УДК 316:656

Роль общественного транспорта в современной городской жизни: от доставки до социального пространства

Петрянкина Марина Михайловна – аспирант кафедры Философии, социологии и психологии Волгоградского государственного технического университета

Аннотация: В статье анализируется пассажирский общественный транспорт с точек зрения экспертов различных специальностей: технических и гуманитарных. Автор обращает внимание на то, что в условиях современной реальности транспорт перестал играть роль исключительно средства перемещения пассажиров от места отправления до места назначения, а стал социальным явлением. Процесс поездки характеризуется взаимодействием людей, их культурой, влиянием материальной и социальной инфраструктуры, доступности транспорта для разных категорий людей. В статье делается вывод, что взаимодействие всех перечисленных факторов влияет на активность участников городского пространства и качество жизни в целом.

Ключевые слова: социология транспорта, городская мобильность, транспортная мобильность, социальная транспортная система.

Несмотря на то, что в последние два десятилетия резко возросло количество личных автомобилей, общественный транспорт для почти половины жителей городов по-прежнему остается основным способом передвижения. Транспортная система является связующей между социальной, бытовой, архитектурной и другими системами города. Ее функционирование напрямую влияет на качество жизни людей, поэтому транспортное обслуживание следует рассматривать не только с экономической и технической стороны, но и социальной.

Работа общественного транспорта изначально была направлена на обеспечение доступности транспортных услуг населению, с учетом потребностей и особенностей городской инфраструктуры. Были сформированы главные транспортные маршруты (метро, скоростные трамваи), а остальной транспорт играл роль вспомогательного, обеспечивающего подвоз к основному. В настоящее время мы приходим к осознанию того, что ни один вид транспорта не имеет преимуществ перед другими, а будущее лежит за созданием таких транспортных систем, в которых все виды транспорта будут во взаимодействии. По словам В.Вучика, крупнейшего специалиста в области транспортной урбанистики, «Задача развития городской транспортной системы – обеспечить перемещение людей, а не легковых автомобилей» [3].

Сейчас общественный транспорт обретает роль не только средства «доставки» людей к месту назначения, но является важным аспектом современной городской жизни, оказывая влияние на социальное пространство города, обеспечивая доступность к различным местам, объектам, услугам и возможностям для социальных взаимодействий. Такие взаимодействия, в свою очередь, достигаются разнообразием видов транспорта (автобусы, трамваи, метро, личные авто, велосипеды и т.д.) и пешеходных зон (тротуары и пешеходные островки). Доступность транспортной инфраструктуры, развитость сети, с хорошим охватом городских районов, регулярность графиков движения, все эти аспекты в совокупности важны для обеспечения эффективной транспортной мобильности.

Анализ научных работ по вопросам качества перевозок общественным транспортом, за последние несколько лет, показал, что данная тема затрагивает интересы ученых разных специальностей. Инженеры рассматривают качество услуг общественного транспорта как логистическую систему и применяют инструменты социологии в практической деятельности по исследованию качества транспортных услуг [12, 13, 8, 5, 9], показателями которых являются частота движения, надежность, соблюдение графиков движения, безопасность, доступность, комфорт, стоимость проезда, экологичность.

Городской общественный транспорт в современном обществе представляет собой явление социальной реальности. Опыт ежедневных поездок наполняет их культурными смыслами. В условиях социальных изменений создаются и транслируются представления о правилах взаимодействия, образцах поведения и содержании профессионального знания в системе общественного транспорта. Транспортное средство становится публичным местом, регулирующим поведение посредством ценностно-нормативных ожиданий [15]. Повседневная культура транспортного обслуживания формирует положительный или отрицательный опыт поездок. В данном культурологическом контексте, при формировании культуры больших городов, среди всех видов общественного транспорта, на первый план выходит метрополитен. Тематика монументально-художественных произведений, представленных в оформлении станций, является визуальной репрезентацией культурных смыслов советской эпохи [2]. Нельзя недооценить воздействие «транспортной рекламы» как составляющей социального капитала жителей городов, влияющего на их ценностные ориентации и трансформацию социальной структуры городского общества в целом [4], характеристики такой рекламы, ее содержание.

Для социологов пассажирская транспортная система выступает важнейшим элементом социальной инфраструктуры мегаполиса [1]. Некоторые исследователи рассматривают поездку как образование определенного коллектива незнакомых людей, которые не объединены общими целями, но объединены общей практикой поездки в стесненных условиях, в которых неизбежно возникновение конфликтов. Они не выходят зачастую за рамки ситуации поездки, но они регулярны, публичны, эмоционально окрашены, им сопутствуют споры, эмоциональное раздражение, редко физическое насилие, следовательно, такие поездки могут иметь серьезные социальные последствия [6]. Ф.Ваннини описывает вождение, езду на велосипеде и ходьбу как социально-интерактивную мобильность, координацию движений отдельных единиц движения через взгляд друг на друга. Таким образом происходит социальная связь между действующими лицами движения [16].

Участниками городской мобильности являются также люди старшего поколения и дети. В одних исследованиях анализируются практики поездок людей преклонного возраста в общественном транспорте, в частности, затронуты проблемы уступить/не уступить место пожилому человеку в общественном транспорте [14], возможности бесплатного проезда людям старшего возраста, этическая, моральная и эмоциональная сторона вопроса предоставления льгот и возникновение на этой почве конфликтов. Другие авторы рассматривают детские мобильности, выдвигая предположение о неприспособленности городской среды для детей и подростков, которая проявляется в её небезопасности и несоответствии детским потребностям, снижает степень проявления детской независимой мобильности [7].

Немаловажным аспектом является необходимость изменения мобильности людей с ограниченными возможностями в социальном пространстве города, социальных функций и роли архитектуры, социальной политики, инклюзивного дизайна в развитии городского сообщества и конструировании социального пространства инвалидности [11].

Транспортная мобильность играет важную роль в формировании социальной сети. Чем больше способов без затруднений перемещаться по городу, тем больше вариантов открывается для знакомств с новыми людьми, участия в различных мероприятиях, встречах и событиях. В данном случае мобильность открывает для людей новые возможности и новые социальные контакты. И здесь городской общественный транспорт может быть понят как пространство для возникновения ситуаций несправедливости из-за неравенства в доступе к основному транспортному «благу» мобильности [10].

Все вышеперечисленные факторы показывают, как транспортная мобильность влияет на наши жизни и нашу способность быть активными участниками городского социального пространства. Чтобы обеспечить более справедливое и устойчивое общество, города должны стремиться к развитию транспортной инфраструктуры, которая будет доступна и комфортна для всех граждан. Хорошо развитая и доступная транспортная система позволяет людям свободно перемещаться по городу, взаимодействовать с различными социальными объектами и участвовать в различных активностях, способствуя более эффективному и удовлетворительному общественному и социальному взаимодействию и сохранить окружающую среду для будущих поколений.

Список литературы

  1. Аксенова, Е. С. Развитие пассажирской транспортной системы как одного из условий совершенствования социальной инфраструктуры города (на материалах г. Москвы): специальность 22.00.08 "Социология управления": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Аксенова Елена Сергеевна. – Москва, 2006. – 254 с. – EDN NNYEZF.
  2. Вальдес, О. М. С. Московский метрополитен как культурный феномен: специальность 24.00.01 "Теория и история культуры": диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, 2017. – 154 с. – EDN OVNCMD.
  3. Вучик, В. Транспорт в городах, удобных для жизни. Монография / В. Вучик. – Москва: ИД Территория будущего, 2011. – 576 с. – ISBN 978-5-91129-058-0. – EDN RAYWFL.
  4. Исакова, И. А. Социальное влияние городской транспортной рекламы на жителей города: специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Исакова Инна Александровна. – Нижний Новгород, 2013. – 210 с. – EDN SURIQP.
  5. Количественная оценка качества транспортных услуг / М. М. Бочкарева, В. А. Гудков, Н. В. Дулина, Н. А. Овчар // Автотранспортное предприятие. – 2007. – № 12. – C. 49-53.
  6. Кузнецов, А. Г. Маршрутное такси на перекрестке режимов справедливости / А. Г. Кузнецов, Л. А. Шайтанова // Социология власти. – 2012. – № 6-7. – С. 137-149. – EDN RNIFGP.
  7. Купряшкина, Е. А. Детская мобильность в городской среде: социологический анализ (на примере городов Приморского края): специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Купряшкина Евгения Алексеевна, 2019. – 159 с. – EDN DQADUU.
  8. М.М. Бочкарева, В.А. Гудков // Проблемы автомобильно-дорожного комплекса России: матер. V междунар. науч.-техн. конф., Пенза, 21-23 мая 2008 г. / ГОУ ВПО "Пензенский гос. ун-т архит. и стр-ва" [и др.]. – Пенза, 2008. – Ч. 1.
  9. Методика оценки качества обслуживания пассажиров общественным транспортом / М. М. Бочкарева, В. А. Гудков, Н. В. Дулина, Н. А. Овчар // Изв. ВолгГТУ. Серия "Наземные транспортные системы": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – Вып. 2, № 8. – C. 91-94.
  10. Карчагин, Е. В. Универсальное в локальном: справедливость и городской общественный транспорт / Е. В. Карчагин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2014. – № 4 (24). – С. 68-78. – EDN TFKZQJ.
  11. Наберушкина, Э. К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города / Э. К. Наберушкина // Городское управление. – 2013. – № 2 (199). – С. 49-62. – EDN QBUIPJ.
  12. Нгуен, Т. Т. Х. Повышение качества обслуживания населения г. Ханоя автобусными перевозками за счет совершенствования технологии и организации перемещения пассажиров: специальность 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта": диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Нгуен Тхи Тху Хыонг, 2015. – 155 с. – EDN BYNKAY.
  13. Оценка пассажирами городского общественного транспорта / В. А. Гудков, Т. Т. Х. Нгуен, Н. В. Дулина, П. А. Мыльников // Мир транспорта. – 2013. – Т. 11, № 2 (46). – С. 146-150. – EDN QIUXQL.
  14. Смолькин, А. А. Маленький переполох в большом трамвае: микросоциологический анализ ситуации "уступить/не уступить пожилому человеку место в общественном транспорте" / А. А. Смолькин // Социология власти. – 2014. – № 2. – С. 65-103. – EDN SHBVST.
  15. Сорокина, Н. В. Городской общественный транспорт как социокультурный феномен: специальность 22.00.06 "Социология культуры": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Сорокина Наталья Викторовна. – Саратов, 2010. – 198 с. – EDN QEUDBZ.

17.  Technologies of mobility in the Americas / edited by Phillip Vannini [a. o.]. – New York [a. o.]: Peter Lang, 2012. – VI, 286 p.: ill. – (Intersections in communications and culture; vol. 29).

Интересная статья? Поделись ей с другими: