УДК 614.842.6

Обзор методов и способов ликвидации пожара на водных суднах

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономически наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Самигуллин Рафис Минниханович – кандидат юридических наук, доцент Уфимского юридического института МВД России.

Ваншулин Андрей Викторович – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье пишется о тактике пожаротушения на борту судов. Подчеркивается оптимизация использования огнетушащих веществ в различных зонах судна. Пишется о том, каким образом осуществляется процесс тушения.

Ключевые слова: пожарная безопасность, противопожарная защита на воде, пожарная безопасность на суднах.

Тушение пожара на судне сталкивается с такими проблемами, как сложная оценка, дорогостоящие средства, обширные ресурсы, разнообразный и насыщенный груз, небезопасные пути отхода, плохая видимость, густой дым, высокие температуры, быстрая проводимость конструкции и оперативное развитие по коридорам, шахтам и воздуховодам.

Пожары на судах происходят в уникальных условиях из-за планировки, системы вентиляции и численность помещений, которые способствуют быстрому распространению огня. Пожарная нагрузка распределяется по поверхности, а маленькая высота помещений, наличие пространства под облицовкой переборок и потолков, а также горючая боковая облицовка, плинтусы и теплоизоляция содействуют оперативному развитию и долгому обнаружению. Конструктивные особенности машинного и котельного отделений также способствуют распространению пожаров.

Огонь распространяется от блока управления механизмами к надстройке через открытые отверстия, теплопроводность шахты и судовые кабели. Сжигание топлива создает проблемы, поскольку температура доходит до 350-400°C в течении нескольких минут, что вскоре может привести к возгоранию смежных материалов в помещениях, находящихся рядом. Связь между пунктом управления механизмами и надстройкой позволяет огню достичь надстройки в течение 15 минут.

Возгорания в трюмах нефтяных танкеров проявляют различные признаки. В паров-воздушных пространствах содержатся различные концентрации, обычно превышающие лимиты взрывоопасности. Первичные стадии могут включать воспламенение паров, прорыв крышки люка, разрыв трубопровода или взрывы в 1 или нескольких резервуарах. Взрывы приводят к перекосу палубы, частичному погружению, фрагментации, отсоединению или раскрытию; повреждению переборок и поверхностей корпуса, выбросу нефтепродуктов и, возможно, к каскадным взрывам в близлежащих резервуарах. Перекачка нефтяных продуктов из соседних резервуаров увеличивает риск взрыва. Переход на остальные резервуары выполняется в результате прямого воздействия пламени, теплопроводности и прогрева палуб, люков, смотровых отверстий и линий выравнивания газа. В результате повышается насыщенность паров и давление, что приводит к более быстрому и продолжительному распределению нефтяных продуктов по поверхности воды. Скорость перемещения легковоспламеняющейся жидкости по водной поверхности зависит от ветра, течения и объема выделяемой жидкости.

Огонь распространяется различными путями: в жилых и офисных помещениях через открытые двери, судовые проемы, коридоры, сходни, шахты, вентиляционные системы и горючие материалы; в трюмах и постах управления механизмами (MCO) через боковые облицовки, переборки и теплоизоляционные материалы. Он может перемещаться между помещениями через металлические переборки, перегородки и палубы за 10-15 минут, а через изолированные конструкции - в течении часа.

Конструктивная защита судна направлена на сдерживание пожара путем использования огнестойких строительных конструкций, системных элементов и специализированных противопожарных устройств, таких как огнестойкие переборки, палубы, заслонки, затворы и барьеры.

При тушении пожаров на судах главным соображением является принятие решения о том, следует ли оставить судно у причала или переместить его подальше от близлежащих сооружений и других судов. Суда перемещаются, если на них перевозятся опасные материалы или существует риск распространения пожара. Это решение имеет решающее значение во время чрезвычайных ситуаций, когда ресурсы ограничены. Как правило, нефтяные танкеры остаются у причалов, чтобы избежать потенциальных разливов и рисков уничтожения, связанных с легковоспламеняющимися грузами.

На судах используются разные подавляющие пламя вещества: вода, пены, инертные вещества и порошки. Высокотемпературные струйные распылители широко распространены для продвижения в условиях сильной жары, формирования завес в подъездах, мансардных окнах и люках, чтобы исключить попадание искр и снизить температуру газа в 2-2,5 раза. Внутренние пожары в отсеках судна выигрывают от запотевания паром для создания пенных экранов, которые контролируют распространение дыма и обеспечивают доступ пожарных.

Объемное тушение используется, когда очаг возгорания недоступен для струй или когда существует угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током. Чтобы улучшить движение пены, нужно совмещать движение газовых потоков и пены, нужно заблокировать отверстия вокруг пеногенератора каким-нибудь материалом, например брезентом, оставив несколько отверстий не закрытыми со стороны напротив для выхода дыма. Скорость ликвидации дыма должна быть в 1,5 раза выше скорости подачи пены.

Объемное тушение неободимо для скрытых пожаров. Водяной пар работает при больших пожарах с концентрацией 35% и расходом подачи 0,005–0,008 кг/м3. Но при этом нельзя использования пара в помещениях, заполненных углем, во избежание взрывов.

Основными методами локализации возгорания в надстройке судна являются коридоры, лестницы и люки, облегчающие эвакуацию, спасение людей или предотвращающие развитие горения. Предотвращение выхода огня за пределы надстройки имеет решающее значение для эффективной борьбы с пожарами внутри. При обнаружении пожара и высоких температур рекомендуется соблюдать осторожность, прежде чем открывать двери; вместо этого можно использовать специальные инструменты через специально отведенные отверстия. Важно следить за соседними переборками и палубами. В случае открытых дверей без огнетушащих веществ необходимо закрыть их и прекратить вентиляцию до тех пор, пока не будут подготовлены средства пожаротушения.

В случаях, когда пожар охватывает несколько зон и локализация является сложной задачей, ключевым подходом является герметизация всех отверстий, их охлаждение, отключение систем вентиляции, освещения и электроснабжения и сосредоточение усилий на размещении необходимых средств пожаротушения, таких как резервуары с водой и пеной, в близлежащих помещениях для охлаждения переборок.

При ликвидации возгорания внутри надстройки устойчивость судна имеет решающее значение из-за воздействия воды на верхние палубы и риска опрокидывания, особенно при концентрации пассажиров. Определение местоположения пожара в трюмах зависит от плотности дыма и значений температуры, чему способствуют карты загрузки трюмов на судах. Изменения цвета и температуры переборок и палуб помогают определить места возгорания.

Подача пены и размещение распылительных бочек через каналы вентиляции подходят для ликвидации горения в трюмах, а не на двух палубах. Этот метод защищает каналы и устраняет распространение огня.

Затопление горящих трюмов является последним средством, когда другие методы не помогают или доступ к очагу пожара невозможен. Плавучесть груза во время затопления может привести к дальнейшему горению, деформации палубы и распространению горения на две палубы. Разбухающий груз также может повредить переборки и палубы.

Тушение пожаров на нефтяных танкерах является сложной задачей и требует много времени. Стационарное объемное тушение используется, когда резервуары не сильно повреждены, а поверхности отверстий, соприкасающиеся с атмосферным воздухом, минимальны. Для сильно поврежденных резервуаров применяется поверхностное тушение с использованием пены для мобильных транспортных средств.

Ключевые действия пожарных бригад по ликвидации возгораний включают герметизацию и, что особенно важно, предотвращение взрывов и развития огня. Меры включают герметизацию отверстий, заполнение соседних резервуаров водой, пеной или негорючими веществами, отсоединение трубопроводов и подачу струй для охлаждения поверхностей и конструкций.

Воздушно-механические пены являются ключевыми для поверхностного тушения с большими отверстиями на палубе. Для подачи пены в резервуары используются стационарные и переносные пенообразователи. Защита с помощью распыляемых струй необходима персоналу, работающему с пенными насосами и бочками.

При небольшом уровне жидкости, деформациях или обрушениях конструкций переборок, палуб и оборудования затрудненное пеногасение влечёт за собой заполнение резервуаров нефтепродуктами или водой для повышения уровня и образования жидкого зеркала. Поврежденный корпус и горящие жидкости на плаву требуют удаления судна из зоны горения, постановки его на якорь и охлаждения борта танкера сильными струями воды. Удаление нефтепродуктов с судна становится критическим, когда невозможно извлечь судно из разлитой нефти. Горящие на поверхности воды масляные пленки устраняются путем смешивания их с мощными компактными струями воды. Барьеры используются для ограничения распространения нефти, окружая танкер и усложняя условия тушения, поскольку теперь судно будет гореть по периметру барьера.

При ликвидации огня в машинном и котельном отделениях крайне важно перекрыть все краны и клапаны топливопроводов. Перекачка топлива из одной емкости в другую в зоне возгорания строго запрещена.

При тушении возгорания на плавучем судне руководитель тушения пожара должен обеспечить устойчивость и сотрудничать с капитаном, чтобы предотвратить опрокидывание из-за значительной качки.

До того, как прибудет пожарная команда, капитан судна руководит тушением горения на причале и может использовать аварийно-спасательные группы с других судов. По прибытии пожарной команды начальник караула принимает командование и координирует действия с капитаном. В состав команды пожаротушения должны входить капитан или помощник капитана и представитель порта.

Для эффективного пожаротушения на судне и связи с берегом необходимо применять широковещательную сеть аварийных судов, пожарных и других задействованных судов, а также звуковые сигналы и мегафоны. Портативные радиостанции сложно использовать на борту. Устройства световой сигнализации на аварийных и других судах могут облегчить связь с берегом в ночное время. Хорошая связь с берегом имеет решающее значение во время пожаров на судах на рейдах, где обычно размещаются дополнительные ресурсы.

Таким образом, тушение пожара на судне является трудоёмким процессом, имеющим множество нюансов, также он может усугубляться типом средства, а также что оно перевозит. Поэтому необходимо уделать огромное внимание данной проблеме и стараться развивать способы ликвидации огня.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Киселева Е.А. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности газовой котельной // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2022. № 10. С. 118-129.
  2. Аксенов С.Г., Курочкина А.С., Губайдуллина И.Н. Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на промышленных предприятиях // Грузовик. 2022. №9. С. 41-43.
  3. Тушение пожаров на морских, речных судах и трюмах кораблей методический план [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/392PoA (Дата обращения 25.02.2024).
  4. Системы пожаротушения [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/392PrJ (Дата обращения 06.01.2024).
  5. Приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ».

Интересная статья? Поделись ей с другими: