УДК 159.9

Психологические особенности ценностно-мотивационной сферы личности, склонной к лидерству

Денисова Арина Одиссеевна – студент факультета Психологии и педагогического образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Научный руководитель Зекерьяев Руслан Ильвисович – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Статья посвящена изучению психологических особенностей ценностно-мотивационной сферы личности, склонной к лидерству. Описана ценностно-мотивационная сфера как психологический феномен. Проанализированы психологические особенности личности, склонной к лидерству. Выявлены различия в проявлении ценностных и мотивационных ориентаций личности в группах с различным уровнем лидерства. Проанализированы особенности взаимосвязи уровня лидерских качеств с ценностно-мотивационной структурой личности.

Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера, лидерство, ценности, мотивы, личность, напористость, целеустремленность, лидерская деятельность.

Ценностно-мотивационная сфера личности – это структура, которая обуславливает систему достижения целей и формирование жизненных принципов личности. Она регулирует поведение человека, стимулирует его к дальнейшим действиям и приводит к намеченному результату. В свою очередь сфера лидерства определяет место человека в иерархии отдельных групп и общества в целом. Также лидерство определяет уровень социализации личности и способы её взаимодействия с другими членами того или иного коллектива. В современном мире важно понимать взаимосвязь этих факторов, так как источник мотивации и система ценностей значительно влияет на положение человека в социальной среде.

Анализ литературы по проблеме исследования

Ценностно-мотивационная сфера личности – это совокупность установок, принципов и мотивов, сформировавшихся в результате жизнедеятельности человека. В неё входят принципы, потребности, мотивы и индивидуальные качества человека. Также на её формирование значительно влияют внешние факторы, связанные с ожиданиями окружения или желанием подходить под общественный стандарт.

Колокольцева О. В. и Белюшина И. В. в своих исследованиях определяли, что первостепенными элементами ценностно-мотивационной сферы являются ценностные установки, мотивы, направленность и самооценка личности, каждый из которых выполняет определённую функцию, такие как, например, детерминация стратегий поведения человека при взаимодействии с социумом, выстраивание ориентиров для деятельности, придают смысл для действий, наделяют личность, определённого рода, социальными ролями и т. п. Таким образом, они образуют единую взаимосвязанную систему стимулов, которая осуществляет регулирование жизнедеятельности человека на протяжении всей жизни [7].

Зекерьяев Р. И. проводил исследование ценностно-смысловой сферы личности с разной интернет-активностью, рассматривая при этом её структуру мотивов. Автор определил, что при повышении интернет-активности растет уровень выраженности таких мотивов как: мотив агрессии – актуализируется при возникновении опасности, для самозащиты человека; мотив взаимоотношения полов – возникает при потребности в интимно-сексуальных отношениях, которым в реализации могут мешать социальные нормы, личностные качества и т.д.; мотив бездарности к искусству – связан желанием достичь единства с культурой при возможном отсутствии творческих талантов [6].

Водопьянова Н. Е. и Журина М. А. изучали специфику ценностно-мотивационной сферы у IT-специалистов. На первом месте в ценностных ориентациях стоят удовлетворение базовых потребностей и развитие личности, стремление создать баланс между всеми сферами жизни, самостоятельность и служение в профессиональной деятельности. Второстепенна ценность в социальном признании. Источником мотивации выступают желания профессионального успеха, признания и одобрения, связанные с профессиональной деятельность, дальнейшее творческое и профессиональное развитие [2].

Лапшин В. Е. и Шаманин Н. В. исследовали особенности ценностно-мотивационной сферы у подростков с девиантным поведением. Причинами такого поведения могут стать изменения на физиологическом уровне, психологические травмы или какие-либо социальные факторы. Специфика структуры ценностей и мотивов у таких подростков находит свою основу в материальном благополучии — это является для них главным критерием состоятельности в жизни; общественного признания; власти над другими людьми; сохранении личностной целостности, т.е. собственной индивидуальности. Также они не привыкли строить долговременные планы на будущее, так как для них интересней жить одним днем [8].

Таким образом, ценностно-мотивационная сфера личности представляет собой сложно организованную структуру, формирующуюся и изменяющуюся в течении всей жизнедеятельности человека. Также она включает в себя моральные, этические, социальные, материальные и другие ценности, без которых человек не может полноценно функционировать в современном мире. Важно сказать, что те или иные ценностные ориентации зависят от множества факторов: самооценки, восприятия мира, вида профессиональной деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей, жизненных обстоятельств и т.д.

Головина Г. М. и Савченко Т. Н. выявили, что структура ценностно-мотивационной сферы зависит от ориентированности в реальном и виртуальном мирах. Первый выделяемый тип – реалист – опирается на реальный мир. Его ценности и мотивы зависят от окружения и семейного климата. Второй тип – многомерный. Отличается от предыдущего лишь тем, что его ценностные ориентации формируются не только на основе реального мира, но и виртуального. Третий тип – рефлективный реалист. Больше ценит реальный мир нежели виртуальный, не ориентирован строить свою систему ценностей и мотивов в соответствии с сравнением себя с окружающими, из-за чего более устойчив. Четвертый тип – рефлексивный виртуал. Ориентирован на виртуальный мир, больше подвержен сравнению себя с другими, менее развиты семейные мотивы и ценности [4].

Лидерство – это способность человека к достижению тех или иных целей, путем сплочения всех участников ситуации вокруг себя для получения общего результата. Лидерские качества в личности обуславливают её эффективность в групповой работе, самооценку, мотивированность в действиях и восприятие её социумом в целом.

Р. И. Зекерьяев и А. А. Малофеева определили взаимосвязь между лидерскими качествами и типами темперамента. Для осуществления лидерской деятельности, принятия ответственности и быстрому выполнению задач человек должен обладать определенными качествами такими как, например, развитые коммуникативные способности, умение находить подход к каждому члену команды, умение разрешать конфликтные ситуации, а также способность к коллективной работе. Поэтому люди с высоким уровнем экстраверсии больше склонны к проявлению лидерских качеств, нежели интроверты, для которых больше характерны медленная обработка информации, вдумчивость, любовь к одиночеству и трудности в общении. Однако уровень нейротизма у экстраверта никак не влияет на лидерскую деятельность [5].

Пенская Е. А., изучая формирование лидерских качеств в подростковом возрасте, пришла к выводу, что лидерство – это, в первую очередь, особенности культуры общения и определённые способы взаимодействия с участниками группы для достижения поставленной цели. Непосредственно подростковый период является неким фундаментом для формирования и развития личности, в том числе и лидерских качеств, которые помогают человеку в достижении успеха в какой-либо сфере, построении собственной специфики общения и дальнейших связей в коллективе. Также важно отметить, что создание правильных условий в процессе обучения приводит к мотивированности детей в изучении предмета, здоровой конкуренции и развитию лидерских качеств – принятие ответственности, инициативность, нравственный рост и т.д. [9].

Тургунбаева Б. А. и Аспанова Г. Р. определили структуру лидерской деятельности. В неё входят:

  1. личные мотивы (мотив власти, мотив достижения, мотив аффиляции);
  2. цели (представление идеального результата при координации деятельности других);
  3. действия (планирование, организация, мотивация партнеров по деятельности).

Таким образом, лидерская деятельность – это деятельность, которой движет стремление к власти, потребность к принадлежности, построению близких, доверительных взаимоотношений, выражающаяся в планировании, организации и контроле за действиями других людей, что, в итоге, приводит к достижению общего положительного результата [11].

Глухенькая Н. М., Сац Е. А. и Глухенький А. Н. в своей работе рассматривали 4 стиля руководства и их особенности:

  1. Авторитарный стиль – поддержание единоначалия в коллективе, сохранение дистанции между начальником и подчиненными, жесткая дисциплина.
  2. Демократический стиль – умение прислушиваться к другому мнению, умеренная дисциплина, распределение обязанностей между работниками.
  3. Либеральный стиль – опора на мнение и указы вышестоящих по должности лиц, безынициативность.
  4. Бюрократический стиль – жесткое следование правилам, регламентам, контроль за выполнением работы согласно плану [3].

Афонина М. А. исследовала мотивы женщин, стремящихся к лидерству и исторические предпосылки, приводящие к этому. Автор пришел к выводу, что из-за патриархального устоя в мире, разделения феминности и маскулинности как наделения человека характеристиками для той или иной деятельности просто не создавали возможности для развития женского лидерства. Обстоятельства, которые в дальнейшем создали желание реализации в социально-управленческой сфере жизни у женщин – это условия, нарушившие существующий баланс в жизни человека. Такими обстоятельствами могут стать как саморазвитие в обществе - начало общественной и публичной деятельности, полярная смена деятельности, бизнес, так и какие-либо изменения в семейном климате, быту – замужество, развод, рождение ребенка и т.п. [1].

В ходе исследования был использован ряд методик:

  1. «Мотивационный профиль» (С. Райс).
  2. «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» (С. С. Бубнова).
  3. «Диагностика лидерских качеств» (Р.С. Немов).

Также в ходе исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена, H-критерий Крускалла-Уоллиса.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существуют различия в ценностно-мотивационной сфере личности с различным уровнем лидерства.

Представление и анализ результатов исследования

В ходе исследования были проанализированы различия в особенностях ценностно-мотивационной сферы людей с различным уровнем лидерства (рисунки 1-2).

1

Рисунок 1. Выраженность уровня значимости мотивационных сфер у людей с разным уровнем лидерства (часть 1).

2

Рисунок 2. Выраженность уровня значимости мотивационных сфер у людей с разным уровнем лидерства (часть 2).

Из рисунков 1-2 видно, что для людей, с выраженностью таких мотивов как власть и социальные контакты характерен высокий уровень склонности к лидерству. Лидерство – это умение выстраивать коммуникативные связи, быть опорой и авторитетом для окружающих, нестандартно мыслить и быстро включаться в работу, тем самым получая власть и удовлетворяя потребность в общении

Существование таких различий в выраженности мотивационных профилей у людей с разным уровнем склонности к лидерству, также было подтверждено Н-критерием Крускалла-Уоллиса (рисунки 3-4).

image3

Рисунок 3. Результаты H-критерия Краскела-Уоллиса (часть 1)

image4

Рисунок 4. Результаты H-критерия Краскела-Уоллиса (часть 2)

Из рисунков 3-4 видно, что у респондентов с различным уровнем склонности к лидерству статистически достоверные отличия в проявлении таких мотивационных профилей как власть (Hэмп = 17,622; ρ <0,05) и социальные контакты (Hэмп = 14, 175; ρ <0,05).

В ходе исследования были выявлены особенности структуры ценностной сферы личности с различным уровнем склонности к лидерству.

image5

Рисунок 5. Выраженность уровня значимости ценностных ориентаций личности с разным уровнем склонности к лидерству (часть 1).

image6

Рисунок 6. Выраженность уровня значимости ценностных ориентаций личности с разным уровнем склонности к лидерству (часть 2).

Из рисунков 5-6 видно, что для людей с выраженностью таких ценностей как высокий социальный статус и управление людьми, социальная активность характерен высокий уровень склонности к лидерству. Данная закономерность может быть объяснена тем, что люди, стремящиеся к высокому социальному статусу и управлению людьми, а также к социальной активности способны реализовать эти ценностные ориентации с помощью лидерской деятельности в коллективе. 

Существование таких различий в выраженности ценностных ориентаций у людей с разным уровнем склонности к лидерству, также было подтверждено Н-критерием Крускалла-Уоллиса (рисунки 7-8).

image7

Рисунок 7. Результаты H-критерия Краскела-Уоллиса (часть 1).

image8

Рисунок 8. Результаты H-критерия Краскела-Уоллиса (часть 2).

Из рисунков 7-8 видно, что у респондентов с различным уровнем склонности к лидерству существуют статистически достоверные отличия в проявлении таких ценностных ориентаций личности как высокий социальный статус и управление людьми (Hэмп = 18,991; ρ <0,05) и социальная активность (Hэмп = 11,437; ρ <0,05).

Выводы

Ценностно-мотивационная сфера личности представляет собой систему установок, потребностей и принципов. Она отвечает за становление морального кодекса каждого человека. Формирование тех или иных желаний и ценностей происходит в результате особенностей жизнедеятельности и опыта личности, т.е. условий проживания, социального статуса, жизненных трудностей, воспитания, взаимоотношений с родителями, уровня социализации в целом и т.д. Именно поэтому, особое значение в развитии ценностно-мотивационной сферы играют как индивидуальные особенности: темперамент, характер, способности, интересы, так и социум: желание быть как все, заслужить похвалу, уважение, принадлежать к группе, материальное благосостояние, социальная активность. Люди с низким уровнем лидерства меньше стремятся к активному образу жизни. Также им в меньшей мере нужны высокий социальный статус, власть, социальные контакты. Их мотивы и ценности больше строятся на приятном времяпрепровождении, покое, стабильности. Для самоутверждения им в большей степени требуется одобрение от окружающих, также присутствует необходимость в принадлежности к группе. При неудовлетворении данных потребностей человек может испытывать чувство неуверенности и незащищенности. У них менее обширны коммуникативные связи, возможно им сложнее заводить новые знакомства. Энергию они получают от спокойного отдыха. Можно сделать вывод, что чем ниже уровень лидерства, тем больше человек стремится к спокойному образу жизни. В меньшей степени ему нужны высокий социальный статус и общение с людьми. 

У людей, склонных к лидерству, преобладают такие ценностные ориентации как высокий социальный статус и управление людьми, социальная активность и мотивы власти и социальных контактов. Они амбициозны, уверенны в себе, привыкли занимать ведущие позиции в обществе, что позволяет им быть выше других. Общение для них – это основной источник заряда. Им важно поддерживать активный образ жизни в плане новых знакомств. Развитые коммуникативные способности одна из основных черт лидера - чем выше уровень лидерства, тем больше человек стремится к активности и общению. В меньшей степени ему нужны спокойствие и однообразность.

Список литературы

  1. Афонина М. А. Психология женского лидерства: предпосылки и мотивы социально-управленческого развития современных женщин / М. А. Афонина // Инновационная наука : психология, педагогика, дефектология. – 2021. – №6 – С. 6-18.
  2. Водопьянова Н. Е. Особенности ценностно-мотивационной сферы IT-специалистов / Н. Е. Водопьянова, М. А. Журина // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – №2. – С. 91-99.
  3. Глухенькая Н. М. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя / Н. М. Глухенькая, Е. А. Сац, А. Н. Глухенький // Сборники конференций НИЦ социосфера. – 2013 – №56-2 – С. 68-70.
  4. Головина, Г. М. Особенности ценностно-мотивационной сферы людей, принадлежащих разным типам удовлетворенности жизнью // Прикладная юридическая психология. 2022. № 1(58). С. 121–128.
  5. Зекерьяев Р. И. Психологические особенности влияния темперамента на лидерские качества личности / Р. И. Зекерьяев, А. А. Малофеева // Заметки Ученого. – 2021. – №5-2. – С. 58-63.
  6. Зекерьяев Р. И. Психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности с разным уровнем интернет-активности : мотивационный аспект / Р. И. Зекерьяев // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – №5-1. – С. 135-142.
  7. Колокольцева О. В. Ценностно-мотивационная сфера личности как основной регулятор жизнедеятельности / О. В. Колокольцева, И. В. Белюшина // Базис. – 2023. – №1 (13). – С. 90-92.
  8. Лапшин, В. Е. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению / В. Е. Лапшин, Н. В. Шаманин // Прикладная юридическая психология. – 2022. – № 1(58). – С. 54-63.
  9. Пенская Е. А. Учет особенностей подросткового возраста при формировании и развитии лидерских качеств / Е. А. Пенская // Вестник амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014.– №66 – С. 79-84.
  10. Тургунбаева Б. А. Лидерская деятельность как область проявления лидерских способностей / Б. А. Тургунбаева, Г. Р. Аспанова // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2017. – №3(11) – С. 87-95.

Интересная статья? Поделись ей с другими: