и желают работать в дальнейшем.

Так сложилось, что в настоящее время отсутствует оценочная система, с помощью которой можно было бы диагностировать качество инновационной среды предприятия. Необходимость её разработки вызвана тем, что современные предприятия, в том числе и шинные, самостоятельно определять вектор своего развития, учитывая вызовы внешней среды, и связанную с ней инвестиционную стратегию. Кроме того, они вынуждены и находить инвестиции для развития.

Решение поставленной задачи решалось в ходе проведения исследования следующим образом:
- были определены параметры, оценивающие инновационность производственной среды,
- выбран и обоснован метод сбора и обработки информации, определен состав участвующих в социологическом опросе и эмпирическая база,
- сделана экономическая постановка для разработки программного продукта по диагностике качества инновационной среды.

Диагностика инновационной среды была осуществлена по таким параметрам, как:
- содержание инноваций,
- условия реализация инноваций,
- инновационный климат.

Содержание инноваций изучалось с целью определить, в какой части активов обследуемых предприятий преобладает инновационная инвестиционная деятельность – материальной или нематериальной (формализованной и неформализованной), а также в рецептуре смесей для производства шин и их конструкции. Если эти категории сотрудников не осознают своей роли и не заинтересованы в активизации инновационной деятельности предприятия, то это, как неоднократно было доказано жизнью, приводит к снижению качества и конкурентоспособности шин и предприятия, увольнению креативных и творческих сотрудников, появлению других негативных эффектов.

Условия реализации инноваций оценивалась с позиций наличия организационных условий для осуществления данного процесса: наличие структурного подразделения, отвечающего за организационное развитие предприятия; организация экспериментальных площадок; инвестиционное обеспечение разработки и реализации инноваций.

Инновационный климат оценивался по таким параметрам, как: приветствуются ли инновации руководителями и собственниками предприятия, относятся сотрудники к инновациям конструктивно, постоянно ли обсуждаются результаты и эффективность инновационных инвестиционных проектов, как часто предложения по инновациям поступают от руководства?

В качестве метода сбора информации был выбран социологический опрос потому, что важно определить мнение сотрудников по заданным параметрам, их отношение к протекающим процессам и явлениям в инновационной деятельности предприятия. Выставленные оценки объективно базируются на системе всех видов инновационных отношений, которые сложились на обследуемых предприятиях и потому могут выступать характеристикой качества инновационной среды.

Для проведения исследования была разработана анкета. Диагностика качества инновационной среды проводилась по 4-х балльной системе, где:
1 балл означает «не удовлетворен качеством инновационной среды»;
2 балла - «не очень удовлетворен качеством инновационной среды»;
3 балла – «в целом удовлетворен качеством инновационной среды»;
4 балла - «полностью удовлетворен качеством инновационной среды».

В качестве респондентов выступили сотрудники трёх отечественных шинных предприятия – ОАО «Омскшина», ОАО «Воронежский шинный завод» и ОАО «Ярославский шинный завод».

Характеристика обследованной совокупности представлена в таблице 1.

На основе данных таблицы можно сделать следующие выводы.

В опросе участвовали:
59% женщин и 41% - мужчин;
28% руководителей и 72 % исполнителей;
54 % в возрасте до 35 лет и 46 % - старше 35 лет;
11 % сотрудников с низкой, 55 % со средней и 34 % с высокой квалификацией;
74 % сотрудников со стажем работы до 10 лет и 26% - свыше 10 лет;
работающие в производственном секторе составили 23 %, в администрации завода – 73% и в коммерческих подразделениях – 14%.

Заполненные анкеты были обработаны с помощью специально созданного программного продукта «Диагностика качества инновационной среды предприятия».

На рисунке 1 представлены общие результаты оценки качества инновационной среды ОАО «Воронежский шинный завод». Значение коэффициента, который характеризует качество инновационной среды, в интервале от 0 до 2 (включительно) означает низкую оценку сотрудниками предприятия условий, необходимых для создания и реализации инноваций. Значение коэффициента в интервале от 2 до 3 (включительно) – удовлетворительную и в интервале от 3 до 4(включительно) – благоприятную оценку.

В отношении содержания инноваций опрашиваемые отметили, что наибольшее количество инвестиций вкладывается в покупку новых технологических линий и оборудования, а также строительство необходимых зданий и помещений, Кроме того, значительная часть инноваций выделяется на модернизацию существующего оборудования. Это означает, что новый модельный ряд, в большей степени отвечающий современным экологическим требованиям и требованиям безопасности, практически исключают вложение инвестиций в создание инноваций нового поколения. Значение коэффициентов по данному направлению составляют 3,13. Инновационная активность в развитие формализованной части нематериальных активов оценена тоже высоко (3,13). Эта часть инвестиций направляется на технологии и обучение персонала, как удовлетворительная (значение коэффициента равно 2,63). С развитием неформализованной части нематериальных активов, источников получения синергетического эффекта ситуация не благоприятная. Значение коэффициента равно 1,23. Так как обрабатывались данные по нескольким средним шинным предприятиям, то можно утверждать, что это общая тенденция в шинной промышленности.

Таблица 1. Характеристика участников опроса

Характеристики

Пол

Должность

Возраст

Квалификация

Стаж работы

Подразделение

жен.

муж.

рук-ль

исп-ль

≤35 лет

>35 лет

низкая

средняя

высокая

≤10 лет

>10 лет

производство

управление

коммерция

Количество респондентов, чел.

 

71

 

 

49

 

 

34

 

 

86

 

 

65

 

 

55

 

 

13

 

 

66

 

 

441

 

 

89

 

 

31

 

 

28

 

 

88

 

 

14

 

Удельный вес в обследуемой совокупности, %

 

59

 

 

41

 

 

28

 

 

72

 

 

54

 

 

46

 

 

11

 

 

55

 

 

34

 

 

74

 

 

26

 

 

23

 

 

73

 

 

14

 

 

Рис. 1. Диагностика качества инновационной среды на обследованных отечественных шинных предприятиях

По этому направлению необходимо обращать на инновации и создание условий для создания неформализованной части нематериальных активов, а также интеллектуальной собственности почти всем российским шинным заводам. Следует отметить, что в области изобретательства наши предприятия имеют большой опыт и глубокие традиции, которые стоит возродить.

Качество инновационной среды опрашиваемые оценили как удовлетворительную. Значение общей оценки по данному блоку – 2,33. Самые низкие оценки они дали на вопрос об отсутствии структурного подразделения, отвечающего за организационное развитие (1,38), необходимого для реализации инновационного сценария общего развития предприятия, и в отношении отсутствия испытательных площадок, трасс и стендов для контроля качества шин (1,38). Это свидетельствует о том, что по первому направлению на предприятиях такое специальное подразделение отсутствует и эта предметная управленческая функция выполняется в рамках должностных обязанностей руководителей всех подразделений. По второму направлению негативная оценка связана с устаревшими и не отвечающими современным требованиям, обеспечивающим высокую конкурентоспособность отечественных шин, испытательными трассами, и стендами.

Удовлетворительно был оценен инновационный климат на предприятии (2,31). Самое низкое значение получила, по мнению опрашиваемых, оценка работы на предприятиях, связанная с обсуждением эффективности от использования инноваций (1,2). Это не удивительно, так как собственных инноваций почти нет, а обсуждение зарубежных не приветствуется партнерами. Чаще всего инновации поступают от руководства. Сотрудники в целом позитивно относятся к инновациям, понимая, что за ними будущее предприятий, на которых они работают.

Таким образом, те параметры инновационной политики, по которым даны низкие оценки, являются направлениями, по которым отечественные шинные предприятия должны разработать инновационную политику и стимулировать развитие инновационного потенциала сотрудников – основы получения синергетического эффекта от вложенных инвестиций на их развитие.

Распределение ответов по характеристикам опрашиваемых, влияющим на отношение сотрудников к инновационной среде, сложилось следующим образом.
Анализ распределения ответов в зависимости от характеристик опрашиваемых групп показал, что заметные расхождения в оценках сложившейся инновационной политики произошли:
- у руководителей и исполнителей (средние значения коэффициентов соответственно 2.62 и 2.03);
- среди сотрудников в возрасте до 35 % оценка выше почти вдвое;
- с пониманием значения разработки собственных инноваций согласны сотрудники управленческих и коммерческих служб.

Различия во мнениях руководителей и исполнителей вызвано тем, что первые лучше осведомлены об инновационной деятельности на предприятиях. Чаще всего инновационно активные сотрудники занимают посты руководителей.

Молодые сотрудники, сотрудники управленческих и коммерческих служб – это люди с высшим образованием и они владеют компетенциями по инновационной деятельности и хотят их реализовывать.

Полученные данные по оценке инновационной среды свидетельствуют о том, что на российских шинных предприятиях не уделяется должного внимания обеспечению необходимых условий для создания и реализации инноваций. Создание данных условий обеспечивает организация системы управления, ориентированная на менеджмент качества. Это с одной стороны. С другой стороны, инновационная среда является главным условием, обеспечивающим развитие предприятия за счет синергии. Эти процессы глубоко взаимосвязаны.

Для выявления проблем в системе управления на шинных предприятиях, сдерживающих улучшение инновационной среды, с целью их устранения в ходе проведения диссертационного исследования была осуществлена дополнительно оценка системы управления на отечественных шинных предприятиях. Данная возможность была предусмотрена в программном продукте «Оценка качества инновационной среды предприятия». Данный комплекс содержит два раздела: оценка системы управления предприятием и оценка инновационной среды. Работа с ним предусматривает обработку вопросника и анкет, заполненных предварительно сотрудниками предприятий. Аналитик может в режиме реального времени анализировать качество инновационной среды и уровень развития системы управления, сравнивать их, определять проблемные позиции и ключевые направления работы. Данный программный продукт позволяет накапливать информацию, которая необходима для того, чтобы определять в будущем эффективность инноваций, принятых к внедрению.

Достоинствами предложенного инструмента оценки качества инновационной среды предприятия являются:
- возможность учитывать специфические особенности любого предприятия. В случае необходимости вносить изменения в формулировки наименований оцениваемых факторов;
- удобный интерфейс. Он позволяет получить графическое изображение с итоговыми результатами по обработке анкет, систематизировать полученные данные по убыванию.

Качество инновационной среды, как главного условия развития организационной системы управления предприятием определяет его общий и инвестиционный уровень развития. В мировой практике принято систему управления организации оценивать по четырем уровням развития.

Причем первый характерен для слабых, а четвертый для сильно продвинутых современных производственных управленческих систем. Остальные уровни - промежуточные с преобладанием элементов того или иного уровня. Ниже дана характеристика системы управления для организаций, уровень развития которых соответствует первому и четвертому.

Для первого уровня развития системы управления (культура «Я») характерны следующие признаки:
- все внимание обращено на проблемы, а не на возможность их решения;
- разговоры ведутся больше о прошлом, а не о будущем;
- не видят смысла в том, что делают;
- стараются уклониться от работы и ответственности в ожидании лучших времен;
- не проявляют инициативы;
- являются пассивными наблюдателями событий;
- испытывают разочарование, когда дела идут не так, как ожидается;
- нет гибкости к принятию чужих решений, придерживаются только
собственных взглядов;
- та небольшая энергия, которую удается мобилизовать,
направляется на негативные мышление и поведение;
- когда дела не ладятся, это объясняется всеми как обстоятельствами, не поддающимися контролю;
- все забыли, что такое веселиться вместе;
- говорят не друг с другом, а друг о друге;
- к гостям равнодушны.

Система управления самого высокого уровня развития – четвертого, соответствует культуре «Мы» и при ней сотрудники:
- идентифицируют свои цели и цели организации как одно целое, неразделимое;
- привержены делу и умом и сердцем;
- сосредоточены на возможностях и будущем;
- гордятся тем, что работают именно в этой организации;
- с нетерпением ожидают каждый новый день и работа в команде доставляет им радость;
- помогают и воодушевляют друг друга, проявляют гибкость и готовность работать там, где это нужнее всего;
- общение основывается на открытости и доверии;
- создают не проблемы, а результат;
- энергия используется позитивно;
- атмосфера характеризуется общностью, энтузиазмом и бойцовским настроением на достижение успеха;
- каждый является активным «игроком», а не пассивным наблюдателем.

Важность развития организационной системы управления обследованных шинных предприятий диктуется тем обстоятельством, что они оказались неспособными эффективно работать в современных условиях высокой конкуренции из-за своего низкого уровня развития. Подобная ситуация характерна и для других отечественных шинных предприятий. Исключение составляет ОАО «Нижнекамскшина», который в своей деятельности вкладывает инвестиции в создание интеллектуальной собственности. Но, как свидетельствуют данные публичного ежегодного отчета (таблица 2), выделяемых средств явно не достаточно, чтобы превзойти зарубежных конкурентов.

Поэтому возникла острая проблема не только в создании интеллектуальной собственности, обеспечивающей качество шин и создание новых рецептур, но и в инновациях как в организационную систему управления, так и организация ее таким способом, чтобы она способствовала развитию инновационной среды на предприятии, способствующей повышению синергетического эффекта. Все указанные направления связаны с необходимостью роста нематериальных активов предприятий (неформализованными), а значит и с острой необходимостью в инвестициях по данным направлениям.

Таблица 2. Выполнение инвестиционной программы ОАО «Нижнекамскшина» за 2011 год, млн.руб. [3]

№ п/п

Направление инвестиций

Финансирование, с НДС

Освоение, без НДС

Отклонение

план

факт

план

факт

финансирование

освоение

1.

Производственное строительство

623,6

382,0

688,0

294,5

-241,6

-393,5

2.

Приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, в т.ч.:

61,7

20,3

53,4

20,6

-41,4

-32,8

2.1.

по целевой программе

11,7

0,3

9,6

0,3

-11,4

-9,3

2.2.

адресная замена изношенного оборудования

50,0

20,0

43,8

20,3

-30,0

-23,5

3.

Непроизводственные капитальные вложения

13,3

6,4

11,3

8,1

-6,9

-3,2

4.

Приобретение земельных участков

0,2

0,2

0,2

0,2

 

 

5.

Приобретение активов

0,9

0,9

0,8

0,8

 

 

6.

Резервы капитальных вложений

0,3

 

0,8

 

-0,3

-0,8

 

Всего по ОАО «Нижнекамскшина»

700,0

409,8

754,5

324,2

-290,2

-430,3

Процесс диагностики уровня развития системы управления на предприятии включает следующие этапы..
Вначале разрабатывается организационный профиль, который включает такие характеристики системы управления, как: общая характеристика организации, организационная структура, персонал. При этом система управления характеризуется параметрами, характерными для высокого уровня развития, так как только при такой системе управления складываются благоприятные условия для высокого уровня качества инновационной среды предприятия, оно в большей мере готово в инновационному сценарию развития.

Вопросы в оценочной системе показателей в опросном листе, характеризующих обеспечивающие условия для формирования качественной инновационной среды на предприятии, были сформулированы с учетом основных положений «школы человеческих отношений».

Данные для анализа были получены путем проведения самообследования. Эксперты, а чаще всего это руководители, дали правдивые и подробные ответы по вопроснику, используя для оценки состояния системы управления также четырехбалльную шкалу, где:
1 балл означает не удовлетворен ситуацией,
2 балла - не очень удовлетворен ситуацией;
3 балла – в целом удовлетворен ситуацией;
4 балла - полностью удовлетворен ситуацией.

Полученные данные были обработаны с применением программного продукта и был составлен сложившийся организационный профиль системы управления на отечественных шинных предприятиях (представлен на рис.2).

Значения коэффициентов:
- в интервале от 0 до 1 свидетельствуют, что ни о каком качестве инновационной среды речи не идет;
- в интервале от 1 включительно) до 2 – для предприятия характерен самый низкий - первый уровень развития системы управления;
- в интервале от 2 (включительно) до 3 – второй;
- в интервале от 3 (включительно) до 4 – третий;
- равный 4 - самый высокий - четвертый.

Как говорилось выше, что для создания качественной инновационной среды, способствующей повышению синергетического эффекта, благоприятной является система управления, для которой характерны признаки, присущие четвертому уровню развития системы управления.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для отечественных шинных предприятий характерен второй уровень развития системе управления в них. Значение коэффициента составило 2,51.

Рисунок 2. Диагностика системы управления на обследованных отечественных шинных предприятиях.

Основные характеристики предприятий, для которых характерен второй уровень развития системы управления заключаются в следующем:
• иерархический тип организации со слабыми обратными связями;
• процессная модель управление с элементами проектной;
• основными ключевыми понятиями являются план и контроль;
• основные ценности - сила правил и сила лидера;
• организационная структура - линейно-функциональная со многими элементами из дивизиональной;
• организационная модель представляет из себя отдельные, но не самостоятельные структурные подразделения, иногда с элементами хозрасчета;
• мотивация ограничена, как правило, материальным вознаграждением.

Эта модель безусловно далека от той, которой соответствует высокий уровень качества инновационной среды. В сложившихся условиях напрасно ожидать повышения инновационной активности персонала, усиления творческой составляющей в работе сотрудников. Даже если это и будет иметь место, то сложившаяся система по объективным причинам не сможет обеспечить эффективную реализации инноваций в силу своей отсталости от требований времени, закостенелости.

Предлагаемая методика дала возможность определить конкретные направления повышения качества инновационной среды и создать необходимые для этого условия в системе управления предприятием.

По тем утверждениям, где оценка высокая, осуществляется закрепление, а по тем, где оценка низкая, разрабатывается мероприятия проведения изменений поведения сотрудников, что является неформализованной частью нематериальных активов предприятия В большинстве отечественных шинных предприятий требуется перестройка организационной структуры, изменение стиля управления и процедур принятия и реализации управленческих решений, в том числе и в инвестиционной деятельности.

На обследованных шинных предприятиях критическими с позиций создания условий для повышения уровня качества инновационной среды, является стиль управления (1,77).

Таким образом, предложенная методика позволяет научно обосновать приоритетные направления в повышении качества инвестиционной среды на предприятиях отечественной шинной промышленности, способствующей формированию модели организации инвестиционной деятельности, обеспечивающей повышение синергетического эффекта.

Список литературы:

1. Инновационные процессы в России и Германии / Коллектив авторов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика» - Инновационный социальный центр, 2012. – 518 с.
2. Применение программных продуктов в организации системы управления персоналом в современной организации [электронный ресурс], режим доступа: http://www.in-nov.ru/doc/conf-up-oct-2011.pdf. Дата обращения - 10.08.2011г.
3. www.nkshina.ru Дата обращения – 29.09.2012г.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк