УДК 614.846.63

Процесс производства автомобилей противопожарной службы

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Камалов Айнур Айратович – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматривается процесс производства пожарных машин: от начальных этапов проектирования и изготовления до внедрения передовых технологий и материалов. Освещаются ключевые компоненты, технологии производства и отраслевые практики, которые способствуют созданию эффективных и надежных пожарных машин.

Ключевые слова: пожарная безопасность, изготовление пожарных машин, процесс выпуска.

Производство пожарных машин является важнейшим аспектом обеспечения общественной безопасности и возможностей реагирования на чрезвычайные ситуации в современном обществе. Процесс производства пожарных машин простирается от тщательного проектирования и изготовления этих специализированных транспортных средств до интеграции передовых технологий и оборудования.

Современный пожарный автомобиль состоит из:

  • шасси;
  • кабина водителя;
  • пространство для хранения противопожарного оборудования;
  • резервуар для огнетушащих веществ;
  • насосный механизм.

image1

Рисунок 1. Сборка пожарных автомобилей.

Известные частные производители пожарного оборудования специализируются на производстве транспортных средств. На выбор рамы влияет либо производитель, либо клиент, в зависимости от условий эксплуатации пожарной машины. Например, для пересеченной местности может потребоваться транспортное средство, построенное на шасси "УРАЛ", в то время как городские пожарные службы могут выбрать шасси "КАМАЗ". Современный процесс изготовления пожарных машин начинается со стандартного металлического листа.

Начальный этап: грунтовка и придание формы компонентам включает шлифовку и гибку на специализированном оборудовании, при этом некоторые части компонентов немедленно подвергаются дополнительной покраске в соответствии со стандартной процедурой сборки пожарной машины. При изготовлении будущих надстроек транспортных средств используются исключительно алюминий и стекловолокно. Эти материалы заметно легче стали, непроницаемы для влаги, следовательно, устойчивы к коррозии. Кроме того, они легко режутся с помощью лазерной технологии.

Полимерные материалы используются для усиления пластика при изготовлении внутренних облицовок и кабины водителя транспортного средства. Жалюзи отсеков изготовлены из алюминия с пластиковыми вставками и резиновыми уплотнителями для обеспечения гибкости и гидроизоляции. Подгонка каждого профиля шторки под конкретные размеры необходима из-за различных типов отсеков в транспортных средствах. Сборка полного комплекта шторных дверей для одной пожарной машины обычно занимает около 4 рабочих дней. Впоследствии готовое изделие хранится и подготавливается к установке.

Следующий этап включает в себя изготовление верхней конструкции и установку пола кабины управления на балки и ригели (каркас). Закрепите все компоненты прочными болтовыми соединениями. Пол надстройки приклеивается автомобильным клеем. Для отверждения этого клея обычно требуется день.

Панели укладываются и закрепляются с помощью специальных инструментов, а сверху расположен увлажнитель для поддержания необходимого уровня влажности и температуры окружающей среды для данного типа клея. Эти меры необходимы для обеспечения надежной и эффективной процедуры склеивания.

Как правило, срок службы автомобильной рамы при интенсивной эксплуатации составляет в среднем около 7 лет. И наоборот, надстройка, установленная поверх нее, может прослужить значительно дольше и является более экономичной, чем сварная кабина. Такой подход позволяет экономить средства и сокращает частоту замены парка пожарных машин. Перенос надстройки со старого шасси на новое является обычной практикой. Клеевые соединения, которые на практике продемонстрировали превосходную надежность по сравнению с болтовыми соединениями, повышают жесткость кузова.

Настройка изготавливается по модульному принципу, с поперечными и продольными перегородками. В центре конструкции расположен резервуар для воды, изготовленный из экологически чистого материала, пригодного для транспортировки питьевой воды, с последующей установкой соответствующего насоса. Как только все компоненты будущей пожарной машины будут интегрированы, будут добавлены окончательные секции. Затем вся конфигурация производственного процесса переходит к следующему этапу сборки.

На третьем этапе к готовому каркасу добавляется дополнительное оборудование, проводятся электромонтажные работы и создается секция для пожарной бригады. Примечательно, что современные пожарные машины оснащены специализированными сиденьями, позволяющими пассажирам сидеть полностью одетыми, включая автономный дыхательный аппарат (СИЗОД) сзади. В настоящее время навесным оборудованием, таким как лестничная тележка на транспортном средстве, управляют люди непосредственно из кабины с помощью автоматизации.

Заключительный этап процесса строительства. Полная верхняя конструкция монтируется на раму, известный как "свадебный" этап на заводе по сборке автомобилей. Примечательно, что задняя стенка кабины отсутствует, а между надстройкой и кабиной установлена магнитная связь. Такая установка обеспечивает интеграцию кабины и расчетного отсека, сохраняя при этом возможность наклона кабины для необходимого технического обслуживания автомобиля.

Преимущества современных пожарных машин:

  1. Шторные двери, которые открываются нажатием кнопки "Вверх", не мешая передвигаться по автомобилю.
  2. Современные двери с лестницами, для удобства подъема и опускания пожарной команды из кабины.
  3. Современные насосы высокого давления.
  4. Дополнительное оборудование и управление, не выходя из автомобиля.
  5. Продуманные отсеки с откидной ступенькой (с допустимой нагрузкой до 250 кг), поворотные полки с большим количеством места для ПТВ.

Таким образом, для каждой пожарной машины составляется производственный план с подробным описанием предполагаемой установки и конструкции, гарантирующий, что она будет зарезервирована для потенциального владельца до начала сборки. В настоящее время российские заводы выпускают до 300 единиц.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблема обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 242-244.
  2. Аксенов С.Г., Яппаров Р.М., Губайдуллина И.Н., Шапошников А.С., Тараканов Д.А., Султанова А.Р., Эпимахов Н.Л. Моделирование развития опасных ситуаций при выбросе стирола в резервуарном парке // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №8 (122). URL: https://clck.ru/36iKtj.
  3. Как делают пожарные автомобили: основные этапы сборки [Электронный ресурс] URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/kak-delayut-pozharnyie-avtomobili-osnovnyie-etapyi-sborki/ (Дата обращения 29.03.2024).
  4. Производители пожарных автомобилей [Электронный ресурс] URL: https://производитель.рф/producers/avtomobili-pozharnye (Дата обращения 29.03.2024).
  5. Производство пожарных автомобилей [Электронный ресурс] URL: https://ufa.mashina-01.ru/news/proizvodstvo-pozharnykh-avtomobiley.html (Дата обращения 29.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: