УДК 614.849

Противопожарная защита речных (морских) и автовокзалов: требования и привила

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономически наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Самигуллин Рафис Минниханович – кандидат юридических наук, доцент Уфимского юридического института МВД России.

Ваншулин Андрей Викторович – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматриваются руководящие принципы противопожарной защиты, применимые к автовокзалам, речным и морским вокзалам в Российской Федерации. В ней излагаются ключевые правила, касающиеся планирования эвакуации, а также важности проведения эксплуатационных испытаний оборудования для обеспечения пожарной безопасности. В работе подчеркивается роль соблюдения должностных инструкций и требований пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, противопожарная защита вокзалов, безопасность пассажиров.

Актуальность темы заключается в том, что хотя размеры построек, общая вместимость и численность посадочных мест для людей, выполняющих эту специфическую функцию, могут быть несколько меньше по сравнению с техническими характеристиками железнодорожных терминалов и терминалов аэропортов, основное внимание уделяется обеспечению безопасности людей, включая внедрение систем автоматизации пожаротушения и внедрение проектных решений для быстрой эвакуации, заметно похож.

Руководящие принципы проектирования и строительства метрополитенов, включая требования к оснащению систем противопожарной защиты, подробно разъяснены в конкретных нормативных документах. К ним относятся "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и соответствующие противопожарные нормы, обеспечивающие соблюдение этих технических стандартов. Кроме того, в таких нормативных актах, как СП 462.1325800.2019 для зданий автовокзалов и СП 463.1325800.2019 для сооружений речных и морских вокзалов, изложены правила проектирования, которые вступили в силу 03.06.2020.

Руководящие принципы пожарной безопасности, регулирующие поведение отдельных лиц, контроль территорий, зданий, сооружений и помещений на предприятиях транспортной инфраструктуры, разъяснены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.

Нормативные документы определяют следующее:

Автовокзал является объектом транспортной инфраструктуры, включающий строительные сооружения с зоной ожидания, которая может вмещать в себя не менее 75 пассажиров, находящаяся в специально отведенном месте, созданный для обслуживания автомобильных компаний и пассажиров за транспортные услуги, обеспечивающий отправление более 1000 человек в день.

Здание автовокзала - это сооружение, которое нужно для оперативной работы обслуживающего персонала, предоставления услуг и создания комфортабельных условий для пассажиров и посетителей. Расчетная вместительность вокзала представляет собой максимальное количество пассажиров и посетителей, присутствующих в здании одновременно.

Речной или морской порт включает в себя здания железнодорожного вокзала, доки, помещения для посадки/высадки пассажиров, служебные сооружения, оборудование для обработки багажа, средства для погрузки/разгрузки товаров и подъездные пути, необходимые для судовых и пассажирских операций.

Речной и морской железнодорожный вокзал включает в себя строительные объекты, конструкции и устройства, интегрированные в единый терминал для обслуживания посетителей.

Здание речного и морского транспортного вокзала упоминается как основной объект строительства в рамках соответствующей пассажирской станции.

С учетом основных типов пассажирских рейсов и категорий пассажиров автобусные станции подразделяются на три типа:

  • международные станции, обслуживающие автобусы, пересекающие границы двух или более государств;
  • станции дальнего следования, обслуживающие поездки протяженностью более 50 км;
  • смешанные станции, обслуживающие различные типы пассажирских рейсов.

Исходя из прогнозируемой пропускной способности и ежедневного количества отправляющихся пассажиров, здания автомобильных вокзалов подразделяются на три класса:

  • небольшие вокзалы вмещают от 100 до 200 людей и от одной до четырёх тысяч отправляющихся пассажиров;
  • средние станции обслуживают от 250 до 400 людей и от четырёх до десяти тысяч пассажиров соответственно;
  • крупные станции обслуживают от 500 до 800 людей и от 10 до 25 тысяч и более отправляющихся пассажиров.

В целях поддерживания безопасности посетителей, посетителей и персонала в зданиях станций речного, морского и автомобильного транспорта нормативные акты устанавливают ряд обобщённых требований ко всем строительным объектам, служащим подобным целям. К ним относятся:

  • классификация как общественных объектов, которые нужны для удовлетворения потребностей населения с точки зрения безопасности;
  • гибкость для того, чтобы железнодорожные вокзалы были частью многофункциональных комплексов или транспортных узлов;
  • расчеты прочности и устойчивости конструкций основаны на руководящих принципах СП 118.13330 для общественных объектов с учетом моделирования чрезвычайных ситуаций, таких как взрывы или пожары, которые могут нарушить целостность конструкции;
  • меры безопасности на железнодорожных станциях в согласно СП 118.13330 и специализированными стандартами огнестойкости (СП 1-10.13130), включая системы пожаротушения, установки жизнеобеспечения и средства для оперативной эвакуации;
  • выполнение противопожарных перерывов в соответствии с СП 4.13130 для предотвращения распространения огня на прилегающие территории и обеспечения доступа оборудования пожарной команды;
  • выделение специальных зон в зданиях морского и речного вокзалов для контроля движения судов, грузовых операций и почтовых служб;
  • разделение административных, офисных и технических помещений в зданиях автовокзалов с независимым внешним доступом;
  • допустимое размещение технических и подсобных помещений в подвалах железнодорожных вокзалов в соответствии с руководящими принципами СП 118.13330 для общественных сооружений;
  • рекомендации по проектированию пассажирских зон в подвалах железнодорожных вокзалов с конкретными ограничениями на определенные типы помещений и требованиями к выходам и противопожарным отсекам;
  • обеспечение доступа на крышу на железнодорожных станциях высотой более 10 метров через лестничные клетки, чердаки, внешние эвакуационные лестницы или пожарные лестницы от отметки прохода для обеспечения путей аварийного выхода.

Эвакуационные выходы и пути эвакуации находятся:

  • на всех уровнях станционных сооружений должно быть не менее двух выходов эвакуации;
  • наружные эвакуационные и пожарные лестницы должны быть изготовлены из материалов, не подвергающихся горению, и быть на дистанции не менее одного метра от окон и остальных проемов. Эти сооружения должны обеспечивать беспрепятственное передвижение пожарного персонала в защитном снаряжении с дополнительным спасательным оборудованием;
  • ширина путей эвакуации из зданий, а также из всех помещений, где согласно расчетам, может располагаться больше пятидесяти людей, должна составлять не менее 1,2 метра;
  • в районах, прилегающих к станционным комплексам, важно оценить потенциальное рассредоточение всех пассажиров и посетителей во время эвакуации, исходя из минимальной площади размещения в 0,25 квадратных метров на человека;
  • на железнодорожных станциях, расположенных в регионах с более теплым климатом, допустимо использование открытых пространств, таких как плоские крыши или террасы, для размещения пассажиров, вместимостью не менее 25% от предполагаемого общего числа пассажиров и других посетителей;
  • гостиницы, закрытые автостоянки или зоны обслуживания, встроенные в здания железнодорожных вокзалов, должны быть защищены огнестойкими барьерами внутри изолированных пожарных отсеков, оборудованных независимыми путями эвакуации, ведущими наружу.

Системы защиты от огня обязательны для всех типов зданий железнодорожных вокзалов и должны включать следующее:

  • автоматические системы пожарной сигнализации с оптико-электронными датчиками дыма, установленные во всех помещениях, за исключением санитарных помещений;
  • наружная сеть противопожарного водоснабжения с пожарными гидрантами, подключенными к подземным трубопроводам для использования противопожарным оборудованием;
  • внутренняя система противопожарного водоснабжения с пожарными гидрантами, расположенными таким образом, чтобы обеспечить покрытие каждой зоны по крайней мере двумя струями воды с минимальной скоростью потока 2,5 литра в секунду;
  • внедрение интегрированной системы дымоудаления для управления удалением горячего дыма от горения и подачи свежего воздуха на пути эвакуации;
  • требование о наличии как минимум 3 типов систем пожаротушения для зданий железнодорожных вокзалов высотой 1 этажом и как минимум 4 типов для многоэтажных сооружений. Кроме того, система осуществления контроля электромагнитным замком должна быть интегрирована с системой пожарной сигнализации, чтобы отпирать все двери вдоль путей эвакуации и выходов из здания;
  • монтаж систем молниезащиты и заземления также важно.

Аварийное освещение, которое включается во время пожаров и задымления в зданиях железнодорожных вокзалов, должно быть предусмотрено в следующих зонах:

  • входы, билетные кассы и рабочие помещения; коридоры, галереи, соединяющие переходы и лестничные клетки;
  • все помещения для обслуживания посетителей, в том числе туалеты общей площадью более 50 квадратных метров;
  • билетные кассы, зоны обработки багажа, диспетчерские пункты, пункты инженерных коммуникаций; кабины лифтов, радиостанции, специально отведенные места для матерей и детей;
  • отделения банков и офисы полицейского управления;
  • места размещения тревожных кнопок, станций экстренного вызова, ручных огнетушителей; места хранения переносных и передвижных огнетушителей, а также средств самоспасения в чрезвычайных ситуациях при возгорании.

Централизованная автоматизированная система управления аварийным освещением объекта должна иметь дублирование посредством дистанционного или ручного включения из диспетчерской или пожарной части, где расположено приемное и управляющее оборудование для автоматизации пожаротушения.

Специальные правила противопожарного режима Российской Федерации для автовокзалов, речных и морских вокзалов включают следующие требования:

  • планы эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с пожаром, должны быть разработаны для зданий и вывешены на видном месте. Практические занятия по эвакуации должны проводиться не реже двух раз в год;
  • реализация пиротехнических изделий в зданиях железнодорожных вокзалов не разрешается;
  • курение внутри не разрешается, знаки пожарной безопасности с требуемым текстом должны быть вывешены на видном месте "Курение и использование открытого огня запрещено". Специально отведенные места для курения должны быть четко обозначены знаками "Зона для курения";
  • тестирование пожарных лестниц, наружных эвакуационных лестниц и крышных ограждений, которые нужны для эвакуации людей если произошло возгорание, должны проводиться не реже одного раза в 5 лет. Следует подготовить протоколы испытаний и внести информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
  • замки на дверях выходов эвакуации обязаны позволять легко открываться изнутри без ключа;
  • пути эвакуации и выходы должны быть свободны от препятствий, таких как продукты, оборудование, отходы или обломки, которые могут помешать безопасной эвакуации. Блокирование эвакуационных выходов строго запрещено;
  • персонал объектов, должен иметь функциональные портативные электрические фонари (по крайней мере, по одному на каждого дежурного сотрудника) и средства индивидуальной защиты органов дыхания и глаз от опасностей пожара (по крайней мере, по одному комплекту на каждого дежурного сотрудника).

Таким образом, хотя морские, речные и автобусные вокзалы не часто ассоциируются с громкими чрезвычайными ситуациями, приводящими к значительным человеческим жертвам и материальному ущербу, согласно статистике пожаров, они являются общественными местами с большим количеством пассажиров и посетителей. Поэтому администрации важно обеспечить надлежащее обслуживание всех инженерных систем противопожарной защиты и первичного противопожарного оборудования. Строгое соблюдение персоналом должностных инструкций и требований противопожарной защиты является обязательным условием.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Гайзетдинова А.М. Анализ и оценка обеспечения пожарной безопасности на предприятиях пищевой промышленности на примере предприятий по изготовлению сиропа // Экономика строительства. 2023. № 6. С. 30-33.
  2. Аксенов С.Г., Киселева Е.А. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности газовой котельной // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2022. № 10. С. 118-129.
  3. СП 462.1325800.2019. Свод правил. Здания автовокзалов. Правила проектирования.
  4. Свод правил СП 463.1325800.2019 Здания речных и морских вокзалов. Правила проектирования.
  5. Пожарная безопасность речных (морских) и автовокзалов: требования [Электронный ресурс] URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-rechnyh-i-morskih-avtovokzalov-trebovaniya/ (Дата обращения 11.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: