УДК 614.849

Противопожарная защита железнодорожных станций и вокзалов: требования и нормы

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Сарваров Тимур Маратович – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные требования, изложенные в правилах пожарной безопасности Российской Федерации, специально разработанных для зданий железнодорожных вокзалов. Пишется о важных аспектах подержания высокого уровня противопожарной защиты.

Ключевые слова: пожарная безопасность, железнодорожные вокзалы, защита пассажиров.

Актуальность темы заключается в том, что администрация железнодорожных вокзалов, наряду с местными органами власти и ведомственными подразделениями пожарной охраны, последовательно уделяет приоритетное внимание безопасности пассажиров в период прибытия и отправления, особенно мерам противопожарной защиты и обеспечению сохранности товаров и багажа.

Сложность борьбы с потенциальными пожарами на станциях железных дорог выражается их техническими и организационными проблемами, ограниченным доступом к помещениям, значительной опасностью пожаров и сложным характером крупных станций. Эти сооружения служат многофункциональными комплексами, вмещающими большое количество пассажиров, которые могут быть неосведомлённые планировкой, эвакуации маршрутами и выходами.

Требования противопожарной зашиты затрагивают широкий круг вопросов, подчеркивая первостепенную важность строгого следования правил лицами, которые ответственные за обеспечение безопасности железнодорожных вокзалов, комплексов и пассажиров, в том числе теми, кто встречает или провожает.

Железнодорожная станция, неотъемлемая часть логистики железных дорог, представляет собой сложный объект недвижимости внутри вокзального комплекса на пассажирской остановке. Она включает здания и сооружения, нужные для обслуживания пассажиров поездов и остальных посетителей станционных услуг, включая рабочие места и офисные помещения для обслуживающего персонала.

Железнодорожные вокзалы являются частью учреждений обслуживания людей, отличающихся большим количеством пассажиров по сравнению с обслуживающим и техническим персоналом.

Железнодорожные станции служат остановочными точками на железнодорожных линиях, разделяя маршруты на сегменты, способствуя эффективной эксплуатации инфраструктуры и позволяя выполнять следующие действия:

  • обработка прибытия, отправления и обгона грузовых и пассажирских поездов;
  • проведение маневров по сборке и разборке поездов;
  • управление приемом и отправкой разнообразных грузов и багажа пассажиров;
  • обеспечение технического обслуживания подвижного состава, такого как электровозы, тепловозы, железнодорожные вагоны и моторные агрегаты.

Правила, регулирующие человеческое поведение, уход за территорией, зданиями, различными сооружениями и помещениями на данных объектах в сфере противопожарной защиты, прописаны в Правилах противопожарного режима Российской Федерации

Устройство подъездных путей и въездов в здание данного комплекса:

  • доступность пожарных машин должна соответствовать нормативно-правовой документации. Для сооружений железнодорожного вокзала пути поездов могут служить точками доступа для автомобилей пожарной охраны;
  • при проектировании территории рядом со зданием вокзала следует учесть необходимость обеспечения пространства для рассредоточения людей во время эвакуационных мероприятиях из расчета не менее 0,25 квадратных метра на человека (исходя из предполагаемого количества посетителей и интервалов движения транспорта);
  • складские помещения, санитарные помещения для пассажиров и персонала, в том числе и остальные технические помещения, указанные в нормативно-технической документации, могут располагаться на цокольных этажах железнодорожных станций;
  • пассажирские зоны могут располагаться в подвалах железнодорожных вокзалов, за исключением специальных помещений, например, для пассажиров с детьми или для длительного отдыха пассажиров, обеспечивая соблюдение норм пожарной безопасности и гигиены размещения персонала;
  • зоны длительного отдыха (до трех) и комнаты матери и ребенка (до трех) могут быть оборудованы без отдельных противопожарных отсеков, предпочтительно на первом этаже с эвакуационными выходами, ведущими наружу, или в общий вестибюль с внешним выходом;
  • подземные уровни должны быть отделены от наземных уровней огнестойкими полами с минимальным рейтингом REI 150.

Помещения, в которых осуществляется хранение ручной клади и зоны для хранения легковоспламеняющихся материалов в зданиях данных комплексов на разных уровнях:

  • расположенные в подвалах, которые углублены больше сем на полметра, подвальные этажи должны быть оснащены автоматической системой ликвидации возгорания (независимо от размера помещения);
  • расположение над землей: помещения площадью свыше 300 квадратных метров должны быть оснащены автоматической системой пожаротушения, в то время как для помещений площадью меньше данного значения требуется система пожарной сигнализации.

Станции оснащены системой пожарной сигнализации и управления эвакуацией следующим образом:

  • в одноэтажных зданиях используется система третьего типа;
  • на объектах, высотой более одного этажа, используются системы сигнализации четвёртого и пятого типов.

Особые требования противопожарной защиты к зданиям вокзалов включают:

  • разработку и расположение на видимых местах эвакуационных планов в зданиях железнодорожных вокзалов с обязательными учениями по эвакуации, проводимыми раз в два года.
  • запрет на продажу изделий из пиротехники на данных объектах, а также на платформах;
  • курение строго запрещается внутри зданий и обязательно об этом указывается;
  • регулярные эксплуатационные испытания пожарных лестниц должны осуществляться раз в пять лет, эвакуационных маршрутов с указанием в документах;
  • замки дверей эвакуационного выхода должны легко открываться изнутри без ключа;
  • очищение путей эвакуации и выходов от препятствий для обеспечения безопасной эвакуации, включая мусор, оборудование или отходы, блокирующие проходы;
  • обеспечение дежурного персонала на железнодорожных станциях функциональными ручными электрическими фонарями и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от опасностей пожара;
  • расчистка железнодорожных полос и зон безопасности от горючих материалов, таких как сухостой, мусор и кустарники, обеспечение своевременного удаления для предотвращения риска возникновения пожара;
  • запрещение выбрасывания горячих материалов, таких как шлак, уголь, зола или зажженные сигареты, вдоль железнодорожных путей или проезжей части для предотвращения опасности возникновения пожара.
  • разлитые легковоспламеняющиеся жидкости на железнодорожных путях следует засыпать песком или землей и незамедлительно удалить.

Таким образом, соблюдение строгих правил противопожарной защиты, изложенных в нормативной документации, важно для обеспечения безопасности пассажиров, персонала и инфраструктуры в зданиях железнодорожных вокзалов. Применяя такие меры, как регулярные учения по эвакуации, различные строгие запреты, эксплуатационные испытания средств пожарной безопасности и подобные, железнодорожные станции могут повысить свою готовность и устойчивость перед пожаром.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Корнеев В.С., Синагатуллин Ф.К., Пермяков А.В. Анализ обеспечения пожарной безопасности в резервуарном парке // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2023. № 1. С. 31-47.
  2. Аксенов С.Г., Курочкина А.С., Губайдуллина И.Н. Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на промышленных предприятиях // Грузовик. 2022. №9. С. 41-43.
  3. Голев С.А., Баранов В.И. Современные подходы к вопросам пожарной безопасности железнодорожных вокзалов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 2012.
  4. СП 417.1325800.2020 Железнодорожные вокзальные комплексы. Правила проектирование.
  5. Пожарная безопасность железнодорожных станций и вокзалов: требования [Электронный ресурс] URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-zheleznodorozhnyh-stanczij-i-vokzalov-trebovaniya/ (Дата обращения 11.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: