УДК 614.849

Обзор возможных решений для обеспечения пожарной безопасности в метрополитене

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий

Рафиков Артём Флоридович – студент Уфимского университета науки и технологий

Сахаутдинова Альбина Азаматовна – студент Уфимского университета науки и технологий

Аннотация: В этой статье рассматриваются важнейшие аспекты мер пожарной безопасности в системах метрополитена, особое внимание уделяется проектированию, конструкции и эксплуатационным протоколам для обеспечения безопасности пассажиров и персонала. В нем рассматриваются действующие правила, руководящие принципы и системы для снижения рисков возникновения пожаров, совершенствования процедур эвакуации и защиты инфраструктуры в условиях подземного транспорта.

Ключевые слова: пожарная безопасность, противопожарная защита метрополитена, безопасная городская среда.

Системы метрополитена являются неотъемлемой частью городских транспортных сетей, ежедневно обслуживающими миллионы пассажиров. Однако закрытый характер подземных сооружений создает уникальные проблемы с точки зрения пожарной безопасности.

image001

Рисунок 1. Метро в разрезе.

Согласно нормативным определениям, метро относится к подземной/надземной, наземной городской системе электротранспорта.

Глобальные данные о метрополитене и оперативная информация указывают на значительные риски для безопасности, особенно касающиеся пожарной безопасности в общественных подземных сооружениях со стационарными эскалаторами, которые ежедневно посещаются большими толпами людей.

Сложные подземные системы метрополитена, состоящие из множества соединенных туннелями станций, представляют высокий риск нарушения правил, неисправностей и неадекватной противопожарной защиты из-за их изолированного характера, подверженности распространению дыма, что потенциально может привести к массовым жертвам среди пассажиров, персонала и существенному материальному ущербу.

Безопасность на объектах метрополитена является главным приоритетом для руководства транспортом, персонала пожарной охраны и регулирующих органов, ответственных за разработку и обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в этих сложных условиях. Уникальные характеристики систем метрополитена, включая большое количество пассажиров, закрытые помещения и сложную инфраструктуру, требуют комплексного подхода к управлению безопасностью для снижения рисков и обеспечения благополучия пассажиров и персонала.

Структура метрополитена включает ключевые объекты с повышенной пожарной опасностью:

  • Электровозные депо для технического обслуживания, в которых хранятся легковоспламеняющиеся материалы, такие как горюче-смазочные материалы;
  • Строительные площадки с пожароопасными работами, такими как сварка и покраска;
  • Станции метро, включающие залы, переходы, эскалаторы и зоны обслуживания.

Кабельные сооружения в метро, такие как туннели, коридоры, технические этажи и шахты, предназначены для электроустановок и доступа к техническому обслуживанию.

Определенные места повышенного риска, такие как электровозные депо (рисунок 2) и кабельные сооружения, представляют значительную пожароопасность, требующую повышенной бдительности и специальных мер пожарной безопасности. Аналогичным образом, станции метро сталкиваются с уникальными проблемами, связанными с густонаселенными пассажирскими зонами, что требует эффективных стратегий управления толпой и надежных протоколов эвакуации для обеспечения быстрого и упорядоченного реагирования во время чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Сложный характер этих условий подчеркивает критическую важность упреждающей оценки рисков, строгих протоколов безопасности и непрерывного обучения для снижения потенциальных рисков возникновения пожаров и повышения общего уровня безопасности и готовности в этих местах повышенного риска.

image002

Рисунок 2. Депо метрополитена.

Ключевая правовая документация, регулирующая пожарную безопасность метрополитена, включает:

  • Технический регламент по пожарной безопасности и соответствующие руководящие принципы;
  • Обновленные версии СП 120.13330 (от 2012 года), касающиеся проектирования и реконструкции метрополитена;
  • Руководство по адаптации для сооружений гражданской обороны;
  • Правила осмотра и мониторинга подземных сооружений.

Правила пожарной безопасности Российской Федерации определяют правила безопасности людей, инфраструктуры и объектов, включая метрополитены, охватывающие поведение, техническое обслуживание и управление территорией.

Руководство по маршрутам эвакуации и её выходам:

  • станции пересадочного узла должны иметь отдельные или общие вестибюли входа и выхода для безопасной эвакуации с возможностью дополнительного выхода вместо второго вестибюля;
  • количество эскалаторов на станции должно основываться на таких факторах, как пропускная способность пассажиропотока, техническое обслуживание эскалатора и сценарии экстренной эвакуации.

Для станции с одним вестибюлем на основе расчетов следует определить минимум четыре эскалатора.

Во время пожара туннельная вентиляция, наряду с другими инженерными мерами, должна эффективно защищать пути эвакуации от риска возгорания.

При рассмотрении вопроса об установке киосков на станциях крайне важно уделять приоритетное внимание безопасности и убедиться, что они не препятствуют эвакуации пассажиров и персонала в случае чрезвычайной ситуации, особенно при срабатывании систем дымоудаления. Придерживаясь строгих рекомендаций и предписаний, проектировщики станций могут снизить потенциальные опасности и улучшить общий уровень безопасности.

Аварийное освещение является одним из главных элементом безопасности, который должен всесторонне охватывать все зоны внутри станций, туннелей и туннельных сооружений, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию пассажиров во время чрезвычайных ситуаций. Это включает пассажирские зоны, промышленные зоны и жилые помещения для обеспечения надлежащей видимости и ориентирования в критических ситуациях. Нормативные стандарты обычно предписывают, что аварийное освещение должно поддерживать уровень яркости в пять процентов от стандартного рабочего освещения в пассажирских зонах и туннелях.

Световые указатели вдоль путей эвакуации являются важным фактором в обеспечении безопасности жильцов во время чрезвычайных ситуаций. Эти знаки, которые часто подсвечиваются, помогают людям ориентироваться в здании, чтобы добраться до ближайшего выхода или места сбора. Для обеспечения их эффективности в чрезвычайных ситуациях световые указатели вдоль путей эвакуации должны быть подключены к сети аварийного освещения в соответствии с нормативной документацией.

Обеспечение благополучия людей внутри зданий, особенно во время чрезвычайных ситуаций, требует тщательного рассмотрения конструкции и эксплуатационной эффективности дверей, расположенных вдоль путей эвакуации. Эти двери служат важнейшими элементами для обеспечения быстрых и безопасных процедур эвакуации во время кризисных ситуаций, являясь важным компонентом в облегчении безопасного прохода пассажиров к назначенным местам сбора. Уделяя приоритетное внимание надлежащему дизайну, функциональности и техническому обслуживанию этих дверей, руководители зданий и сотрудники службы безопасности могут повысить общую готовность к чрезвычайным ситуациям и возможности реагирования на них. Эффективные дверные системы на путях эвакуации играют важную роль в снижении рисков, минимизации потенциальных опасностей и, в конечном счете, защите жизней в критических ситуациях.

На путях эвакуации пассажиров для отделки стен и потолков следует использовать огнестойкие материалы. Рекомендуется использовать негорючие краски. Дренажные зонты в пассажирских зонах не должны превышать класс пожарной опасности.

Защита от задымления:

  • системы противодымной защиты метрополитена состоят из: станционных комплексов, двухпутных и/или однопутных туннелей, пассажирских зон и блоков офисных и технических комнат;
  • она необходим для того, чтобы обезопасить людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей наружу или в безопасную зону, а также для создания условий для работы пожарно-спасательных подразделений;
  • в случае пожара в вагоне подвижного состава на станции или в случае пожара (задымления) на перегоне туннельные вентиляционные установки переходят в аварийный режим для обеспечения противодымной защиты путей эвакуации;
  • режимы работы вентиляционных установок в этом случае определяются на основе алгоритма туннельной вентиляции в режиме противодымной защиты.

На станциях метро для противодымной защиты могут использоваться комбинации:

  • систем вентиляции туннелей;
  • систем приточной и вытяжной противодымной вентиляции;
  • систем удерживающей вентиляции в вестибюлях;
  • дымовых завес над платформами;
  • для ограничения слоя дыма ниже 2,5 метров, предотвращения распространения пожара и повышения общей эффективности вентиляции.

Системы приточной и вытяжной противодымной вентиляции, установленные в вестибюлях, важны в сдерживании распространения побочных продуктов горения, содействии работе пожарных подразделений и обеспечении создания безопасных путей эвакуации.

В определенных помещениях требуется автоматическая пожарная сигнализация, а электроснабжение должно соответствовать высоким стандартам надежности. Управляющее оборудование расположено стратегически для эффективного мониторинга и контроля доступа с защитой от внешних факторов. Блоки управления пожаротушением размещены в специально отведенных зонах для обеспечения оптимальной функциональности и безопасности.

Таким образом, поддержание высокого уровня пожарной безопасности в системах метрополитена имеет первостепенное значение для обеспечения благополучия пассажиров и персонала. Придерживаясь строгих правил, внедряя надежные системы вентиляции и эвакуации, а также используя огнестойкие материалы, власти метрополитена могут значительно снизить риски, связанные с пожарами в подземных помещениях. Постоянная бдительность, регулярные проверки и следование передовым практикам необходимы для создания надежной системы метрополитена для всех заинтересованных сторон.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Гайзетдинова А.М. Анализ и оценка обеспечения пожарной безопасности на предприятиях пищевой промышленности на примере предприятий по изготовлению сиропа // Экономика строительства. 2023. № 6. С. 30-33.
  2. Аксенов С.Г., Корнеев В.С., Синагатуллин Ф.К., Пермяков А.В. Анализ обеспечения пожарной безопасности в резервуарном парке // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2023. № 1. С. 31-47.
  3. Свод правил СП 120.13330.2012 с изменениями 2 «Метрополитены» Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003;
  4. Прохоров В.П., Вагнер Е.С. Проблема обеспечения пожарной безопасности пассажирских перевозок в тоннелях московского метрополитена // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2017. № 11-12. С. 36-42.
  5. Федеральный закон №16-ФЗ от 09.02.2017 г. «О транспортной безопасности».

Интересная статья? Поделись ей с другими: