УДК 316.6

Методы психологической работы с психологами-консультантами

Занин Дмитрий Сергеевич – кандидат психологических наук, доцент Московского института психоанализа

Урожаева Анна Васильевна – магистрант Московского института психоанализа

Аннотация: В статье рассматриваются особенности появления профессиональных кризисов у психологов-консультантов и методы психологической коррекционной работы с ними. Отмечается, что профессиональные кризисы психологов-консультантов представляют собой сложный феномен, включающий в своем проявлении физическое, умственное и эмоциональное истощение, формирующийся благодаря воздействию профессиональных, организационных, статусных, ролевых и личностных причин. В статье приводятся способы и методы профилактики преодоления и коррекции кризисов профессионального характера у психологов-консультантов, совокупно отмеченные разными авторами, среди которых: информирование психологов-консультантов, оказание эмоциональной поддержки психологам-консультантам, усиление осознания важности профессии психолога-консультанта, формирование либо восстановление соответствующей степени коммуникационных навыков у психологов-консультантов, а также оптимизация рабочего места. Мероприятия по профилактике могут включать поведенческо-терапевтическую супервизию, балинтовские группы, корректирующие супервизионные сессии, супервизию в гештальт подходе. В статье приводятся совокупные мнения авторов о том, что для профилактики, коррекции и диагностики профессиональных кризисов, ведущих к синдрому выгорания у психологов-консультантов, актуальным выступает определение ведущих личностных мотивов и потребностей в морально-этической и профессиональной областях, а также выявление факторов становящихся для удовлетворения этих потребностей помехой.

Ключевые слова: психологическое консультирование, профессиональный кризис, коррекция, терапия, наблюдение, профилактика, методы коррекции.

Профилактика появления профессиональных кризисов эмоционального порядка у психологов-консультантов должна, по мнению М.С. Быковой [1], включать:

  • применение восстанавливающих техник утром и перед сном, между сессиями, а также дополнительно в случае необходимости, используя телесные и голосовые практики, успокаивающее либо тонизирующее дыхание, аффирмации и медитацию;
  • поддержка между трудовой деятельностью и личной жизнью гармонии, включающая применение «колеса баланса» для проверки равномерности распределения энергии между саморазвитием, трудом, близкими людьми, хобби, финансами и здоровьем;
  • посещение своего психолога ежемесячно и в соответствии с появлением запроса с целью предотвращения накладывания личных переживаний специалиста на клиентские;
  • восполнение ресурса, который значительно утрачивается даже в процессе выполнения удовлетворяющей деятельности и коммуникации с близкими, за счет приобретения положительных эмоций и приятных впечатлений, что осуществляется благодаря регулярному уделению себе времени в виде занятий хобби, походов в спортзал и на массаж, посещения вдохновляющих мест, путешествий, а также узнавания и опробования нового и непривычного;
  • посещение супервизии около раза в неделю и в соответствии с запросом, чтобы разобраться с вопросами относительно консультативного процесса, на которые самостоятельно специалист не может найти ответ;
  • уважение собственных чувств, что заключается в умении слышать себя и не забывать, что не существует хороших либо плохих чувств, а все они являются значимыми, просто каждое необходимо экологично проживать и трансформировать, чтобы понять его причину и цель появления;
  • поддержание коммуникации с коллегами при помощи посещения конференций, вебинаров, круглых столов и мастер-классов, что позволит ощутить себя компонентом большого сообщества, получить полезные связи, вдохновиться успехами коллег, произвести обмен опытом и отыскать новые идеи, позволяя психологу-консультанту вспомнить о значимости и ценности его помогающей профессии;
  • обозначение рамок в отношениях с близкими и клиентами, что включает предоставление им распорядка, когда можно связываться со специалистом в рабочее и время отдыха, соответственно, а также не продолжать рабочие темы дома, а домашние не обдумывать во время профессиональной деятельности;
  • определение оптимальной нагрузки, включающее разрешение себе не трудиться, когда для этого нет соответствующих условий, изменять расписание и график работы, а также разделять ответственность за результат с клиентом, учитывая собственные рамки компетенций специалиста.

В число способов преодоления кризисов профессионального характера у психологов-консультантов Э.В. Жилина [2] включает такие:

  1. Формирование либо восстановление соответствующей степени общения у тех, кто подвергся влиянию таких кризисов, что предполагает уменьшение их проявления за счет устранения базового фактора воздействия, к которому относится нарушение аспектов коммуникации в межличностных отношениях, воспринимаемое психоаналитиком К. Хорни[7] как базовой причины невротического характера поведения. Первая стадия подобного восстановления осуществляется за счет интеракции как неструктурированной простой коммуникации коллег в неформальной обстановке; вторая включает в себя обмен мнениями в коллективе, при котором ведущий организовывает структурированное обсуждение кризисов в трудовой деятельности и их последствий; а заключительная третья предусматривает возврат к неструктурированной коммуникации с целью обмена впечатлениями между коллегами и улучшения их контактности. В случае стабильного проведения такого рода тренингов удается достичь их цели, включающей восстановление навыков социального общения, что способствует уменьшению профессиональных стрессов и риска развития синдрома выгорания у психологов-консультантов;
  2. Технология оказания психологической помощи самим психологам-консультантам, в рамках которой первостепенным является определение мотивов выбора ими профессии и личная значимость для специалиста выбранной профессии, в качестве которой способна применяться модификация представленного К. Маслач и Э. Пайнс [5] экзистенционального анализа, который предполагает восполнение у психолога-консультанта изначальных дефицитов ради уменьшения риска формирования у него профессиональных кризисов.

А.Ю. Коджаспиров [4] отмечает, что в целом профилактические программы включают в себя три категории мероприятий, к которым относятся увеличение важности профессии психолога-консультанта, его эмоциональная поддержка и информирование.

Увеличение важности профессии психолога-консультанта основывается на мероприятия, обеспечивающих деятельность в рамках организационно-управленческого контроля, включающего систему стимулирования, объективной оценки итогов, награждения и поощрения, структурирование труда, индивидуальные консультации для самого психолога-консультанта, а также оптимизацию рабочего места. При этом также предполагаются возможности построения карьеры и профессионального роста, которые подкрепляют внутренние и внешние рабочие мотиваторы.

Эмоциональная поддержка реализуется за счет коммуникации психологов-консультантов в профессиональном клубе в ходе психологических практикумов, направленных на организацию здорового образа жизни и досуга личности, круглых столов, а также при помощи улучшения, в случае работы консультанта в организации, психологического климата в коллективе, представляющего собой значительный ресурс профилактики выражения агрессии, а также снижения напряжения и тревоги.

Информирование психологов-консультантов происходит за счет предоставления им информации о специфике оказания себе помощи ради сохранения здоровья и работоспособности способами, подходящими для всех. Таким образом, у специалиста получается переоценить в сторону их рациональности и реалистичности собственных, а также принадлежащих миру в целом и окружающим, убеждений и суждений. 

С целью профилактики в трудовой деятельности кризисов профессионального характера для сохранения ее качества, а также получения новых навыков и знаний, психологам-консультантам, как утверждает Ю.Г. Кириллова [3], рекомендовано  проводить такие особые мероприятия, как:  поведенческо-терапевтическую супервизию, использующуюся с целью обсуждения консультантом своих проблемных случаев из работы; корректирующие супервизионные сессии, гештальт-супервизию, фокусирующуюся на опыте, субъективности, переживаниях, осознании и восприятии личности специалиста; а также балинтовские группы.

Следовательно, для профилактики, коррекции и диагностики профессиональных кризисов, ведущих к синдрому выгорания у психологов-консультантов, актуальным выступает определение ведущих личностных мотивов в морально-этической и профессиональной областях, а также выявление становящихся для их удовлетворения помехой факторов. Именно для этого осуществляется диагностика таких базовых проблемных факторов при работе психолога-консультанта не только напрямую с клиентом, но и в рамках организации, как: особенности психологического климата коллектива; адекватность  самоориентации профессионального характера у специалиста; эффективность стиля руководства; динамика становления в профессии и карьерного планирования; удовлетворенность психолога-консультанта своими условиями отдыха и работы труда; степень референтности, профессиональной компетентности и зрелости членов коллектива.

Н.В. Тамарская [6] говорит о том, что одной из отыгрывающих значимую роль причин противостояния развитию профессиональных кризисов психологов-консультантов выступает принятие ими личной ответственности за собственную деятельность. Когда специалист в силу плохого самочувствия либо неудач занимает, обвиняя других, пассивную позицию, его чувства безнадежности и бессилия растут, что вынуждает его сдаться перед внешними обстоятельствами и ощущать себя жертвой, что в совокупности детерминирует формирование профессионального цинизма у личности. Следовательно, психолог обязан ощущать свою ответственность и мочь осуществлять деятельность даже с препятствиями и ограничениями, ориентируя собственные внимание и энергию на осуществление наличествующих возможностей, а также на специфику трансформации их условий.

И.М. Цимбалюк [8] дифференцирует определенные приемы предотвращения развития профессиональных кризисов, ведущих к выгоранию психологов-консультантов, включая в их ряд:

  • участие в деятельности профессиональной группы, позволяющее психологу обсуждать свои взаимосвязанные с консультированием проблемы;
  • культивирование не связанных с трудовой деятельностью интересов;
  • периодическое проведение совместной с коллегами работы;
  • внедрение в свой труд разнообразия путем формирования новых проектов и их осуществления;
  • открытость новому опыту с сопутствующим участием в конференциях и семинарах;
  • овладение медитативными техниками, соблюдение режимов и в целом поддержание здоровья;
  • чтение художественной литературы, помимо профессиональной;
  • удовлетворенность психолога-консультанта социальной жизнью, включающая гармонию в отношениях с близкими и окружающими;
  • обдуманный характер обязательств;
  • здоровая самооценка, не опирающаяся на уважение других;
  • тяготение к желаемому без нужды в обязательной победе с одновременным умением без агрессии и самоуничижения проигрывать.

Таким образом, профессиональные кризисы психологов-консультантов представляют собой сложный феномен, включающий в свое проявление физическое, умственное и эмоциональное истощение, формирующееся благодаря воздействию профессионально-организационных, статусно-ролевых и личностных причин. Вместе с тем, профессионально-организационные причины (как, например, невозможность отказаться от клиента, с которым не совпадают ценностные ориентиры) становятся нередко базовым фактором появления состояние выгорания у психологов-консультантов. С целью избегания данного состояния специалисты обязаны оценивать собственную жизнь с позиции того, живут ли они, таким образом, как им на самом деле хочется. При отсутствии удовлетворенности существующей жизнедеятельностью им необходимо определить, что необходимо изменить, поскольку только должная забота индивида о качестве собственной жизни позволяет психологу-консультанту оставаться продуктивным.

К числу методов коррекции и профилактики профессиональных кризисов у психологов-консультантов относятся формирование либо восстановление соответствующей степени коммуникационных навыков, а также технологии оказания психологической помощи самим психологам-консультантам. Кроме того, необходимым является усиление осознания важности профессии психолога-консультанта, оказание ему эмоциональной поддержки и информирование. 

Список литературы

  1. Быкова М.С. Особенности профессиональных кризисов психологов-консультантов с различными особенностями личности и разным стажем // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. № 7.
  2. Жилина Э.В. Профессиональное выгорание психологов-консультантов // Вестник Костромского государственного университета, 2022. № 1.
  3. Кириллова Ю.Г. Основные причины и следствия профессиональных кризисов у психолога // Педагогика: история, перспективы, 2020. № 4.
  4. Коджаспиров А.Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов. Специфика, профилактика, возможности коррекции // МГППУ, 2023.
  5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
  6. Тамарская Н.В., Новикова И.С. Профилактика эмоционального выгорания психологов // Ярославский педагогический вестник, 2021. № 92.
  7. Хорни К. Невроз и развитие личности / Пер. с англ. Л.В. Трубициной; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 462с.
  8. Цымбалюк И.М. Психологическое консультирование и коррекция. Модульно-рейтинговый курс: Учебное пособие – Киев: ИД «Профессионал», 2018. – 656 с.
  9. Jones, Rebecca J.; Woods, Stephen A.; Guillaume, Yves R.F. The Effectiveness of Workplace Coaching: A Meta-Analysis of Learning and Performance Outcomes from Coaching // Journal of Occupational and Organizational Psychology: journal. – 2015. – April. – P. 112-121.
  10. Stern, Lewis R. Executive Coaching: A Working Definition // Consulting Psychology Journal: Practice and Research: journal. – 2004. – Vol. 56, no. 3. – P. 154-162.

Интересная статья? Поделись ей с другими: