УДК 316.663

Духовно-нравственная безопасность личности

Нечаева Дарья Сергеевна – студентка Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Аннотация: Дан краткий анализ проблемы духовно-нравственной безопасности личности. Представлены основные принципы духовно-нравственной безопасности личности. Рассмотрены базовые уровни духовно-нравственной безопасности человека.

Ключевые слова: безопасность, духовно-нравственная безопасность личности.

Проблема духовно-нравственной безопасности личности является весьма актуальной в условиях масштабных социально-культурных трансформаций общества. В широком аспекте понимания данного вопроса, духовно-нравственная безопасность трактуется исследователями, как комплекс условий, стимулирующих сохранение и обогащение духовных составляющих общества, которые маркируют общий вектор социально-психологического здоровья каждой личности (Л.М. Аболин, А.А. Возьмитель. Ю.Г. Волков, П.С. Гуревич, Л.У. Курбанова, В.П. Даниленко, A.A. Зиновьев, А. Бергсон, Э. Гуссерль, У. Бек, У. Джемс, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, К.Г. Юнг, К. Ясперс и др.).

В этой связи, в узком смысле, духовно-нравственная безопасность личности представляет собой ценностные ориентиры, которыми руководствуется личность для соотнесения индивидуальных потребностей, устремлений, целей с требованиями общества, а также механизмы просоциального проявления ресурсов, активизации социальной полезности, самоэффективности.

Следует отметить, что духовно-нравственная безопасность личности маркирует статус общей психологической защищенности человека от внешних, деструктивных воздействий и продуцирует потребность сохранения морально-нравственных и духовных принципов жизнедеятельности человека в обществе.

В исследовании К.А. Кокшеневой отмечается, что духовно-нравственная безопасность личности базируется на ценностных представлениях, укорененных в сознании и может выступать критерием субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью. По мнению автора, данный феномен включает в себя конструкт самопонимания личности, четкое определение нормы и деструкции в предъявлении себя миру [4].

Мы полагаем, что в период масштабных трансформаций общества, в массовом сознании отражаются многовариантные векторы действования, которые могут позитивировать поле индивидуальных возможностей личности и существенно затруднять реализацию личностного потенциала. Это обстоятельство сопряжено с тем, что современная личность находится в постоянном процессе рефлексии социальных требований, интериоризации ценностных установок с учетом собственных экспектаций и желаемых целей. В этой связи, поиск приемлемых стратегий регулирования деятельных актов, позволяет личности сохранять статус психологической стабильности, состояние социальной защищенности и удовлетворенности жизнью.

Сходную точку зрения можно обнаружить в исследовании Д.А. Леонтьева, который связывает понятие духовно-нравственной безопасности с процессом самоактуализации и саморегуляции личности. Исследователь считает, что подобный формат деятельного состояния личности формирует готовность к самостимуляции просоциальной деятельности личности и способствует защите духовно-нравственных ориентиров [5].

В научной практике исследователи отмечают следующие принципы духовно-нравственной безопасности личности [1;2;8]:

  • самоактуализация и самодетерминация личности, направленность на саморазвитие и самосовершенствование;
  • осознание социальной взаимозависимости в оценке собственной личности, индивидуальных ресурсов и личности других людей, их потенциала;
  • ориентация на диалоговое взаимодействие в социальном поле контактирования;
  • осознанная толерантность к инаковости других людей и потребность в равноценных отношениях;
  • выраженная нравственная мотивация по отношению жизненным целям и социальной самопрезентации миру;
  • доминанта просоциальных ценностей и смыслов;
  • осознанная ответственность за действенный ряд проявления своих устремлений в жизни и принятие ответственности за их последствия и др.

На наш взгляд, важность реализации перечисленных духовно-нравственных принципов безопасности стимулирует активность личности, открытость новому опыту и, в тоже время, позволяет сохранить духовно-нравственные ориентиры в ситуации столкновения с трудностями рефлексии информационного воздействия, возможными деструктивными социальными вызовами.

В исследованиях ответственных и зарубежных ученых рассматривается три базовых уровня понимания данного феномена [2;4;8]:

  • уровень когнитивной духовно-нравственной безопасности личности;
  • уровень мотивационной духовно-нравственной безопасности личности;
  • уровень эмоциональной духовно-нравственной безопасности личности.

Исследователь А.А. Возьмитель отмечает, что уровень когнитивной духовно-нравственной безопасности личности сопряжен со спектром информированности, умения рефлексивно анализировать информационные потоки, принимать ответственность за совершаемые действия. Ученый указывает, что осознанные когнитивные установки, касающиеся ценностных ориентиров, позволяют личности эффективно регулировать индивидуальное включение в социальное пространство взаимодействий и формируют безопасный тип социального контактирования, вне ущерба личным и социальным интересам [2].

Уровень мотивационной духовно-нравственной безопасности, по мнению К. Ясперса сопряжен с индивидуальной проработкой личности собственных представлений о норме и патологии в сфере духовности. Именно, согласованность в этой области позволяет личности укоренять в сознании просоциальные ценности, справляться с ««экзистенциальной необоснованностью», стимулировать активность проявления себя в социальном пространстве [8].

Уровень эмоциональной духовно-нравственной безопасности личности, исследователи связывают с выраженным социальным интеллектом, умением своевременно и успешно осуществлять саморегуляцию и сохранять психологическую стабильность [3;6;7].

Так, в исследовании Д. Гоулмана отмечается, что эмпатическая включенность в социальных взаимодействиях, базируется на сформированности эмоционального интеллекта, волевой сферы личности. Ученый полагает, что данные характеристики позволяют личности обрести мощный ресурс от нежелательных воздействий на сознание и, в то время, сохранять доверие миру и уверенность в правильности собственных духовно-нравственных позиций [3].

Таким образом, можно резюмировать, что духовно-нравственная безопасность личности представляет собой многомерное явление, представленное на макро и микроуровнях и несет мощную смысловую нагрузку сохранения гармоничного состояния сознания личности, включенной в социальное поле взаимодействий. Статус безопасности духовно-нравственных ценностей и статус уязвимости одна из важнейших характеристик личности, как субъекта социальных взаимодействий.

Список литературы

  1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. Казань: «Карпол», 2002. 230 с.
  2. Возьмитель А.А. Актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности. Социальная политика и социология // Междисциплинарный научно-практический журнал, 2008. № 2. С. 20-33.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2009. 480 с.
  4. Кокшенева К.А. О сбережении человека // Наука, 2010. № 1. С. 175-181.
  5. Леонтьев Д. А. Психология смысла  //  Смысл, 2000. С. 120.
  6. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества /С.С. Муллахмедова, [и др.]. Махачкала, 2017. 189 с.
  7. Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2021. 600 с.
  8. Ясперс К. Философское ориентирование в мире. М.: Реабилитация, 2012. 384 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: