УДК 159.922

Взаимосвязь позитивного мышления и успешности в подростковом возрасте

Кликинова Анастасия Алексеевна – студентка Психолого-педагогического факультета Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ проблемы взаимосвязи позитивного мышления и успешности в подростковом возрасте. Рассмотрены особенности проявления позитивного мышления в подростковом возрасте. Представлены социально-психологические аспекты успешности взрослеющей личности.

Ключевые слова: позитивное мышление, успешность, подростковый возраст, позитивная психология, саногенное мышление, патогенное мышление, обучающиеся, оптимизм, пессимизм.

Исследование позитивного мышления на сегодняшний день является значимым и необходимым, поскольку оптимизм и пессимизм, как основные показатели выраженности данного мышления, являются важными психологическими конструктами, связанными с такими понятиями, как мотивация достижения и настойчивость, стресс и совладеющее поведение.

Подростковый возраст считают переходным, поскольку именно в этот возрастной период состояние психики человека менее стабильно. В связи с этим подросткам тяжело постоянно мыслить позитивно. Они воспринимают многие проблемы несоразмерно реальной ситуации, именно поэтому сложно их решать самостоятельно. Глубокий анализ данной проблемы прослеживается в позитивной психологии.

Позитивная психология – это относительно недавно появившаяся отрасль науки, которая направлена на формирование положительного отношения к жизненным ситуациям с помощью изменения мышления.

Отметим, что одним из критериев позитивного мышления является феномен волевого усилия, то есть осознанное стремление человека оптимистично смотреть на мир и искать во всем положительные стороны.

М.В. Киреева подчеркивает, что позитивное мышление – это заложенные установки, сформировавшиеся в процессе эволюции. Оптимизм и пессимизм – это размышления о происходящих событиях и попытка предугадать дальнейших исход [4].

Важный вклад в современную отечественную психологию внёс Ю. М. Орлов. Он ввёл в науку такое понятие как «саногенное мышление». Саногенное мышление, автор определяет, как умение контролировать собственные мысли, и преобладание здравого смысла над эмоциональными порывами. В противовес саногенному мышлению он ставит патогенное мышление. Патогенное мышление, он определяет, как бессознательное бесконтрольное мышление, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия [5].

Т. Ахола определяет ключевым аспектом позитивной психологии выбор доминирующего образа мышления, то есть выбор «позитивного мышления». Под позитивным мышлением Ахола понимает поиск преимущества в происходящих событиях и явлениях [1].

Е. А. Перова подчеркивает, что под позитивным мышлением понимается оптимистичный взгляд человека на все вокруг, то есть вера в то, что всё происходит к лучшему [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной психологии нет единого определения понятия «позитивное мышление». Однако если обобщить представления современных учёных в этом вопросе, можно сказать, что позитивное мышление – это выбор положительной реакции на происходящие события, способность видеть положительные стороны в сложных и даже негативных ситуациях. Оно позволяет человеку быть независимым от обстоятельств и научиться управлять своим поведением. Для развития данного мышления можно использовать следующие методы: это анализ фильмов, художественных произведений, различные игры, а также релаксационные упражнения. Большое значение в формировании позитивного мышления подростка играет пример авторитетного человека.

 И как отмечает Н. Е. Шустова, готовность личности к принятию различных событий (позитивных и негативных, предсказуемых и неожиданных…) делает её более мобильной как в вопросах организации своей жизни, так и в способности воспринимать неудачи в контексте жизненного опыта, позволяющего в перспективе принимать более эффективные решения [8].

Е.А. Перова подчеркивает, что успех или неуспех определяется функционированием многочисленных сложных систем психической регуляции: самооценкой личности, уровнем притязаний, локусом контроля. Автор предлагает типологию преобладающих видов поведения в ситуации хронического неуспеха – фиксация, авантюрный подъём притязаний, компенсаторное снижение притязаний, конструктивное преодоление неуспеха, смысловая «переоценка» неуспешного результата [6].

Успешность, по мнению А. Маслоу, это достижение благополучия или обретение чего-либо желаемого или значимого. В философских течениях успех трактуется в 5 различных вариациях:

  1. Успех как разновидность счастья. В данной парадигме успехом считается достижение состояния счастья, а путь к успеху – это поиск того, что может к этому счастью привести.
  2. Успех как форма удачи. В этой парадигме успехом считается получение наивысшего желаемого результата, с затратой минимума усилий. В таком случае успехом считается оказаться «в нужное время, в нужном месте».
  3. Успех как характеристика деятельности человека. Здесь предполагается, что успех достигается путем целенаправленного стремления человека к определенному результату. В данном случае, человек не надеется на волю случая, а прикладывает усилия, используя всевозможные ресурсы для достижения поставленной цели.
  4. Успех как социальный статус человека и материальный уровень его жизни. В данном случае успехом считается какой-то конкретный результат, и часто бывает не важно, каким образом он в конечном итоге будет достигнут. Человек стремится занять определенную должность, получить определенный социальный статус и тем самым занять определенную нишу в обществе.
  5. Успех как форма самореализации личности. Для данной парадигмы успех достигается, когда человек приобретает определенную высоту в поставленной им самим же цели. Это может быть получение определенных компетенций и статуса в определенной деятельности или получение признания своего таланта [2]. 

Ориентируясь на возрастные особенности подростков, Д.Б. Карнеги предполагает, что успех для подростков, в первую очередь, зависит от самореализации и получения высокого социального статуса в кругу сверстников. Для того чтобы этого достичь, подросток должен быть достаточно уверен в себе [3]. Позитивное мышление способно оказывать влияние на восприятие повседневных жизненных ситуаций. Подростки в силу своих возрастных особенностей часто видят происходящее в негативной окраске, так как нестабильная самооценка, жизненная неопределенность, неудачи в отношениях со сверстниками вызывают у подростка огромный спектр различных чувств. Часто подростки даже не осознают причины своего настроения.

Всё это оказывает влияние на поведение подростка. Когда мышление настроено на негативный сценарий, подросток чувствует страх, неуверенность и неловкость. Он боится вступать в контакт со сверстниками и представителями противоположного пола.

М. Чиксентмихайи пишет, что подростки в силу своих возрастных особенностей часто видят происходящее в негативной окраске, так как у представителей данного возраста самооценка нестабильна и маленький жизненный опыт. Это может выступать триггером в возникновении проблем со сверстниками и взрослыми. Подросткам тяжело настроиться на позитивный лад, они зачастую даже не осознают причины своего настроения [7].

Когда подросток придерживается принципов позитивного мышления, он чувствует себя более уверенным. Уверенность помогает подростку не бояться ситуаций потенциальных неудач, и тем самым способствует получению нового опыта. Более уверенный в себе подросток скорее завоюет авторитет у сверстников, в отличие от своего менее уверенного товарища. Также позитивно настроенные сверстники чаще имеют успех у противоположного пола. Они менее остро реагируют на возможные неудачи и тем самым приближают себя к ситуации успеха.

Можно сделать вывод о том, что именно позитивное отношение подростков к каким бы то ни было обстоятельствам и событиям влияет на их мотивацию к успеху, стремление добиваться своих целей. Это говорит нам о том, что негативное отношение подростка к событиям жизни не будет способствовать его личностному росту и благоприятному самоощущению.

Список литературы

  1. Ахола, Т. Краткосрочная позитивная психотерапия / Т. Ахола, Б. Фурман, А.М. Ялов. – Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 216 с.
  2. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. – Москва: Смысл, 2006. – 332 с.
  3. Карнеги, Д. Б. Как влиять на людей и выработать уверенность в себе, выступая публично / Д. Б. Карнеги. – Минск: Изд-во: АСТ, 2019. – 256 с.
  4. Киреева, М. В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии / М. В. Киреева, О. Н. Грибанова // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 4(23). – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/39PVN414.pdf (Дата обращения 01.04.2024)
  5. Орлов, Ю.М. Саногенное мышление / Ю.М. Орлов. – Москва:
  6. Перова, Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии. – 2009. – №7. – С. 12-19.
  7. Чиксентмихайи, М. Поток Психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. – Москва: Альпина нон-фикшен, 2021. – 464 с.
  8. Шустова, Н.Е. Человек как субъект организации жизни / Н.Е. Шустова // Гуманизация образования. – – № 1. – С. 46-50.

Интересная статья? Поделись ей с другими: