УДК 343.57

Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотиков в России

Тюгаев Даниил Евгеньевич – студент магистратуры Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Данная статья посвящена обсуждению системы уголовно-правовых мер в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории РФ. С момента принятия Уголовного кодекса Российской Федерации система неоднократно претерпевала изменения, и обилие изменений показывает, что эффективная модель уголовного законодательства, направленная на ликвидацию незаконного оборота наркотиков на сегодняшний день не реализована. Общей тенденцией развития уголовного законодательства России в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в постсоветский период является его ужесточение, но не привело к снижению наркопреступности ни на одном историческом этапе существования российского общества, а анализ практики применения норм российского уголовного права указывает на то, что необходимы новые санкции и пути реализации, предусмотренные статьями 228 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: наркопреступления, наркотические средства, национальная безопасность, психотропные вещества, уголовный кодекс.

Незаконный оборот и потребление наркотических средств и психотропных веществ оказывает существенное негативное влияние на жизнь и здоровье человека и гражданина, также нанося ущерб обществу и государству в целом, который выражается в увеличении бюджетных расходов на всех уровнях и снижении качества жизни и стандартов. Распространение наркотических средств и психотропных веществ являются угрозами национальной безопасности, так как из нее вытекают последствия в виде увеличения эпидемии СПИД и иных заболеваний. Кроме того, средства, полученные от незаконного оборота наркотиков, могут быть использованы в качестве почвы для террористических актов. То есть, незаконный оборот наркотических средств сопровождает ряд иных категорий преступлений, относящихся к торговле людьми, отмывании денег, контрабанде и коррупции.

Рассмотрение вышеуказанной проблемы является актуальной, в связи с тем, что имеет тесную связь с национальным приоритетом социально-экономического развития страны. На основании этого, полагают, что правовая основа деятельности органов исполнительной власти в области незаконного оборота наркотических средств является наиболее значимой и востребованной в юриспруденции. Рассмотрение данного вопроса необходимо для проведения всестороннего анализа области наркоконтроля потому что, юридическая наука может найти в нем свои темы для исследований, а также деятельность является достаточно сложной формой реализации государственной власти в современном обществе.

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ – это особая сфера деятельности страны как автономного и независимого субъекта, имеющая значительные отличия от иных политических и правовых явлений. Цель вышеуказанной независимости заключатся в понимании правовой природы исследуемых отношений.

Анализируя исторические данные, можно отметить, что на протяжении многих лет отношение к преступлениям в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ имело разное значение. В настоящее время за совершение данной категории преступлений предусматривается уголовная ответственность на основании положений Уголовного кодекса Российской Федерации. Далее, необходимо обратиться к этапам совершенствования российского уголовного законодательства с области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Первый этап борьбы пришелся на период с 1917 по 1926 г. В период с 1927 по 1963 г. происходило пресечение смягчения наказаний за преступления в области незаконного оборота наркотических средств. Данный период именуется вторым этапом борьбы. Далее, происходило значительное расширение нормативно – правовой базы, регламентирующие положения об уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. Например, в период третьего этапа, а именно с 1963 по 2004 г. был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Следующий этап (2004 – 2006 г.) – период частичной декриминализации преступлений, темой которого является средняя разовая доза наркотических средств и психотропных веществ. С 2006 года происходило ужесточение уголовной ответственности за преступления в области незаконного оборота наркотических средств.

Согласно статистическим данным ООН, доля населения Российской Федерации, злоупотребляющей наркотическими средствами и психотропными веществами в семь раз больше, чем в Европе, а также в двадцать раз выше, в отличии от иных стран. На основании оценок специалистов ООН, на конец 2023 года около 200 миллионов человек употребляет наркотические средства, то есть около пяти процентов взрослого населения. В Российской Федерации данный показатель составляет около 8 миллионов человек, что составляет примерно пяти процентов населения страны. Кроме того, согласно официальным данным статистических данных МВД РФ, главной тенденцией в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ выступает активизация незаконного производства синтетических наркотиков в Российской Федерации в зависимости от их цены и доступности способов приобретения. [9]

Одной из особенностей новых запрещенных веществ выступает их значительный ассортимент. В настоящее время специалисты пытаются обойти действующее законодательство и создавать новые химические вещества. Как правило, значительное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ относится к составу, предусмотренному ст. 228 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно официальным данным, из незаконного оборота было изъято более 20 тонн, запрещенных в Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ.

В последнее время, осуществление бизнеса в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ значительное возрастает и является межнациональным, а также сопровождается ростом капитала, отмыванием денег и теневой легализацией преступных доходов противозаконным путем. Как правило, преступные лица в целях увеличения эффективной и конфиденциальной торговой деятельности, применяют информационно – телекоммуникационную сеть «Интернет».

Кроме того, препараты, в состав которых входит часть наркотических средств, имеют значимую популярность, так как они обладают мощным обезболивающим или седативным действием, а также приводят к тяжелой зависимости. Такие лекарственные препараты не всегда могут использовать люди по назначению врача. В связи с этим, необходимо вести особый учет поставок и продажи такой категории лекарственных препаратов. Данные препараты могут быть доступны в каждой аптеке, некоторые из которых продаются без рецепта врача. В частности, такими средствами пользуются молодые люди в возрасте с 20 до 30 лет. Возможно, одним из оснований значительного роста потребления наркотических средств и психотропных веществ является свободная продажа вышеуказанных препаратов, которые содержат в своем составе наркотический анальгетик. В последнее время, количество наркозависимых женщин значительно увеличилось в 6 раз, в связи с этим, уровень угрозы стал значительно больше, потому что наблюдается слабый эффект лечения против наркомании. Наркомания считается болезнью, а наркозависимые лица незамедлительно нуждаются в остром лечении.

Особое значение уделяется основным моделям социального контроля наркоситуации, которые играют большое значение в реализации антинаркотической политики государства. Выделяется три основных модели:

  • подавляющая;
  • либеральная;
  • рестриктивная.

Главной задачей подавляющей модели социального контроля является создание активной гражданской позиции против наркотических средств и психотропных веществ [6, с. 152].

На основании вышеизложенного, полагаем, что процесс употребления некротических средств и психотропных веществ необходимо ликвидировать с помощью осуществления политики, которая будет направлена на пресечение социальных причин и условий, способствующих совершению данной категории преступлений. В систему уголовного наказания необходимо включить функцию реабилитации преступных лиц, то есть осуществлять психологическую помощь [6, с. 153].

Стоит отметить, что в 2010 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 690, на основании которого была утверждена стратегия национальной антинаркотической политики государства. Основная задача данной стратегии направлена на ужесточение наказаний для виновных лиц за совершение преступлений в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Однако, оборот наркотических средств не упал, что подтверждается отсутствием возбужденных уголовных дел в области незаконного оборота наркотических средств в отношении организаторов различных компаний или коррумпированных чиновников. В связи с этим, количество зарегистрированных преступлений в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ обладает отрицательной тенденцией к их увеличению.

Кроме того, остается актуальным вопрос, касающийся формированию системы по снижению спроса на запрещенные в Российской Федерации, вещества. Главнейшая цель национальной стратегии антинаркотической политики страны – это уменьшение противозаконного распространения и употребления наркотических средств и психотропных веществ в немедицинских целях. Однако, несмотря на вышеуказанные проблемы и значительное ухудшение ситуации в Российской Федерации с незаконным оборотом наркотических средств, органы исполнительной власти предпринимают ряд мер по предотвращению незаконного употребления и распространения запрещенных веществ.

Дополнительно, наблюдается ряд актуальных проблем, препятствующие качественной и всесторонней борьбе с угрозами, связанным с наркотическими средствами. К таковым проблемам относится в первую очередь сокрытие, регистрация и учет преступных деяний. Согласно проверкам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, следственные органы и органы дознания зачастую принимают незаконные решения. Например, при наличии поводов, оснований и признаков преступления выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе расследования уголовного дела не выделяются материалы для проведения оценки достоверности фактов незаконного оборота наркотических средств посторонними лицами. На практике, в случае отсутствия сведений о наркоторговце или сбыте некротических средств, перспективы раскрытия данной категории преступления не существует. Одним из противоправных поведений следственных органов, органов дознания, прокуратуры является не принятие достаточных и эффективных мер для получения доказательств признаков организованной преступности, а также объективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации. В последнее время, наркозависимые лица могут хранить наркотические средства и психотропные вещества не имея цель на сбыт посторонним лицам. Данный факт говорит о не полном совершенстве системы правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью.

На основании вышеизложенного, полагаем, что необходимо сформировать алгоритм действий, который позволит следственным органам, органам дознания и иным службам осуществлять полное взаимодействие в ходе выявления и расследования уголовных дел по преступлениям в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. К тому же, необходимо принять меры по усилению антинаркотического законодательства Российской Федерации, по обеспечению принудительного лечения лиц, страдающих наркозависимостью. Кроме того, необходимо определить цели и основные задачи уменьшения спроса на наркотические средства и психотропные вещества.

Рассмотренные нами опасности и последствия незаконного оборота наркотиков, приводят к выводу о том, что незаконный оборот наркотиков - это социальное явление, представляющее реальную угрозу национальной безопасности, оказывает негативное воздействие на здоровье населения и приводит к различным инфекциям, напрямую это связанно с общественным здравоохранением и таким диагнозам как СПИД, вызванный незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, кроме того рассмотрено предложение, направленное на решение проблемы, касающейся медицинского характера потребления наркотических средств, в частности психотропных веществ.

Таким образом, на сегодняшний день опыт уголовного права в борьбе с незаконным оборотом наркотиков показал, что усиление мер пресечения не является эффективной мерой для решения проблемы незаконного оборота наркотиков. Необходимо принять комплекс мер, включая факторы криминального пресечения и широко распространенные факторы социального восстановления. Поэтому лучше всего принимать меры по лечению и реабилитации для всех осужденных лиц, злоупотребляющих наркотиками, а не оставлять этот вопрос на усмотрение судей. По данным Министерства внутренних дел России, с начала двухтысячных годов по настоящее время количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков демонстрирует негативную тенденцию к увеличению, занимая второе место в структуре преступности, уступая только имущественным преступлениям. При разработке уголовной политики в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо учитывать множество факторов, влияющих на криминогенную ситуацию в стране.

Список литературы

  1. Алейников А.В., Мнение населения о проблеме употребления наркотиков как социально-гигиенический фактор / А.В. Алейников, А.И. Стребков, А.Н. Сунами // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2015. - № 3.
  2. Зайончковска М.М., Антитеррористическое сотрудничество государств реализации политических установок в международном праве, Авторе дис. кан. юрид. наук М, 2005.
  3. Калачев Б. Ф., Моднов И. С. Незаконное распространение наркотиков как много-факгорная угроза национальной безопасности России: Лекция. М., 1998.
  4. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 2008.
  5. Комлев Ю.Ю.,Теория рестриктивного социального контроля: К 63 монография / Комлев Ю.Ю. — Казань: КЮИ МВД России, 2009.
  6. Пашаева Э.Х., Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при принятии процессуальных решений: на примере уголовных дел о незаконном сбыте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // автореферат дис. кандидата юридических наук: — Томск, 2017.
  7. Сайт МВД России: [Электронный ресурс]. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/997033
  8. Соболев В. А., Сердюк А. А., Наркомания как объект социологического анализа // Вестник Xарьковского государственного университета. -- Харьков, 2010. - № 492.
  9. Щербаков А.Д., Состояние наркопреступности в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. – 2015.