УДК 614.842

Исторический очерк развития пожарных автоцистерн в довоенный период (1926-1941 гг.)

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Самигуллин Рафис Минниханович – кандидат юридических наук, доцент Уфимского юридического института МВД России.

Кулемин Василий Олегович – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматривается историческая эволюция водного транспорта для целей пожаротушения, прослеживается развитие автоцистерн и пожарных машин от бочек, запряженных лошадьми, до моторизованных транспортных средств. В ней подчеркивается значение воды в тушении пожаров, переход на моторизованные пожарные машины и достижения в области проектирования автоцистерн за последние годы.

Ключевые слова: пожарная безопасность, автоцистерны, перевоз воды к пожару.

Извозчики, перевозящие воду в бочках для удовлетворения широкого спектра потребностей людей, наряду с транспортными средствами, используемыми для этой цели, были известны как водовозы.

На протяжении всей истории вода была и остается основным методом тушения пожаров. Ее значение особенно заметно на начальных этапах тушения пожаров, до того, как пламя усилится. В отсутствие легкодоступной проточной воды общины стратегически размещали ванны рядом с домами, чтобы обеспечить первоначальную противопожарную защиту. Эти емкости собирали дождевую воду с крыш по водосточным желобам и трубам. Во время засухи они пополнялись водой из природных источников, таких как пруды, реки и колодцы. Однако во время пожаров этой воды часто оказывалось недостаточно, что вынуждало пожарных транспортировать дополнительную воду.

image1

Рисунок 1. Конный бочечный пожарный ход.

Около 150 лет назад и ранее воду перевозили в бочках на пожарных повозках, запряженных лошадьми. Термин "бочка" обозначал русскую единицу измерения, эквивалентную 40 ведрам или 492 литрам жидкости. Подробные записи в России задокументировали эти контейнеры, показав, что к 1892 году пожарная служба располагала 39 390 бочками по сравнению с 13 876 насосами и всего 4 970 пожарными шлангами. Избыток транспортных средств для перевозки воды по сравнению с другим оборудованием подчеркивает важнейшую роль эффективной доставки воды к местам возгораний.

Появление автомобиля дало толчок развитию моторизованных пожарных машин. В Европе, до появления России, было разработано транспортное средство, оснащенное закрытой емкостью для воды, известной как "cisterna" на латыни. Это привело к принятию термина "цистерна" в русском языке, и транспортные средства с цистернами затем стали называть автоцистернами.

Первые пожарные машины служили многофункциональными средствами пожаротушения, объединяя различные функции, которые ранее выполняла техника, снаряжённые лошадьми. Паровые модели имели двигатель вместо лошадей, конструкцию с сиденьями, похожую на карету, резервуар для воды для первоначального тушения пожара и механизм, соединяющий двигатель автомобиля с насосом, напоминающий набор рычагов.

Давайте вспомним оборудование, которое они несли: подставки, лестницы, спасательные круги, различные инструменты, такие как ломы, лопаты и крюки, а также шланги, огнетушители, фонари и многое другое. Это техническое снаряжение позволило начать тушение пожара. При небольших пожарах с ними можно было справиться самостоятельно, но при более крупных возгораниях подключение к источнику воды (такому как пруд, река или водопровод) ознаменовало начало длительной борьбы с пламенем. В случаях нехватки рабочей силы на помощь были вызваны дополнительные пожарные расчеты.

Данные универсальные пожарные машины оснащены широким спектром инструментов, ни одно из предоставленных средств не было достаточным для длительного тушения пожара: не хватало воды, лестниц и недостаточного освещения фонарями. Для устранения этих недостатков были разработаны специализированные транспортные средства.

В начале 1930-х годов только два завода в стране производили пожарные машины: ленинградский "Промет" и московский "Миусский", который в 1935 году стал филиалом ЗИС. В Москве первоначально использовали шасси AMO-4, позже перешли на шасси 11-го размера, в то время как в Санкт-Петербурге использовались шасси ярославских грузовиков. В конце 1930-х годов начал работу Краснодарский завод, специализирующийся на оборудовании для пожаротушения.

Предшественником автоцистерны была бочка, запряженная лошадьми, оснащенная ручным насосом. При вместимости, не превышающей 500 литров, и скорости подачи воды 15 литров в минуту эти бочки использовались при небольших пожарах. Конструктивные недостатки этих установок, в частности их ограниченный размер резервуара и скромная мощность насоса, выявили области для совершенствования этой технологии.

Первоначально отечественные автоцистерны использовали шасси иностранных автомобилей. Например, Московский автозавод использовал шасси FIAT-15-ter. Эта установка включала в себя резервуар на 80 ведер (что эквивалентно 984 литрам), прикрепленные лестницы, крюки и различные инструменты, а также сиденья для шести человек. Под сиденьями были расположены баллоны со сжатым воздухом для поддержания давления внутри резервуара. Тушение пожара включало в себя подачу воды по шлангам в очаг возгорания, а при необходимости - заправку на заправочных станциях или водопроводных сетях. Сжатый воздух поддерживал 3-4 рабочих цикла, хотя вес газовой системы превышал 200 кг.

Эти транспортные средства были известны как "бензовозы". Несмотря на то, что они прибывали на место пожара полностью оснащенными, продолжительность их эксплуатации была ограничена из-за ограниченных запасов воды и газа. Тем не менее, некоторые характеристики этих грузовиков продемонстрировали полезность.

В 1935 году Миусский завод приступил к крупносерийному производству автоцистерн ПМЗ-2, которые были сконструированы следующим образом: на шасси ЗИС-5 была установлена цистерна емкостью 1500 литров с сиденьями для четырех пожарных и откидными рукавами, расположенными между цистерной и кабиной. Центробежный насос Д-20 располагался в задней части автомобиля, а трехметровые всасывающие шланги хранились в желобах над ним, закрепленные складной лестницей. Ящики с инструментами были размещены по бокам и в задней части резервуара, а сзади свисала большая катушка с откидными гильзами. Воду можно было заливать в бак через его верхнее отверстие или набирать из резервуара или водопроводной сети. Насос подавал воду в дома по откидным шлангам либо из резервуара для оказания первой помощи, либо извне из резервуара или водопроводной сети для автоматической работы насоса. Чтобы предотвратить замерзание зимой, четыре трубы в нижней полости резервуара облегчали прохождение выхлопных газов, нагревая воду без необходимости обхода глушителя.

Автомобиль ПМЗ-2 выполнял двойную роль цистерны и автонасоса, выполняя как первичные, так и вторичные функции пожаротушения. Пожарные оценили его универсальность, хотя ограниченная емкость бака стимулировала усилия по совершенствованию этого аспекта в будущих конструкциях пожарных машин. Эти усовершенствования были реализованы на шасси грузовика "Ярославль".

Минская пожарная служба разработала автоцистерну, взяв за основу грузовик ЗИС-5, с 2500-литровым баком и сельской мотопомпой сзади. Конструкция предусматривала место для трех катушек с откидными гильзами (две по бокам и одна сзади), а также ящики для инструментов, встроенные в подставки для ног. По прибытии на вызов они устанавливали мотопомпу, подключали ее к резервуару для воды, по сути создавая гидравлическую систему, аналогичную ПМЗ-2, и аналогичным образом использовали ее во время операций по тушению пожара. Однако минская "пожарка" оказалась непрактичной из-за ограниченной производительности насоса (всего 600 л/мин) и более сложных соединений шлангов. Специализированные автоцистерны представляли собой более совершенное решение в этом отношении.

Первоначально на шасси ЯГ-4 был сконструирован 3-тонную автоцистерну с одним задним змеевиком и открытой кабиной. Впоследствии «Промет» выпустила ограниченную серию аналогичных автомобилей, использующих грузовую платформу ЯГ-6, оснащенную 4000-литровым баком и кабиной без крыши.

На трехосном шасси ЯГ-10 были изготовлены автоцистерны с баком объемом 4500 литров и открытой кабиной. Впоследствии Ленинградский трест очистки города расширил границы своих возможностей, построив самые большие довоенные автоцистерны на шасси ЯГ-6, вместимостью 5000 литров. Эти автоцистерны отличались верхним люком в закрытом резервуаре, сидячими местами для восьми человек по бокам (трое в кабине, всего 11 человек), насосом и гидравлической системой, расположенными под резервуаром рядом с кабиной, двумя катушками с откидными втулками, установленными на задних бортах, запасным колесом и подставкой между ними. Впускные патрубки размещались в лотках, закрепленных над резервуаром.

Были доступны варианты с механизмами уличного полива и без них. На заводе-изготовителе специально для этого автомобиля был разработан базовый насос, оснащенный одноступенчатым центробежным насосом без вакуумной системы. Следовательно, при работе из открытого резервуара было необходимо вручную подавать воду из резервуара в насос. Под сиденьями для пожарных были расположены следующие инструменты: выдвижная лестница с правой стороны и два штурмовых и траншейных инструмента с левой стороны.

В 1936 году Миусский завод провел испытания экспериментальных автомобилей на трехосном шасси. Например, модель ЗИС-6 оснащалась двигателем от "правительственного" лимузина ЗИС-101 и баком объемом 3000 литров. Одновременно шасси ГАЗ-ААА было оснащено насосом от модели ПМГ-1 и баком емкостью 1500 литров. К сожалению, испытания этих новых прототипов дали неудовлетворительные результаты, что привело к прекращению этих проектов.

В 1938 году Краснодарский завод противопожарного оборудования выпустил автоцистерну с двухрядной шестиместной закрытой кабиной, смонтированную на шасси ЗИС-5. Помимо начальника машины и водителя, в ней могли разместиться четверо пожарных. Над баком и кабиной располагались подъемные рукава и лестницы на кронштейнах: трехколесный велосипед, штурмовик и "палку". Преимущество машины заключалось в обеспечении защиты всей команды от непогоды, в то время как ее недостатком была ограниченная ёмкость бака - всего 1500 литров. Тем не менее, эта конкретная конструкция танкера оказалась многообещающей. Впоследствии, в послевоенную эпоху, пожарные машины строились исключительно с закрытыми кабинами для размещения всего экипажа.

В 1939 году этот автомобиль демонстрировался на выставке ВДНХ и получил высшие оценки руководства пожарной охраны СССР, а также признание видных партийных и правительственных деятелей, в частности М.И. Калинина. Он получил название "ЗИС-пожарный". Подробную информацию об этой машине можно найти в журнале "Пожарная техника" (выпуск № 2, 1941).

Несмотря на разнообразие довоенных конструкций танкеров и значительное производство таких транспортных средств, лишь немногие из них сохранились до настоящего времени. Среди них модель ПМЗ-2, за которой тщательно ухаживают и поддерживают в рабочем состоянии солдаты и механики пожарной части № 29 в подмосковной Балашихе.

Таким образом, история пожарных машин претерпела значительную эволюцию на протяжении веков, сформировав современное оборудование для пожаротушения. Развитие пожарных машин в довоенный период активно происходило и оказало влияние на будущее пожарной охраны страны.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 146-151.
  2. Аксенов С.Г., Киселева Е.А. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности газовой котельной // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. - 2022, № 10. - С. 118-129.
  3. История довоенных пожарных автоцистерн [Электронный ресурс] URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/istoriya-dovoennyh-pozharnyh-avtoczistern/ (Дата обращения 15.03.2024).
  4. История развития пожарной техники [Электронный ресурс] URL: https://22.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/news/1978496 (Дата обращения 15.03.2024).
  5. Краткий очерк об истории развития пожарной техники [Электронный ресурс] URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/kratkiy-ocherk-istorii-razvitiya-pozharnoy-tehniki/ (Дата обращения 15.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: