Инновации в дошкольном образовании

Васильева Ирина Лаврентьевна - педагог высшей категории, музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центра развития ребенка детского сада №98". (г.Череповец)

Аннотация: В статье раскрываются основные понятия, связанные с инновационной деятельностью в образовании, как рекомендации предложены условия успешной реализации управления инновационной деятельностью образовательного учреждения.

Ключевые слова: Инновация в образовании, инновация, инноватика, новшество, педагогическая инновация, нововведение (инновация), инновационный процесс, инновационная деятельность.

В настоящее время все больше внимание уделяется улучшению образовательного процесса в образовательном учреждении, а именно внедрению и переход на новые требования по ФГТ за счет нововведений (инноваций).

Инновация в образовании – целенаправленное изменение, которое привносит в образовательную систему новые элементы (новшества), обуславливающие ее переход в иное устойчивое состояние.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает обновление, новшество или изменение.

Инноватика – наука о нововведениях (инновациях).

Новшество – специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей (О. Майлс).

Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

«Психолого-педагогический словарь» (составитель В.А. Мижериков) педагогическую инновацию определяет как «нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности».

Нововведение (инновация) может рассматриваться как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения (освоения) и реализации новшеств. Нововведение, в свою очередь, ведет к новообразованию - состоявшемуся, укоренившемуся новшеству.

Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств». То есть, это деятельность,  направленная на  осуществление инновации. Она включает в себя:  новшества; инновации; взаимодействие  детей, педагогических кадров, родителей, социума; условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения; достижение более эффективных результатов деятельности.

Инновационная деятельность – это поиск путей в достижении полезного результата. Это один из аспектов работы образовательного учреждения в режиме развития, характеризующаяся позитивные качественные изменения системы, перевод её на новый, более высокий уровень. Структура инновационного процесса представлена в виде таблицы1.

Таблица 1. Структура инновационного процесса.

Деятельностная структура

Субъектная структура

Уровневая структура

Содержательная структура

Управленческая структура

совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.

Компоненты реализуются в определенных материально-технических, финансовых, морально-психологических и пр. условиях, которые, не являясь частью системы, оказывают существенное влияние на ее функционирование.

совокупность всех участников: руководителя ОУ, заместителей, педагогов, родителей и т.д. (функциональное и ролевое участие всех субъектов в инновационном процессе).

 

установление связей на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном, международном).

 

освещает рождение, разработку и освоение новшества.

 

представлена взаимодействием четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

 

Инновационный образовательный проект – теоретически обоснованная программа осуществления или распространения инноваций (нововведений).

В качестве инновационных проектов в образовании рассматриваются:
- авторские программы: инновационные программы учебных предметов и курсов учебного плана, программы дошкольного образования, детских домов, дополнительного образовании детей;
- программы осуществления системных инноваций в образовательных учреждениях, муниципальных и региональных системах образования.
Управление инновационными процессами в учреждении образования.

Инновационная деятельность образовательного учреждения – это включение участников образовательного процесса в работу по созданию, освоению и использованию новшеств в практике обучения и воспитания, распространения и обмена педагогическим опытом, освоение новых форм взаимодействия с социумом.

Для реализации данной стратегии необходимо управление инновационной деятельностью.

Управление образовательным учреждением – особая деятельность, в которой все ее субъекты посредством планирования, организации, руководство и контроля обеспечивают организованность совместного труда воспитанников, педагогов, родителей на достижение  образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.

Целью управления образовательным учреждением является развитие, перевод в новое качественное состояние, обеспечивающее формирование развитой личности.

Управление инновационными процессами – целенаправленная деятельность управляющей системы по освоению образовательных новшеств, способствующих достижению ключевых и поддерживающих результатов образования, реализующих задачи образовательного учреждения по его развитию, переводу из существующего состояния в новое, качественно более высокое состояние (А. А. Скамницкий, 2004).

Условия успешной реализации управления инновационной деятельностью образовательного учреждения:
1. Тщательное обоснование инновации.
2. Наличие программы реализации; сочетание оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз.
3. Целесообразность и возможность нововведения, формулировка гипотез, прогноз положительных и отрицательных последствий.
4. Конкретная организация процесса. Четко сформулированные обязанности и права всех участников инновации, четкое распределение ответственности между ними.
5. Технология инновационного процесса.
6. Благоприятная морально-психологическая обстановка в педагогическом коллективе.
7. Система мотивации и стимуляции в организации инновационного процесса.
8. Теоретическая и методическая подготовка учителей, педагогов.
9. Эффективное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями и наукой.
10. Морально-техническое и финансово-экономическое обеспечение инновации.

Список литературы:

1. Барабанова Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности школы// Методист-2006.-№6-с. 36-40
2. Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет, понятия//Педагогика-2004.-2003.-№4
3. Назарова В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. -2005. -№6. – с.32-35.
4. Слободчиков В. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников. – 204.-№2.- с. 53-59.
5. Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №5

Интересная статья? Поделись ей с другими: