УДК 34

Правовые аспекты борьбы с терроризмом

Научный руководитель Спектор Людмила Александровна – кандидат экономических наук, доцент Института сферы обслуживания и предпринимательства.

Серелега Виктория Сергеевна – магистрант кафедры юриспруденции, социальных технологий и психологии Института сферы обслуживания и предпринимательства.

Аннотация: Статья посвящена анализу правовых аспектов борьбы с терроризмом, уделяя особое внимание необходимости найти баланс между обеспечением национальной безопасности и соблюдением прав человека. В нем освещаются проблемы определения терроризма в законодательстве и подчеркивается важность международного сотрудничества и обмена информацией в борьбе с террористическими угрозами. Также подчеркивается важность комплексного подхода, включая правовые меры, использование новых технологий и образовательных инициатив, для укрепления мира и безопасности на глобальном уровне.

Ключевые слова: терроризм, судебное разбирательство, национальная безопасность, права человека, международное сотрудничество, определение терроризма, законодательство, технологии, образовательные инициативы, мировая безопасность.

Терроризм является актом насилия или угрозы, которые намеренно используются для создания страха и направлены против гражданских лиц или конкретных групп для достижения политических, религиозных или идеологических целей. Это сложное и многоаспектное явление, вызывающее большую озабоченность на глобальном уровне, поскольку террористические атаки наносят непоправимый ущерб не только жизни и благополучию невинных людей, но и стабильности государств, подрывают международный уровень мира и безопасности общества [7, с. 117]. В условиях глобализации и технического прогресса терроризм приобретает новые формы и методы, что делает его борьбу особенно актуальной и требует комплексного подхода.

Важность законной борьбы с терроризмом в современном мире трудно переоценить. Это комплекс мер, направленных на предотвращение, пресечение и наказание террористической деятельности с использованием механизмов международного и внутригосударственного права. Правовая борьба с терроризмом включает разработку и реализацию международных конвенций, соглашений, а также законов и постановлений на национальном уровне. Данные меры направлены на обеспечение безопасности граждан, защиту их прав и свобод, а также создание устойчивой системы международного сотрудничества в сфере обмена информацией, экстрадиции подозреваемых и преследования лиц, ответственных за террористические акты [3, с. 70]. В современном мире, где границы между странами становятся все более прозрачными, а способы совершения террористических актов становятся все более изощренными, правовая борьба с терроризмом является ключевым элементом обеспечения международной безопасности и стабильности.

Основные правовые принципы борьбы с терроризмом во многом базируются на международных конвенциях и договорах, которые составляют правовую основу межправительственного сотрудничества в этой сфере. Одним из важнейших документов, регулирующих международные усилия по борьбе с терроризмом, является Конвенция ООН против терроризма [3, с. 71]. В частности, этот документ определяет общие рамки пресечения террористических актов и наказания за них, а также облегчает обмен информацией и экстрадицию подозреваемых между странами-членами. Существует также ряд специализированных конвенций, таких как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, целью которых является предотвращение финансовой поддержки террористических групп [3, с. 73]. Эти международные договоры и конвенции обеспечивают правовую основу для скоординированных действий на международном уровне и позволяют странам разрабатывать свое национальное законодательство на основе общепринятых стандартов.

Роль международных организаций, таких как ООН, Интерпол и Европол, в координации мер по борьбе с терроризмом не следует недооценивать [7, с. 118]. Организация Объединенных Наций играет ведущую роль в формировании международной контртеррористической политики, разработке политики и программ по предотвращению террористической деятельности и укреплении международного сотрудничества. Интерпол и Европол, в свою очередь, предоставляют площадки для обмена оперативной информацией и координации действий правоохранительных органов разных стран. Интерпол, например, управляет глобальной базой данных о террористах, которая позволяет странам-членам эффективно обмениваться информацией о лицах, причастных к террористической деятельности [3, с. 75]. Европол, который занимается вопросами безопасности в Европейском Союзе, координирует совместные контртеррористические операции и аналитическую работу [3, с. 76]. Эти организации играют ключевую роль в укреплении глобальной и региональной безопасности, предоставляя странам механизмы для сотрудничества и обмена передовым опытом.

Национальные законы о борьбе с терроризмом отражают индивидуальные подходы стран к этой глобальной угрозе: от строгих мер безопасности до комплексных систем предотвращения и наказания. Например, в Соединенных Штатах Америки после терактов 11 сентября 2001 года был принят патриотический акт (USA PATRIOT Act), который расширил полномочия правоохранительных органов по наблюдению и преследованию подозреваемых в терроризме, а также усилил меры по борьбе с финансированием террористических актов [1, с. 58]. В Китае, где власти особенно обеспокоены сепаратистскими и террористическими угрозами в таких регионах, как Синьцзян, был принят ряд законов и политик для укрепления национальной безопасности и мониторинга потенциально «экстремистских» групп, а также контроля над Интернетом и социальными сетям, который должен строго контролироваться, так как в наше время это один из лучших инструментов распространения террористической идеологии [3, с. 78]. В Российской Федерации также разработан комплексный правовой акт, в том числе Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который определяет терроризм как преступление и устанавливает систему мер по предотвращению террористических актов, включая создание антитеррористических комиссий и их координация мер на всех уровнях власти [3, с. 79].

Особенности правоприменительной и судебной практики в борьбе с терроризмом во многом зависят от правовой системы конкретной страны и ее подхода к обеспечению национальной безопасности и защите прав человека. В Соединенных Штатах, например, существует специальный военный суд по делам о терроризме, что вызвало споры о правах подозреваемых и принципе справедливого судебного разбирательства [1, с. 59]. В Китае, где правовая система находится под партийно-государственным контролем, меры по борьбе с терроризмом часто подвергаются критике за недостаточную прозрачность и нарушения прав человека [3, с. 79]. Перед Российской Федерацией стоит задача найти баланс между мерами безопасности и уважением прав и свобод граждан, особенно в контексте операций на Северном Кавказе [3, с. 79]. В каждой из этих стран судебная практика по борьбе с терроризмом демонстрирует противоречие между необходимостью обеспечения общественной и национальной безопасности и уважением фундаментальных прав и свобод.

Одной из главных проблем законной борьбы с терроризмом является поиск баланса между мерами безопасности и защитой прав человека. С одной стороны, государства стремятся укрепить безопасность за счет расширения полномочий правоохранительных органов, ужесточения контроля над коммуникациями и повышения эффективности контртеррористических операций [2, с. 66]. С другой стороны, такие меры могут привести к ограничению гражданских свобод, включая право на неприкосновенность частной жизни, свободу выражения мнений и право на справедливое судебное разбирательство. Примеры со всего мира показывают, что борьба с терроризмом иногда используется как предлог для подавления оппозиции и ограничения прав меньшинств, что поднимает вопросы о соблюдении международных стандартов в области прав человека [2, с. 67].

Еще одной существенной проблемой является определение терроризма и террористической деятельности в законодательстве. Несмотря на многочисленные попытки на международном уровне сформулировать универсальное определение терроризма, до сих пор не существует единого, признанного на международном уровне определения, что усложняет юридическое преследование террористов и международное сотрудничество в этой области [2, с. 68]. Различия в национальных законах относительно того, что представляет собой террористическая атака, могут привести к конфликтам по поводу экстрадиции подозреваемых или обмена разведывательной информацией. Это создает юридические лазейки, которые террористические группы могут использовать для обхода законов и планирования трансграничных операций [6, с. 152].

Международное сотрудничество в борьбе с трансграничным терроризмом сталкивается со своими проблемами, включая различия в правовых системах, уровнях защиты прав человека и готовности обмениваться информацией. Хотя международные организации, такие как ООН, Интерпол и Европол, играют ключевую роль в координации усилий по борьбе с терроризмом, политические разногласия между странами могут препятствовать эффективному сотрудничеству. Более того, в условиях глобализации и развития цифровых технологий террористы находят новые способы обхода границ и использования международной финансовой системы для финансирования своих операций [6, с. 153]. Это требует от международного сообщества не только укрепления правовых механизмов, но и выработки новых подходов к обмену информацией и совместной работе по предотвращению террористических угроз на глобальном уровне.

Перспективы развития правовой борьбы с терроризмом во многом зависят от интеграции новых технологий и подходов в практику выявления и предотвращения террористической деятельности. К наиболее перспективным направлениям относятся [4, с. 354]:

  • использование больших данных и искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования террористических угроз, чтобы обеспечить раннее обнаружение потенциальных угроз;
  • разработать и внедрить системы распознавания лиц и другие биометрические технологии на транспортных узлах и границах для усиления контроля за передвижением людей, подозреваемых в связях с терроризмом;
  • улучшить кибербезопасность и инструменты борьбы с распространением террористического контента в Интернете, включая социальные сети и мессенджеры.

Укрепление международного правового сотрудничества и обмена информацией является ключевым аспектом борьбы с глобальной угрозой терроризма. Это означает не только углубление взаимодействия между странами на двустороннем и многостороннем уровне, но и усиление роли международных организаций, таких как ООН, Интерпол и специализированных агентств, в координации усилий по борьбе с терроризмом. Ключевые области для укрепления сотрудничества включают в себя [5, с. 157]:

  • разработка и принятие единых международных стандартов в сфере борьбы с терроризмом;
  • создание единой базы данных о террористах и террористических группировках, доступной для всех стран-участниц;
  • обмен оперативной информацией о террористических угрозах и координация мер по предотвращению террористических атак.

Обучение и повышение осведомленности правоохранительных органов и общественности о методах борьбы с терроризмом также играет важную роль в предотвращении террористических атак. Оно содержит [4, с. 355]:

  • проведение специальной подготовки и курсов для сотрудников правоохранительных органов с упором на изучение современных методов выявления и предотвращения террористической деятельности;
  • разработка и реализация образовательных программ для населения по вопросам выявления и предотвращения терроризма, в том числе в сотрудничестве с общественными и некоммерческими организациями;
  • усиление информационной кампании по борьбе с экстремистской идеологией и пропагандой в сети Интернет с целью предотвращения радикализации населения, особенно молодежи.

Важным элементом является развитие критического мышления и усиление устойчивости общества к экстремистскому влиянию. Это можно сделать через различные медиа платформы, включая социальные сети, образовательные сайты и СМИ, где эксперты и влиятельные общественные деятели могут проводить пиар [5, с. 158]. Эффективные информационные кампании и образовательные инициативы помогают формировать общественное мнение, основанное на толерантности, уважении прав человека и неприятии насилия как средства достижения политических целей.

Поэтому перспективы развития правовой борьбы с терроризмом включают в себя комплексный подход, сочетающий в себе использование новых технологий для эффективного предотвращения и выявления террористических угроз, укрепление международного сотрудничества и обмена информацией для борьбы с трансграничным терроризмом, а также образовательные и информационные кампании по повышению осведомленности. общественность и правоохранительные органы [5, с. 159]. Эти меры должны осуществляться в контексте строгого соблюдения прав и свобод человека, что является ключом не только к эффективности, но и к легитимности контртеррористических усилий.

Таким образом, дискуссия о правовой борьбе с терроризмом подчеркнули острую необходимость сбалансировать национальную безопасность и права человека, сложность юридического определения терроризма и подчеркнули важность международного сотрудничества. Важность комплексного подхода, сочетающего правовые инструменты, технологические инновации и образовательные инициативы для борьбы с террористическими угрозами, способствует формированию общественного сопротивления идеологии терроризма, укрепляет мирное сосуществование культур и достигает устойчивого прогресса в ликвидации терроризма на глобальном уровне. уровень подчеркнут. Такой подход позволяет эффективно реагировать на угрозы и предотвращать их возникновение в будущем, подчеркивая необходимость совместных усилий государств, международных организаций и гражданского общества.

Список литературы

  1. Арипшев А. М. Зарубежный опыт борьбы с терроризмом: американская стратегия // Журнал прикладных исследований. 2022. №10, С. 57-60.
  2. Магомедов М. Н. Борьба с экстремизмом и терроризмом: новые вызовы и угрозы // Журнал прикладных исследований. 2022. №2, С. 65-68.
  3. Мирзазянов Р. Х. Национально-государственные модели борьбы с терроризмом и экстремизмом // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2022. №2, С. 69-81.
  4. Мухтаров Д. Д. Борьба с экстремизмом и терроризмом в молодежной среде // Образование и право. 2023. №5, С. 353-355.
  5. Нерсесян А. В., Морозова О. Г. Современный международный терроризм и правовые методы борьбы с ним // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №11-1 (86), С. 155-159.
  6. Ольдеева Д. А., Катнанова Б. В., Тостаев У. С. Проблемы борьбы с международным терроризмом в правовом поле // Аграрное и земельное право. 2022. №8 (212), С. 152-154.
  7. Шанько В. В. «Терроризм» как метод политической борьбы (политический терроризм) // Философия права. 2022. №2 (101), С. 116-119.