УДК 159.9

Влияние социальных сетей на личность активного интернет-пользователя

Пидшморга Юлия Владимировна – ассистент кафедры философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России.

Ильченко Дарья Сергеевна – студентка лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России.

Аннотация. Данная статья актуализирует проблемы зависимости от виртуального общения посредством социальных сетей, которые в настоящее время являются злободневными не только для молодежной аудитории, но и для людей разных возрастов (в том числе, и пожилых), так как социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Для современного человека общение в социальных сетях компенсирует дефицит внимания близких людей и удовлетворяет потребность в общении, создавая таким образом эффект включения в различные социальные сообщества.

Ключевые слова: социальные сети, пользователи социальными сетями, активность в социальных сетях, зависимость от социальных сетей, виртуальное общение.

Меняются возрастные характеристики активных пользователей социальными сетями: если раньше погружение в «социальные миры» было прерогативой молодежной аудитории – от общения до поиска актуального для обучения контента, то сегодня интернет позволяет представителям различных возрастных групп удовлетворять разнообразные потребности в зависимости от внутреннего запроса: так, например, пожилые люди сегодня посредством общения в мессенджерах компенсируют дефицит внимания и не чувствуют себя, таким образом, одинокими и не нужными собственным близким. Современные социальные сети стирают ограничения на социальное взаимодействие: не выходя за пределы своего дома или рабочего места человек имеет возможность общаться с людьми из разных уголков мира, делиться собственным мнением, фотографиями, видео, обучаться и разносторонне развиваться. У человека, таким образом, появляются практически не ограниченные возможности для самовыражения и самоактуализации. Кроме того, социальные сети открывают возможности для развития собственного дела – работа в удаленном формате, оперативный поиск нужной информации и обмен ею, занятие коммерческой деятельностью, политическая активность, трансляция собственного блога, коммуникация с единомышленниками и их поддержка и многое другое. У человека появляется чувство собственной значимости и пользы, которую своими усилиями он способен принести обществу. Таким образом, благодаря социальным сетям люди могут расширить свой круг общения, получить доступ к новым знаниям и участвовать в различных сообществах и группах интересов.

Выделенные возможности меняют, таким образом, модели поведения современного человека: ему становится сложно контролировать время, проведенное в виртуальном пространстве, появляется своего рода «зависимость» от социальных сетей, чувство их нехватки в случае ограничение доступа к устройству или сети. Меняется и сама потребность в социальном взаимодействии: личное общение отходит на второй план по сравнению с общением в социальных сетях, люди утрачивают способности к простому не виртуальному межличностному взаимодействию. Сидя, например, за одном столом, в кругу друзей или в семейном кругу, зачастую телефон (гаджет) продолжает быть центром внимания участников общения и коммуниканты выстраивают межличностное общение вокруг контента из с социальных сетей. Имеет место и трансформация психических процессов личности: многочисленные исследования доказывают прямую связь между неподконтрольным пользованием социальными сетями и повышенным уровнем тревоги, депрессивных настроений, одиночества (даже не смотря на широкие возможности виртуального пространства для общения), снижения самооценки. Активность в социальных сетях формирует и негативный опыт, который очень трудно осознается личностью, имеющей зависимость от социальных сетей: например, искаженное (негативное) восприятие собственного образа, внешности, неуверенности в собственной привлекательности. Кроме того, человек все время сравнивает себя с другими пользователями, чувствует себя ущербнее многих, ищет и не всегда находи маркеры собственного успеха в сравнении с тем, что видит в виртуальном мире.

Зависимость от социальных сетей провоцирует также боязнь потерь или синдром упущенных возможностей: обостренное у пользователя чувство, что многие вокруг живут ярче и лучше, чем сам пользователь – основание для снижения самооценки, провокации социальной тревоги и усугубление обращения к социальным сетям как к источнику социально-значимой, актуальной на сегодняшний день информации.

Социальная изоляция, не смотря на кажущееся противоречие – еще одно из неблагоприятных последствий интернет-зависимости: активное пользование социальными сетями увеличивает чувство одиночества, так как по сути своей оно не способно заменить личное общение, обогащенное эмоциональной составляющей. Человеку необходим личный контакт, чтобы сохранять свою психическое здоровье: виртуальное общение не имеет потенциала и технических возможностей, чтобы уменьшить стресс и повысить настроение. Только личный контакт способен обеспечить чувство защищенности и безопасности, в том числе, и через физический контакт (объятия, рукопожатия, поглаживания).

Активные пользователи нередко подвергаются «травле» в социальных сетях, становятся предметом оскорблений и насмешек – виртуальные платформы обладают весьма мощным потенциалом для муссирования «лженовостей», слухов, сплетен, способных вызывать у аудитории эмоциональные всплески и наносить психические травмы.

Сейчас многие, сидя на паре, в кино или просто за приемом пищи, часто нажимают на экран телефона, чтобы проверить не пришло ли какое-то уведомления, хотя уведомления может и не быть вовсе. Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – расстройство психики, обусловленное неврологическими причинами. В его основе лежит незрелость высших психических функций, проявляющаяся в чрезмерной подвижности, импульсивности. В поведении присутствуют расторможенность, отвлекаемость, невнимательность и несдержанность. Люди, страдающие этим заболеванием, испытывают трудности с концентрацией внимания, имеют импульсивность в действиях и словах. Восприятие характеризуется «фрагментарностью»: в социальных сетях популярны короткие видео («reels», «shorts», VK-клипы), которые длятся не более минуты, а потом пролистываются, при этом они даже до конца не осознаются и не запоминаются – это ведет к когнитивным расстройства (рассеивается внимание, снижается его концентрация, ухудшается память и т.д.). Бесконтрольное пребывание в социальных сетях и повсеместное неограниченное использование гаджетов в повседневной жизни приводит к ограничениям в эмоциональной и мыслительной деятельности людей (в особенности – детей, молодежной аудитории и пожилых людей). Это является стрессовым фактором для развития психики и нервной системы, может привести к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха. СДВГ диагностируется у 2-20% детей дошкольного возраста. Доказана взаимосвязь между когнитивным компонентом и мотивационно-аффективным дефицитом при СДВГ. Неконтролируемое использование информационных технологий при данном синдроме приводит к формированию аддиктивной и поведенческой патологий. Самой частой патологией у детей с СДВГ при использовании информационных технологий являются тревожные расстройства. Они возникают при нарушении взаимодействия в структуре лимбической системы и видоизменяют основные симптомы СДВГ: приводят к снижению импульсивности, что сказывается на ухудшениях показателей внимания и рабочей памяти. Широкий диапазон фобий при тревожном расстройстве наблюдается у дошкольников и обучающихся в начальных классах. Чаще всего к таким фобиям относят различные социофобии, проявляющиеся нежеланием посещать детский сад и школу, отказом общения со взрослыми и сверстниками, что приводит к социальной изоляции и усугублению симптоматики.

Преодолению вышеперечисленных негативных тенденций, связанных с повышенной активностью интернет-пользователей могут помочь простые рекомендации: сознательное ограничение и контроль использования социальных сетей – до 30 минут в сутки: это снижает уровень тревоги, одиночества, бессонницы и депрессивных расстройств; осознанное обращение к социальным сетям – по реальной потребности – напротив, положительно сказывается на настроении и концентрации внимания пользователя; для чувства счастья и для психического здоровья человеку важно личное участие и присутствие близких людей в его жизни; саморефлексия, дающая возможность замечать благоприятные и позитивные вещи и события жизни, которые происходят лично с человеком – погоня за «не своим» успехом способна обесценивать все хорошее, что способно осчастливить человека.

Список литературы

  1. Нестерова Г. В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодежь (на примере студентов ЕГУ им. И. А. Бунина). URL: http://sibac.info/index.php/2009-07- 01-10-21-16/6604-2013-02-24-17-11-21 (дата обращения: 10.06.2019).
  2. Саенко Л. А., Егоров М. В. Интернет-пространство как фактор формирования сетевого сообщества // Историческая и социально-образовательная мысль – 2015 – Т. 7 – № 1 – С. 159-162.
  3. Цой Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночества // Социологические исследования – 2011 – № 12 – С. 98-107.

Интересная статья? Поделись ей с другими: