УДК 316

Роль основных ценностей, характера и предпринимательского лидерства в достижении успеха предпринимателями

Бабков-Эстеркин Александр Сергеевич – магистр Всероссийской академии внешней торговли при Министерстве экономического развития Российской Федерации.

Бабкова-Эстеркина Анастасия Дмитриевна – аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: Рассматриваемые в статье вопросы являются актуальными для экономики РФ, предпринимательство, как стратегический путь к накоплению индивидуального богатства, увеличению социальной занятости и содействию социальному процветанию и развитию, всегда было важной темой исследований в области менеджмента, организационного поведения и психологии. На сегодняшний день академические круги уделяют много внимания предпринимательскому успеху как конечной цели предпринимателей. Это обусловлено отчасти тем, что в современной России уровень предпринимательской успешности невысок. Как повысить уровень успешности предпринимательства и поддерживать предпринимательский энтузиазм, стало насущной темой для ученых.

В представленном исследовании рассмотрена значимость изучения роли основных ценностей, характера и предпринимательского лидерства, как основных факторов, влияющих на предпринимательский успех. В работе анализируется влияние профессиональных и личных ценностных предпочтений. Актуализируется взаимосвязь между основными ценностями и характером предпринимателя. Выявлена ведущая роль ценностей и характера в эффективном лидерстве. Показано, что модернизация и глобализация общества, технологий и экономики влечет за собой множество изменений для современных предпринимателей. Среди прочего, они приводят к дифференциации ценностных ориентаций индивидуальных, культурных и организационных ценностей. Лидеры-предприниматели находятся в зоне напряженности между изученным и проверенным опытом и новыми требованиями времени.

Ключевые слова: ценности, характер, лидерство, глобализация, предпринимательский успех.

Определение ценностей как двигателей экономического успеха стало традицией исследований, начиная с работ Макса Вебера по протестантской этике [3 c. 808]. М. Вебер был первым автором, который задался вопросом о том, как ценности влияют на предпринимательство. Ученый предполагал влияние протестантской этики на дух капитализма. Протестантская этика подчеркивает ответственность за свои действия, тем самым способствуя проявлению и развитию мотивов достижения успеха. Получение прибыли рассматривается как показатель ценности божественного избрания. Тот, кто в своей жизни не приспосабливается к условиям капиталистического успеха, идет ко дну или не поднимается. Этот образ жизни основан на традиционных протестантских ценностях. Такие ценности, формируют черты характера как честность, трудолюбие, пунктуальность; умеренность, добродетель и т.д. [3 c. 373].

Столетие спустя веберовский вопрос по-прежнему вызывает горячие споры в исследованиях предпринимательства зарубежными учеными и специалистам Р. Кантильоном, Ф. Котлером, А. Маршаллом и другими [1 c. 25]. Большинство соответствующих исследований предоставляют доказательства связи между предпринимательством и культурными ценностями, которые специфичны для каждой группы людей и формируют у них личностные черты и мотивы. Предпринимательство как социокультурное явление, ценностные ориентации, проблемы сознания личности, социально-психологическая характеристика поведения предпринимателей рассматриваются в работах отечественных исследователей Э. Феизова, В. Ермаковой, Н. Исмукова, И. Боевой, Г. Вербиной, В. Ганжиной, Т. Долгопятовой, Г. Дулиной, Л. Дунаевского, А. Кравченко, Ю. Левады.

Глобализация экономики еще больше повысила значимость этой сферы влияния ценностных ориентаций предпринимателей. За последние несколько лет требования к ним изменились выросли. Если всего несколько десятилетий назад профессиональная квалификация была важнейшим критерием карьерного роста, то сегодня личностные и социальные навыки играют все более важную роль в контексте профессионального успеха. В современных реалиях востребована личность, а вот ее профессиональные компетенции, хотя и являются необходимым, но все же недостаточным условием. Личность включает в себя структуру всех поведенческие предрасположенности человека, а также мотивационные структуры и индивидуальные ценностные позиции [5 c. 15-26].

Ценности как двигатели экономического успеха приобретают силу в и приобретают новый смысл. Как основные духовные ориентации и руководящие принципы личности и общества, они не являются статичными, подвержены значительным изменениям. На них влияет, в частности, политическая, экономическая и культурная среда.

Современные предприниматели должны использовать новые концепции, инструменты и методы для достижения успеха, поддерживать, улучшать их в долгосрочной перспективе. Больше не существует единых руководящих принципов. Это развитие сопровождается дифференциацией и плюрализацией моделей ценностей.

Кроме того, отношения бизнеса и общества сегодня находятся в множественных областях напряженности, таких как различные точки зрения на размер заработной платы, обсуждения вопросов стилей управления, размера дивидендов и других. Ценности становятся в этом контексте, несмотря на дифференциацию мнений, идеальными ориентирами и руководящими принципами предпринимательского поведения [8 c. 69-88].

Целью настоящего исследования является изучение роли влияния ценностей, характера и предпринимательского лидерства в достижении успеха предпринимателями.

Значимость ценностей как руководящих принципов профессиональной деятельности приобрела большее значение в связи с изменением социальных ценностей и усилением глобализации с сопутствующими экономическими и социальными изменениями. В то же время глобализация экономики требует от все большего числа лидеров-предпринимателей готовности к международной мобильности и трансграничному мышлению.

Существуют две основные конкурирующие гипотезы: универсалистская гипотеза «отсутствия» культуры, согласно которой ценностные ориентации бизнес-лидеров разных стран становятся все более сходными и культурологической гипотезы, предполагающей сохранение культурно-специфических ценностных установок руководителей разных стран. [4 с. 56-86]. В рамках исследования, мы придерживаемся второй гипотезы.

Знание культурных особенностей приобретает при этом еще большее значение в международном обмене информацией и товарами, чем знание языка. Языковые барьеры зачастую можно преодолеть с помощью устных переводчиков или прибегая к помощи английского языка. Однако знание культурных особенностей является необходимым условием для правильной оценки вербальных и невербальных знаков. Поведение лидера-предпринимателя, его роль в социальной структуре и его влияние на все уровни бизнеса обусловлены ценностями и спецификой культуры и, следовательно, по-разному формируются в разных культурах, но это обширная тема для отдельного исследования [1 c. 108].

Различные культурные условия, мотивы и ценностные установки предъявляют разные требования к лидерам-управленцам, важность индивидуальных управленческих ценностей для личности руководителя в бизнес-организации строится на основе ценностных концепций. Существует взаимодействие между национальной культурой, корпоративной культурой и системой ценностей лидеров-предпринимателей [4 c. с.56-86].

Таким образом, личность предпринимателя неотделима от характера и основных ценностей. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Характер основан на основных ценностях лидера и существенно влияет на его видение, цели, самооценку, стратегии, отношения, восприятие, этический кодекс, поведение и стремление к совершенству. Кроме того, личные убеждения тоже включены в компоненты характера личности [9 с. 71–98].

Наиболее важными аспектами в процессе изучения лидерства являются личность, ее поведение. Ключевые характеристики лидера помогают предпринимателю вести за собой команду, принимать правильные решения и успешно достигать поставленных целей. Лидерское поведение символизирует ценности и убеждения личности предпринимателя и компании. Изучение качеств успешных лидеров показывает, что экстраверсия, добросовестность и интеллект следует рассматривать как наиболее важные личностные качества.

Таким образом, характер играет важную роль в успехе бизнес-лидеров. С выстроенным сильным характером предприниматель способен реализовать адекватное видение компании, способен правильно определить свое отношение к происходящему в ней и действовать в соответствии с поставленной целью, а также выживать в сложных условиях давления окружающей среды [9 с. 71–98].

В заключение в качестве основного вывода этого исследования следует отметить, что роль ценностных установок и характера предпринимателя как руководящих принципов экономики и лидерства по-прежнему актуальна, как и во времена Макса Вебера, однако, на сегодняшний день, экономические структуры и ценностные установки являются более сложными и дифференцированными.

Широкий спектр экономических, технических и социальные изменения, такие как стагнация продаж на насыщенных рынках, рост затрат, неудовлетворительное экономическое развитие и усиление конкуренции, усиливают давление на прибыль и, следовательно, на успех бизнеса. Обычные подходы к рационализации и традиционным ценностям больше не являются достаточными для того, чтобы предприниматель мог достигнуть успеха и успешно конкурировать на рынке.

Список литературы

  1. Аллен М. Бизнес предвидения. Руководство предпринимателя по достижению успеха, СПб 2009 г. 128 с.
  2. Белова Е. В. Психологические особенности личности успешных предпринимателей // Вестник СПбГУ. Сер.12. 2010. - с. 200-205.
  3. Вебер, М. Избранные произведения / Макс Вебер. - М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  4. Волобуев Я.В. Факторы унификации ценностей в современном мире// Вестник Московского университета, Серия 7: Философия №4 2022 г. с.56-86
  5. Киселица Е.П., Пинигина Е.П. Модель формирования бренда личности при продвижении бизнес-проектов//Лидерство и менеджмент. -2014. -Т. 1. -№ 1. -С. 15-26.
  6. Мирзоян, В. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства / В. Мирзоян // Вопросы философии. - 2013. - №6. - С.3-15.
  7. Поничев Д.А. Анализ источников формирования и развития предпринимательской способности в современных условиях // Экономика и предпринимательство № 8 (133) 2021 г. С. 716-719
  8. Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Геранюшкина Г. П. Исследование ценностей предпринимателей разных социально-демографических групп // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 69-88.
  9. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента — 2005 — Том 3 (2) — С. 71–98
  10. Leonard, H. S. (1997). The many faces of character. Consulting Psychology Journal: Practice & Research, 49(4), 235-245.