УДК 159.9

Особенности креативности в подростковом возрасте

Панова Людмила Дмитриевна – студент Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Худаева Майя Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: в данной статье анализируется креативность в подростковом возрасте. Ведь современные тенденции развития общества ставят перед школой новые задачи, которые требуют развития особого образа мышления. В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Во всех сферах жизнедеятельности пользуется спросом тот человек, который умеет видеть необычное в обычных вещах. Развитие такой личности невозможно без развития креативности, которая является необходимым условием успешного включения субъекта в социальную среду.

Ключевые слова: креативность, подросток, подростковый возраст, особенности, развитие, знание.

Подростковый возраст или переходный возраст ребенка является значимым этапом в формировании психических и личностных качеств и свойств характера. В данный период ребенок активно переходит в фазу сепарации от родителей и начинает поиск своих интересов. Часто подростки ищут ролевые модели в массовой культуре, книгах, музыке или кинематографе.

Данный период характеризуется кризисным в жизни ребенка, принято считать переходный возраст с 10 до 15 лет, в это время формируются паттерны поведения личности, раскрывается тип личности и черты характера.

Чаще всего данный период влечет за собой смелые эксперименты в своем внешнем образе, интересах, а также в социальном взаимодействии. Активно развивающая часть индивидуализации личности путем поиска своих интересов влечет за собой и эмоциональную нагрузку на психику, что не редко проявляется в виде тревожных состояний, психологических зажимов, а также формированием психологических заболеваний, таких как депрессивное расстройство. 

Также в данный период формируется творческое мышление, способность подростка проявлять креативность в решении различных задач. Взгляд подростка на некоторые задачи может быть неочевидным для взрослых людей, так как они уже переняли определенные паттерны поведения, которые ограничивают творческое мышление. Также ключевым качеством является то, что у подростка формируется естественный интерес к изучению новых предметов так, как стремление к новым знаниям и новому опыту – это естественный процесс данного периода личности.

Данный период очень важен при формировании личности, так как он напрямую влияет на самореализацию в будущем. При экологичных отношениях с близкими и социальной группой, в которой находится подросток, формируется внутренняя уверенность, ценность себя, причастность к делу, решительность, качества коммуникации и построения команды, лидерские и партнерские качества. При деструктивном воздействии со стороны социальной группы и близких на ребенка в данный период, формируются такие качества, как апатия, невнимательность, неусидчивость, а также ребенок начинает искать ту социальную группу, в которой он будет принят таким, какой он есть.

Психика в переходном возрасте находится в стадии активного переструктурирования. Также в данный период активно формируются ценности подростка, из которых в дальнейшем строится самореализация.

Подросток начинает понимать причинно-следственную связь, свои мотивы и последствия, а также формируется осознанная часть личности.

При наличии четких ориентиров, построенных на личных интересах, ценностях и самоопределению, подросток начинает свою самореализацию через творческое раскрытие внутренних качеств. В данном возрасте у ребенка имеется мотивация и готовность к проявлению своих качеств и приобретению новых. Чаще всего в данном возрасте подростки проходят аттестацию КМС, олимпиады по научным дисциплинам, формируют творческие объединения, активно участвуют в конкурсах и готовы вести конкурентную борьбу и применять весь свой творческий потенциал.

Творчество и креативность создает в подростке мотивацию и четкий ориентир. В данный период достигают серьезных результатов подростки, состоящие под предводительством сильных менторов, учителей или тренеров.

Развитие креативности и творческих ресурсов является важным фактором в период переходного возраста. Также одним из ограничителей для подростков является традиционная форма обучения. Именно поэтому множества школ используют смешанную систему образования сочетая с традиционной формой обучения различные виды обучения с применением дополнительных вспомогательных факторов, таких как кинематограф, современная литература, фото, арт объекты и тд. Все это помогает подростку чувствовать вовлеченность в процесс образования. Современные методы образования помогают подростку индицировать себя и раскрывать в себе творческий потенциал путем знакомства с новым опытом в образовательном процессе.

Развитие креативности может происходить по следующему механизму: на основе общей одаренности и под влиянием окружающей среды и подражания формируется система мотивов и личностных характеристик, а общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. Встает вопрос, когда происходит формирование этих личностных свойств.

Развитие креативности проходит по крайней мере две стадии: развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, несвязанной с определенной сферой жизнедеятельности человека. Сенситивный период этого этапа, согласно некоторым авторам, наступает в возрасте от 3 до 5 лет. В это время подражание значимым для них взрослым, являющимся креативными образцами, возможно, является основным механизмом формирования креативности [3].

Вторая стадия заканчивается отказом от своей подражательной продукции и негативным отношением к прежнему идеалу, который они имитировали. Либо личность застревает на стадии подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству. Однако в процессе социализации устанавливаются особые отношения между креативной личностью и социальной средой. Во-первых, творчески настроенные молодые люди часто сталкиваются с дискриминацией в школе из-за ориентации образования на «средние оценки», стандартизации программ, жесткого регламентирования поведения и отношения учителей [5].

Развитие креативности у подростков зависит от содержания их отношений с взрослыми и позиции, занимаемой взрослыми по отношению к ним. Взрослые, как правило, формируют определенное представление о желаемом ученике и стремятся видеть в детях такие черты, как послушание и выполнение поручений. В то время как креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия и не бояться противостоять мнению окружающих.

Подросткам характерны неоднозначные представления о себе и окружающей среде, а также недостаточно объективные суждения о происходящем. Это побуждает их искать новые пути в понимании и принятии мира, а также своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует их творческий потенциал. Развитие креативности включает в себя когнитивную, характерологическую, динамическую и эмоционально-волевую мотивационные сферы психического развития. Однако, для развития креативности необходимы специальные условия, такие как создание благоприятной атмосферы, поощрение творческих продуктов, воспитание осознания ценности творческих черт личности и пример креативного поведения в окружающей среде (Е. Торренс и Дж. Гилфорд) [10].

В становлении личности ключевую роль играет подростковый период. В данное время происходят значительные физические и психические изменения, которые формируют устойчивые особенности поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Также меняется социальное положение подростка в обществе – расширяется спектр доступных и нормативных социальных ролей, которые обязательны для данного возраста. Субъективное значение и соотношение этих ролей также претерпевают изменения.

Список литературы

  1. Библер В. С. Мышление как творчество. – М.: Политиздат, 2015. – 399 с.
  2. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии.–2021–. № 5. – С. 80-84.
  3. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта // Психология мышления: сб. переводов / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 2021. – С. 433-456.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – М.: Академия, 2016. – 561 с.
  5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина – М.: ТЦ «Сфера», 2021. – 464 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: