УДК 34

Особенности взаимодействия правоохранительных органов с иными государственными органами при расследовании деяний в области криминальной экономики на примере хищений денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ

Ильясов Низам Мирабович – магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: в работе рассматривается вопрос, связанный с особенностями взаимодействия правоохранительных органов с иными государственными органами при расследовании деяний в области криминальной экономики, раскрывается сущность данного взаимодействия и возможные способы.

Ключевые слова: криминальная экономика, хищение, бюджетные денежные средства, теневая экономика, взаимодействие.

Эффективность разрешения вопросов расследования и раскрытия хищений бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, напрямую зависит от уровня и качества межведомственного взаимодействия правоохранительных органов с другими государственными органами и организациями. Лишь слаженная работа позволит максимально быстро прийти к успешному результату.

Надо сказать, что в рамках расследования хищений бюджетных денежных средств сотрудникам подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, работникам следственных органов для выявления рассматриваемой категории преступлений и последующего возбуждения уголовного дела необходимо обладать глубокими познаниями в области бюджетного, налогового, таможенного и других подотраслей финансового права, а также ориентироваться в нормативно-правовой базе, регламентирующей финансово-хозяйственную деятельность физических и юридических лиц.

В рамках взаимодействия правоохранительных и иных органов Р.А. Мангасаров обращает внимание на тот факт, что на сегодняшний день проблемным является вопрос координации контрольно-надзорных ведомств и структур, которые привлекаются представителями ЭБиПК в целях проведения проверок в рамках расследования хищений денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ [2, с. 104]. Автор отмечает, что деятельность данных ведомств по большей части носит лишь формальный характер и не подвергается должной качественной оценке со стороны органов государственной власти. Помимо вышеизложенного, Р. А. Мангасаров определяет механизм взаимодействия как объемное понятие, состоящее из трех компонентов: организации процесса функционирования; организации структурного построения; формирования организационных условий, необходимых для эффективного функционирования первых двух элементов.

А. М. Симонов также указывает на необходимость взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов при расследовании преступлений, направленных на хищение денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ [3, с. 202]. По его мнению, проявлением взаимодействия является тот факт, что представители Федеральной службы по финансовому мониторингу совместно с представителями МВД, ФАС, Федерального казначейства, ФНС и т.д. разрабатывают механизм выявления номинально действующих юридических лиц, направленный на пресечение их деятельности с целью защиты бюджетных денежных средств от преступных посягательств. Также немаловажным является тот факт, что в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России поступает информация от ФНС России, которая касается сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также информация от Центрального банка России, содержащаяся в Книге государственной регистрации кредитных организаций и справочниках банковских идентификационных кодов.

Правоохранительные, контролирующие и иные государственные органы взаимодействуют на основе двусторонних или многосторонних соглашений, при этом, указанное взаимодействие предусматривает:

  • доступ правоохранительных органов к данным, содержащимся в единых информационных системах, находящихся в ведении тех или иных контролирующих органов;
  • взаимный обмен статистическими данными, а также сведениями, относящимся к справочному материалу, методическим рекомендациям;
  • взаимное предоставление информации и документов, в целях установления связи совершаемых действий с хищением бюджетных денежных средств и их последующей легализацией. Например, в ходе расследования хищений денежных средств, выделенных на реализацию нацпроектов и программ, следователь вправе обратиться в Росфинмониторинг для получения данных о финансовых операциях в рамках хищения, о денежных суммах совершенных финансовых операций, о выявленных схемах легализации денежных средств или иного имущества, данных, позволяющих идентифицировать проверяемых лиц и так далее. Информация, полученная из Росфинмониторинга, выступает ориентиром для проведения дальнейших проверок и доказывания преступной деятельности. 

А. В. Анников, рассматривая вопрос хищения бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, в рамках реализации государственного оборонного заказа, обращает внимание на тот факт, что проблемы, возникающие при расследовании данных преступных деяний, главным образом, могут быть разрешены путем межведомственного информационного взаимодействия [1, с. 45]. Автор указывает на необходимость взаимодействия правоохранительных органов не только с другими государственными органами, но и с социальными институтами общества.

В рамках расследования хищений бюджетных денежных средств при реализации, например, государственного оборонного заказа особое внимание стоит обратить на взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Так, таможенные органы Российской Федерации могут дать информацию относительно ввезённых на территорию государства товарно-материальных ценностей, поставка которых была осуществлена в рамках государственного оборонного заказа. Федеральная служба исполнения наказаний обладает информацией относительно осуществления факта хищения бюджетных денежных средств в рамках государственного оборонного заказа лицами, находящимися в местах лишения свободы. Однако главную роль в данной группе играют органы ФСБ России, ФСО России, СВР России, поскольку они являются кураторами объектов оборонно-промышленного комплекса и непосредственно осуществляют контроль за деятельностью участников государственного оборонного заказа, взаимодействуя с подразделениями УЭБиПК ОВД.

Полагаем, что на уровне регионов целесообразно создать рабочие группы, в число представителей которых должны войти не только сотрудники правоохранительных органов, но и представители ФСБ, ФАС, ФНС, Росфинмониторинга, деятельность которых будет заключаться в выявлении схем хищения денежных средств, аффилированности юридических и физических лиц с заказчиками, разработке мероприятий, направленных на борьбу с хищениями денежных средств в рамках реализации федеральных целевых программ. Во избежание хищения денежных средств при реализации нацпроектов и федеральных целевых программ необходимо пристальное внимание обращать на подозрительные операции, имеющие признак фиктивности. В связи с чем, представляется необходимым, в рамках осуществления тендеров в сфере реализации национальных программ, тщательно проверять не только подрядные организации, но и заказчиков, а также конкурсную документацию, поскольку, довольно-таки часто именно в конкурсных документах закрадывается лазейка, позволяющая в дальнейшем совершить хищение бюджетных денежных средств.

Представляется возможным на уровне законодательства закрепить основы межведомственного взаимодействия, в частности, обеспечить необходимость заключения соглашений о сотрудничестве между МВД России и различными финансовыми органами, в рамках которых будет подробно описываться реализация механизма взаимодействия. Кроме того, что для обеспечения эффективного взаимодействия правоохранительных и иных органов при расследовании хищений бюджетных денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, необходимо как можно чаще проводить совместные совещания и рабочие встречи между представителями данных органов, где будут активно обсуждаться имеющиеся проблемы в рамках межведомственного взаимодействия и пути их решения.

Список литературы

  1. Анников, А.В. Актуальные проблемы получения первичной информации о фактах хищения бюджетных средств при реализации государственного оборонного заказа / А.В. Анников // Вестник Владимирского юридического института. – 2016. – № 2(39). – С. 45-48.
  2. Мангасаров, Р. А. Некоторые аспекты противодействия хищениям бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий / Р.А. Мангасаров // Труды Академии управления МВД России. – 2019. – № 3(51). – С. 103-110.
  3. Симонов, А.М. Информационное обеспечение раскрытия и расследования хищений бюджетных средств / А.М. Симонов // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 3. – С. 201-204.

Интересная статья? Поделись ей с другими: