УДК 614.846

Депо пожарной части: требования и правила

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий

Рафиков Артём Флоридович – студент Уфимского университета науки и технологий

Назаров Денис Маратович – студент Уфимского университета науки и технологий

Аннотация: В статье рассматриваются особые требования к гаражам, используемым пожарно-спасательными подразделениями. Также подробно описываются запрещенные действия в гараже для обеспечения безопасности и функциональности помещения. В работе также пишется о том, что можно ставить в гараже. Из чего состоят пол и стены гаража.

Ключевые слова: пожарная безопасность, пожарные автомобили, гараж.

Актуальность темы заключается в том, что гаражи, используемые пожарно-спасательными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям России, существенно различаются от гаражей, которые используются для простых автомобилей, по размерам и дизайну. Они необходимы не только для технического обслуживания пожарных автомобилей, но и размещения в подразделениях.

image001

Рисунок 1. Пожарная часть.

Существует большое количество норм и требований. по которым должны выстраиваться пожарные депо. Так же в них должны соблюдаться определённые нормы и правила.

Внутри депо должна поддерживаться температура не менее +16°C, за которой следует следить. В отопительной системе обычно используется вода. Напольное покрытие должно быть устойчивым к влиянию нефтяных продуктов и пригодным для сухой (механизированной) уборки.

Пол гаража должен быть абсолютно гладким и без каких-либо ступеней и преград, чтобы предотвратить травму персонала. Однако с учетом размещения пожарных машин предусмотрены упорные конструкции для задних колес противопожарного транспорта или стационарные колесоотбойники (башмаки).

Чтобы создать беспроблемное передвижение пожарных во время тревоги, пожарные машины должны находится на расстоянии не менее 2 м друг от друга и автомобиля, расположенного с краю до стены. Расположение пожарных машин должно обеспечивать беспрепятственное передвижение между машинами и стенами.

Внутри необходимо соблюдать следующие расстояния:

  • 1,5 м от крайней левой (выездной) пожарной машины до стены;
  • один метр от пожарной машины до ближайшей колонны сбоку;
  • два метра (до трёх единиц пожарного автотранспорта) или три метра (четыре и более единиц) от пожарной машины до передней или задней стен.

image002

Рисунок 2. Расстояние между пожарными автомобилями.

Внутри пожарных частей, где расположены специализированные пожарные машины, важно соблюдать расстояние не менее одного метра между грузовиками и выступами зданий. Размеры стоянки для грузовиков обозначены белыми полосами шириной десять сантиметров. По усмотрению руководителя подразделения может применяться схема несения караульной службы. При назначении на должности вновь прибывшего начальника караула, бойцы обязаны занимать отведенные ему места в соответствии с этой схемой.

В гараже не допускается:

  • загораживать ворота, тамбуры, подъездные пути к пожарным кранам и места расположения противопожарных щитов;
  • держать в открытом состоянии заливные горловины топливных баков;
  • промывать детали легковоспламеняющимися веществами;
  • заряжать аккумуляторы;
  • пользоваться открытым огнем;
  • для заправки пожарных машин или хранения горюче-смазочных материалов;
  • для парковки несанкционированных транспортных средств;
  • для отдыха персонала подразделения FPS в пожарных машинах;
  • для покрытия маршрутов передвижения персонала коврами или дорожками во время тревоги.

Пожарные машины заправляются исключительно с помощью специальных шлангов на заправочных станциях, что исключает использование альтернативных емкостей, таких как канистры или ведра для заправки. Эта мера безопасности гарантирует, что заправка проводится контролируемым и безопасным образом, с соблюдением правил для поддержания эксплуатационной эффективности и предотвращения потенциальных опасностей, связанных с неправильными методами заправки.

Когда дело доходит до требований к конструкции и безопасности ворот пожарной части, конкретные рекомендации обеспечивают оптимальную функциональность и безопасность. Необходимость остекления ворот как минимум на 30% служит нескольким целям. Такой уровень остекления позволяет естественному свету проникать в гараж, улучшая видимость и уменьшая потребность в искусственном освещении в течение дня. Кроме того, наличие устройств для предотвращения самопроизвольного выпадения стекол. В случаях, когда остекление невозможно или требуется, например, в боксах для парковки вспомогательного оборудования, допускаются ворота без остекления. Кроме того, конкретные размеры, предусмотренные для первых ворот, ближайших к точке подключения устройства, при минимальном размере 0,7 х 2,0 метра, необходимы для обеспечения въезда и выезда пожарных машин.

Начальник части устанавливает порядок посадки персонала охраны в пожарные машины, исходя из условий безопасности, с надписями на воротах, указывающими либо "Посадка личного состава на фасаде подразделения", либо "Посадка личного состава в гараже".

Крайне важно установить систему отвода выхлопных газов в гаражах, чтобы гарантировать, что они не будут заполняться при работе двигателей пожарных машин. Эта установка должна иметь возможность подсоединения к выхлопной системе пожарных машин. Она необходимо для предотвращения скопления выхлопных газов внутри гаража, которые могут представлять значительную опасность для огнеборцев.

Гараж также оснащен приточно-вытяжной вентиляционной системой, которая должна быть рассчитана на одновременный выезд половины пожарных машин. Воздухообмен в гараже должен проходить согласно принципу "долива". Требования к системам вентиляции в обязательном порядке принимаются в соответствии с документами для складских зданий, которые, как правило, относят к категории пожарной опасности В.

В гараже на видном месте установлен погодный дисплей, предоставляющий актуальную информацию о погоде. Кроме того, зеркала заднего вида размером 100 х 40 см располагают на передней стенке каждых ворот для улучшения видимости и безопасности. Для облегчения организации стеллажи или прикроватные тумбочки с фиксированными открытыми дверцами расставляют для хранения предметов первой необходимости и оборудования, обеспечивая возможность экипировки бойцов во время несения службы. Эти решения для хранения точно расположены вдоль стены гаража за пожарными машинами, на максимальной высоте 0,8 м от пола для удобного доступа и эффективного использования.

Кроме того, для справки приводится схема, иллюстрирующая расположение пожарного караула. При распределении боевых функций между подразделениями, постами и патрулями крайне важно, чтобы прибывающий персонал охраны занимал отведенные ему позиции в соответствии с этой схемой, чтобы обеспечить скоординированное и эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации.

image003

Рисунок 3. Схема построения караула.

Расположение стеллажей (прикроватных тумбочек) возможно рядом с пожарными машинами на интервале не меньше 1,5 метров. Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин производятся в смотровых канавах узкого типа, ширина которых определяется исходя из колеи пожарной машины, и глубиной 1,2-1,4 м от пола гаража. У канав для осмотра должны быть ступеньки для выхода из них, а также кронштейны, которые монтируются в стену в стороне напротив. Для предотвращения падения пожарных машин в канавы и направления их движения вдоль канав устанавливаются железобетонные или металлические ребра высотой не менее 80 мм.

В гараже также могут разместиться следующие:

  • аккумуляторная;
  • комната с хранением в ней рукавов;
  • пост технического обслуживания.

Пол и стены смотровой ямы выложены керамической плиткой, на дно уложена деревянная решетка, а в стенах устроены ниши для инструментов и ламп. Ниши для инструментов и приспособлений защищены от механических повреждений, а края окрашены желто-черной диагональной полосой длиной 5 см под углом 45°.

Недопущение падения осуществляют при помощи накрывания смотровой ямы съемными решетками, сделанными из металлических прутьев, диаметром не менее двенадцать миллиметров или деревянными щитами толщиной не менее сорока миллиметров в металлическом каркасе.

В холодное время года для обогрева смотровой канавы используется продуманная система отопления. Эта система функционирует за счет циркуляции теплого воздуха по каналам, встроенным в стенки канавы. Когда теплый воздух проходит по этим каналам, он эффективно нагревает окружающую среду, гарантируя, что в смотровой яме сохраняется комфортная температура, несмотря на внешние холода. Этот метод обогрева оптимизирует функциональность смотровой ямы, обеспечивая благоприятные условия для необходимых работ.

Использование ламп напряжением 127-220 В для освещения смотровых ям допускается при соблюдении следующих условий:

  • провода выполнены с внутренней электрической изоляцией и гидроизоляцией;
  • осветительные приборы и выключатели установлены с электрической изоляцией и гидроизоляцией;
  • лампы защищены стеклом или защитной решеткой;
  • металлические корпуса ламп надлежащим образом заземлены для обеспечения безопасности и предотвращения поражения электрическим током.

Таким образом, важно соблюдать вышеизложенные правила и установки. Потому что эти требования обеспечивают безопасность и эффективность пожарно-спасательных операций, а также защиту пожарных машин и персонала.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 146-151.
  2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, – С. 124-127.
  3. Приказ Минтруда России № 881н от 11.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны».
  4. Приказ МЧС России № 737 от 01.10.2020 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения МЧС России».
  5. СП 380.1325800.2018 «Здания пожарных депо. Правила проектирования».
  6. НПБ 101-95 «Нормы проектирования объектов пожарной охраны».

Интересная статья? Поделись ей с другими: