УДК 377.1

Показатель качества профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности

Буданов Борис Владимирович – доцент кафедры безопасности в ЧС Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России.

Арефьева Елизавета Алексеевна – курсант факультета пожарной и техносферной безопасности Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности, учитывая особенности современной структуры МЧС России и необходимость постоянного совершенствования уровня профессиональной подготовки.

Разработаны обоснованные показатели качества профессиональной подготовки, в основе которых положены феноменологическая модель процесса подготовки, отражена суть данной модели процесса подготовки.

С помощью феноменологической модели сформулированы качественные показатели состояния профессиональной подготовки в виде вероятности, которую применительно к марковским и пауссоновским процессам можно определить как вероятность того, что в течение определенного времени не произойдет изменения состояния подготовленности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учебный процесс, качество подготовки, показатель подготовки, количественный показатель, феноменологическая модель.

В связи с развитием технического прогресса, внедрением в процесс пожаротушения новейших систем пожаротушения. Предметом особой заботы МЧС России в настоящее время является повышение профессионализма кадров. На основе совершенствования учебного процесса, современных технологий обучения, прежде всего в учебных заведениях МЧС России, предстоит решать вопросы повышения уровня квалификации управленцев, последовательно готовить начальствующий состав оперативных подразделений, горноспасателей и военных спасателей, пожарных, расширять их профессиональные возможности.

Целью профессиональной подготовки специалистов в области пожарной и техносферной безопасности является достижение специальной выучки на уровне, обеспечивающем надежное и своевременное выполнение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, пожаров в любых условиях обстановки мирного и военного времени. Такие особенности современной структуры МЧС России, как текучесть кадров, постоянное совершенствование и применение новых способов и методик в деятельности, освоение новых образцов пожарно-спасательного вооружения приводят к необходимости постоянного повышения уровня профессиональной подготовки специалистов. Однако, как известно, редко выполняемые навыки со временем могут ухудшаться и даже утрачиваться [1].

Все выше перечисленные обстоятельства накладывают определенную особенность на организацию профессиональной подготовки в МЧС России, заключающуюся в некоторой цикличности и постоянной динамике изменения в течение цикла.

Важнейшей задачей при оценке любого явления является обоснованный выбор количественных показателей (единичных и комплексных), которые достаточно адекватно отражали сущность оцениваемого явления и в тоже время допускали простоту вычислений.

Целью данной статьи является разработка обоснованного и достаточно просто вычисляемого показателя качества профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности. Решение данной задачи, в основе которого может быть положена феноменологическая модель процесса, возможно на анализе временных соотношений состояния уровня профессиональной подготовки при заданных условиях процесса обучения.

В целом, процесс профессиональной подготовки можно структурно представить в виде организационной системы при подаче, на вход которой совокупности управляющих воздействий, объединенных в форме учебно-тренировочных мероприятий, на выходе получим отклики в виде совокупности уровней навыков, сформированных у различных категорий специалистов пожарной безопасности. Исходя из теории организационных систем сформированный уровень будет уменьшаться со временем, вплоть до неудовлетворительного состояния, если не проводить учебно-тренировочные мероприятия по поддержанию и совершенствованию умений и навыков.

Процедур квантования амплитуды отклика Y(t) по уровню заданного качества Qзад приводит к тому, что данный отклик трансформируется в дискретный импульс длительностью tn, математическое выражение которого имеет вид индикаторной функции:

Screenshot 1

где Screenshot 2  – реальное значение качества подготовки специалиста,

n – уровень его подготовленности.

Данное выражение отражает суть феноменологической модели процесса профессиональной подготовки в части изменения качества ее состояния. Очевидно, что при увеличении количества учебно-тренировочных мероприятий на выходе системы будет наблюдаться дискретная последовательность откликов, что подтверждает такую необходимую особенность формирования навыков, как периодическое проведение занятий и тренировок для поддержания их уровня в требуемых пределах. Изменение состояния навыков представляет собой дискретный Марковский процесс с двумя состояниями (S=1 – соответствует уровню подготовленности обучаемого, S=0 – уровню неподготовленности). При этом очевидно, что при увеличении частоты проведения учебно-тренировочных мероприятий будут сокращаться интервалы неподготовленности, пока дискретный процесс не выродится в состояние S=1). С математической точки зрения теории вероятности основными характеристиками этого процесса являются вероятности начального состояния, вероятности переходов соответственно из S1 в S2 и из S2 в S1 за малое время Dt. Интенсивности переходов зависят от множества факторов: первоначального уровня профессиональной подготовки специалистов, от качества организации и проведения процесса обучения, от состояния учебно-материальной базы и уровня различной подготовки руководителей занятий, а так же от различных помеховых воздействий, которые нарушают, либо мешают процессу профессиональной подготовки.

Предложенная феноменологическая модель позволяет сформулировать количественный показатель состояния профессиональной подготовки в виде вероятности P0, которую можно определить как вероятность того, что в текущий момент контроля tк специалисты находятся в подготовленном состоянии, при условии, что длительность процедуры контроля Tк меньше, чем длительность интервала подготовленности Tп. Применительно к марковским и пуассоновским процессам данную вероятность можно определить как вероятность того, что в течение времени Tк не произойдет изменения состояния подготовленности. При этом интервал времени Tп между последовательными изменениями состояния подготовленности есть случайная величина с плотностью распределения

Screenshot 3

где Tп – среднестатистическое значение длительности интервала подготовленности, tп – интервал подготовленности, lп – интенсивность перехода, равная обратным средним длительностям tп, N – конечное число переходов из одного состояния в другое.

Следовательно, вероятность равна:

Screenshot 4

Таким образом, количественно уровень состояния профессиональной подготовки при известном значении интервала времени Tп определяется вероятностью P0, из выражения которой следует, что чем больше отношение величин Tп и Tк, тем больше вероятность P0.

Применение на практике данного показателя позволит прогнозировать уровень подготовленности специалистов пожарной безопасности на предстоящий период деятельности, осуществлять планирование профессиональной подготовки, оценивать эффективность проведения и корректировать ее организацию.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности: материалы Дней науки с международным участием (3-7 декабря 2018 г.), посвященных 90-летию со дня образования Уральского института ГПС МЧС России: в 2-хчастях/ М.Ю. Порхачев, А.А. Корнилов, О.Ю. Демченко. –Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2019. – 152 с.
  2. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Федеральный ин-т развития образования, 2005.
  3. Белоновская И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: монография. – М.: Ин-т развития профессионального образования, 2005. – 351 с.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
  5. Глебов В.Ю., Галкин Р.Н., Костров А.В. и др. Основы совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. // МЧС России. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 434 с.
  6. Крулехт М.В., Тельнюк И.В.. Экспертные оценки образования. 2002.