УДК 159.9

Взаимосвязь психологического климата коллектива с агрессивностью у детей школьного возраста

Горшкова Галина Сергеевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи психологического климата коллектива с агрессивностью у детей школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование выраженности психологического климата и агрессивности у детей школьного возраста, а также коррекционный анализ полученных результатов, выявивший наличие достоверной связи между изученными явлениями.

Ключевые слова: психологический климат коллектива, агрессивность, дети школьного возраста, личностные характеристики, социальный климат коллектива.

Вопрос развития у детей навыков межличностного общения и коммуникации сегодня является весьма актуальным и практически значимым. Действительно, для большинства педагогов и психологов это достаточно сложная задача, требующая большого терпения, четкой структуры и общей последовательности в работе.

Сегодня невозможно переоценить формирование и развитие детских межличностных и коммуникативных навыков в группе детей. Это важная составляющая интеллектуального становления и целостного развития детей, их познавательных и творческих способностей. При этом межличностное развитие ребенка во многом зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается и развивается. Это связано и с тем, что развивающие воздействия на ребенка предполагают целенаправленное и планомерное развитие психологических активных механизмов.

Создание благоприятной среды-дело не только ответственное, но и творческое, требующее знания ее природы, способов координации и умения предвидеть возможные ситуации во взаимоотношениях между членами детского коллектива. Формирование благоприятного социально-психологического климата требует понимания психологии воспитанников, их эмоциональных состояний, настроений, душевных переживаний, тревог, взаимоотношений и т.д.

Организация современных образовательных процессов в образовательных организациях направлена на воспитание гуманизма, развитие способности к сотрудничеству и взаимодействию в различных видах деятельности. В детских садах и школах важным средством воспитания характера является детский коллектив, который определяется как социальная общность, объединяющая детей общими целями, общей деятельностью и чувствами.

Первой группой для ребенка является группа детского сада, после чего он приходит в школу и становится членом класса или школьной группы. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, ребенок становится членом определенной группы.

Отечественные авторы А.Т. Куракин и Л.И. Новикова отмечают, что одного присутствия ребенка в группе недостаточно для формирования социально-ценных качеств. Формирование таких качеств зависит от культурной основы, определяющей коллективные отношения, и от способности ребенка реализовать свои способности и стремления в группе [1].

Дети, которые проявляют агрессию или боятся ее, считаются группой риска. По мнению многих исследователей, поведение в детстве может с большой долей уверенности предсказать поведение во взрослой жизни. Поэтому коррекция ранних симптомов агрессии и обучение соответствующим социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.

Психология и педагогика накопили значительный опыт в изучении агрессивного поведения детей младшего возраста. В этой области разработаны различные подходы отечественными и зарубежными учеными, которые предложили различные методы и способы коррекции агрессивного поведения у детей 6-10 лет (А. Г. Всадников, О. А. Карабанова, Г. В. Блюменская и др.). В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение" или "наступление". Это явление связано с негативными эмоциями (гнев), мотивами (желание причинить вред), установками (расовые предрассудки) и деструктивным поведением.

Агрессия-это поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта нападения. Объектом нападения может быть предмет или живой организм. Агрессия может возникать как реакция человека на стресс, разочарование, физический или психологический дискомфорт.

В состоянии агрессии человек может испытывать гнев или ненависть. Агрессивное поведение служит средством достижения каких-либо целей.

Существует несколько видов агрессии. Вербальная, физическая, прямая (направленная непосредственно на кого-то или что-то), инструментальная (средство достижения какой-то цели), косвенная (направленная окольными путями на противника) и альтруистическая (направленная на защиту других от агрессивного поведения окружающих), и самоагрессия - от самоуничижения, самобичевания и самоповреждения до самоубийства.

Проблема агрессивного поведения детей имеет огромное значение для современных поколений и обществ. Рост агрессивных тенденций, преобладание жестокости и насилия на экранах и в средствах массовой информации-повод для беспокойства педагогов и родителей. Увлечение детей агрессивными компьютерными играми, видеороликами и фильмами также является одним из факторов, способствующих этому.

В психологической и педагогической литературе существует несколько определений агрессии: Л. Бендер анализирует агрессию как тенденцию приближаться или отдаляться от объекта, а Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессия-это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы с целью причинения ущерба или вреда человеку, или обществу. Уилсон отмечает, что агрессия-это угроза или физический акт со стороны одного индивида, который снижает генетическую пригодность или свободу другого [2].

Для диагностики была сформирована выборка, состоящая из 3 воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершенных от 8 до 9 лет, 67% мужского пола и 33% женского пола.

Для диагностики показателя психологического климата коллектива мы использовали методику «Карта-схема изучения психологического климата коллектива» Л. А. Пергаменщик, Н. Н. Лепешинский, результаты которой представлены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Карта-схема изучения психологического климата коллектива» Л. А. Пергаменщик, Н. Н. Лепешинский (в %).

 Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что у большей части выборки (67%) показатель психологического климата коллектива благоприятна. Для данных респондентов характерен оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. У 33% респондентов психологический климат коллектива средне благоприятный, это характеризует отсутствие ярко выраженного конфликта, доверительные отношения, открытость к обратной связи, ненапряженная атмосфера, способность к взаимодействию.

Для диагностики показателя агрессивности мы использовали методики: тест межличностных отношений Т. Лири и опросник враждебности Басса-Дарки.

Результат методики тест межличностных отношений Т. Лири представлены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике тест межличностных отношений Т. Лири (в %).

В данной методике была задействована только шкала агрессивности. Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что 34% респондентов характерен низкий уровень агрессивности; для них характерно спокойствие, сотрудничество, эмпатия, терпимость, умение управлять стрессом, дипломатичность, открытость к общению. У 33% респондентов выявлен умеренный уровень агрессивности, для них характерна контролируемая агрессия, эмпатия, самоконтроль, коммуникативные навыки, адаптивное поведение, позитивные отношения. У 33% респондентов был выявлен высокий уровень агрессивности, из этого можно сделать вывод, что для них характерна склонность к конфликтам, недостаток самоконтроля, реакция на стресс, низкая толерантность к фрустрации, повышенная агрессивность в коммуникации, тенденция к нарушениям закона, проблемы в отношениях, потенциальный риск для окружающих.

Результаты диагностики по методике опросник враждебности Басса-Дарки представлена на рисунке 3.

3

Рисунок 3. Результат диагностики по методики опросник враждебности (в %).

В данной методике была задействована только шкала индекса агрессии. Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что у 67% респондентов средний уровень агрессивности, для них характерна контролируемая агрессия, эмпатия и понимание, умение решать конфликты, адекватная самооценка, уверенность в себе, коммуникативные навыки. У 33% респондентов выявлен высокий уровень агрессивности, для них характерна склонность к конфликтам, недостаток самоконтроля, реакция на стресс, низкая толерантность к фрустрации, повышенная агрессивность в коммуникации, тенденция к нарушениям закона, проблемы в отношениях, потенциальный риск для окружающих.

Для обработки данных полученных в ходе тестирования по методикам Л. А. Пергаменщика и Н. Н. Лепешинского, Т. Лири, А. Басс и А. Дарки и установления взаимосвязи между психологическим климатом коллектива с агрессивностью нами в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона. Результаты представлены на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи психологического климата коллектива и агрессивности.

По результатам корреляционного анализа данных методик карта-схема психологического климата коллектива Л. А. Пергаменщик и Н. Н. Лепешинский и тест межличностных отношений Т. Лири, мы получили Rэмп = 2 (Rкр = 0,9998766, при p≤0,01), следовательно, можно сделать вывод о том, что выявлена значимая взаимосвязь между психологическим климатом коллектива и агрессивностью у детей школьного возраста.

По результатам корреляционного анализа данных методик карта-схема психологического климата коллектива Л. А. Пергаменщик и Н. Н. Лепешинский и опросник враждебности А. Басса и А. Дарки, мы получили Rэмп = 2,9 (Rкр = 0,9998766, при p≤0,01), следовательно, можно сделать вывод о том, что выявлена значимая взаимосвязь между психологическим климатом коллектива и агрессивностью у детей школьного возраста.

По результатам расчетов по представленным методикам можно сделать вывод о том, что существует значимая взаимосвязь между психологическим климатом коллектива и агрессивностью.

Список литературы

  1. Сергиенко Дарья Алексеевна Психологический климат в детском коллективе как условие развития способностей младших школьников [Текст] / Сергиенко Дарья Алексеевна // Инфоурок. — 2022.
  2. Мосина, Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — С. 2-5.
  3. Алексеева А.Н. Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Алексеева А.Н. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/02/29/prichiny-agressivnogo-povedeniya-detey-mladshego

Интересная статья? Поделись ей с другими: