УДК 34

Проблемы вовлеченности населения муниципального образования в участие в деятельности по решению вопросов местного значения

Симканич Ольга Михайловна – преподаватель Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Кострюкова Наталья Олеговна – студент юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Нестеренко Мария Андреевна – студент юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос вовлечения населения муниципального образования в участие в деятельности по решению вопросов местного значения. Проанализированы формы прямого волеизъявления граждан как основа деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Дан вывод об активизации интересов населения в принятии участия в решении вопросов местного значения. 

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная власть, интересы населения, гражданское общество.

В Конституции РФ провозглашено, что единственным источником власти в России является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а помимо этого посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее – МС) [1]. Следует особо подчеркнуть, что МС выступает одной из основ конституционного строя РФ. При этом как наиболее приближенная к населению власть, МС наиболее эффективно обеспечивает защиту и охрану тех интересов граждан страны, которые базируются на совместном их проживании на определённой территории.

Главная функция МС состоит в том, чтобы выступить значимым фундаментом для социально-экономического развития государства, поскольку необходимость решения возникающих проблем очевидна. На местном уровне данный процесс менее затруднен, чем на региональном или федеральном уровнях. Наделение органов МСУ особой значимостью в демократической системе управления государством и обществом связано с направленностью их деятельности на обеспечение интересов граждан на местах, причем в обязательном порядке учитываются юридическо-правовые и местные традиции, что в комплексе стимулирует организацию обособленного управления [4, с. 28-30].

Однако в настоящее время не только граждане не пользуются своим активным правом на осуществление деятельности, связанной с решением вопросов местного значения (далее – МЗ), но и органы и должностные лица стремятся к самостоятельной реализации муниципальной власти без какого-либо участия со стороны населения. В комплексе все указанные обстоятельства подрывают сложившуюся систему, что вредит как населению определённой территории, так и государству в целом.

Невозможно представить себе развитие МС без непосредственного и активного участия граждан в его деятельности. Однако в настоящее время на территории нашей страны существуют ряд определенных проблем, совокупность которых приводит к минимализации участия населения в деятельности по решению вопросов МЗ. К числу данных проблем относятся следующие:

- низкий уровень взаимодействия между местными органами и населением;

- правовая неграмотность населения;

- неразвитость общественных организаций;

- отсутствие информации для населения и институтов гражданского общества о возможности участия в МС;

- отсутствие мотивов для гражданского участия в развитии МС и многие другие.

Кроме того, что граждане в целом не стремятся участвовать в решении вопросов местного уровня, муниципалитеты сами игнорируют население как равноправного партнёра. Органы МС прекращают поддержку инициатив граждан, ограничивают сотрудничество с ними, а помимо этого не предоставляют отчёт о своей деятельности и т.д. [3] Именно по этой причине граждане нашей страны и не реализуют своё законное право, которое связано с осуществлением МС.

Всё вышеперечисленное повышает интерес учёных и практиков к регулированию вопросов организации органов МС и их должностях лиц, осуществляемой с учётом мнения населения. [2, с. 443-444]

В России предусмотрены различные формы активного участия населения в осуществлении деятельности по решению вопросов МС, которые позволяют жителям напрямую принимать участие в принятии различных решений, а помимо этого осуществлять контроль за деятельностью органов МС.

Местный референдум – одна из наиболее эффективных форм непосредственной демократии (далее – НД) в сфере МС. Проведение рассматриваемого референдума обеспечивает возможность для жителей муниципального образования принимать непосредственное участие в его подготовке, а помимо этого и в последующем проведении в целом, и в голосовании в частности. Существенным минусом данной формы является дороговизна процесса, а также особенности политической культуры в стране, связанной в первую очередь с пассивностью граждан в особенности на муниципальном уровне, что приводит к редкому использованию данной формы непосредственной демократии.

Муниципальные выборы согласно № 131-ФЗ относятся к формам НД в МС. Именно эта форма НП во многом и определяет реальную практику функционирования МС.

Опрос граждан в отличие от муниципального референдума может проводиться, как на всей территории муниципального образования, так и на ее части, что значительно облегчает практическое использование данного инструмента выявления общественного мнения. Эта процедура является довольно недорогой благодаря использованию информационных технологий, к примеру сайта муниципального образования или сайта государственных услуг. Основными недостатками опроса выступают необязательность учета мнения граждан относительно решения той или иной муниципальной проблемы, полученного в результате проведения опроса, низком уровне информирования граждан, а помимо этого и не вовлеченность преимущественного большинства в сам процесс, что обуславливается особенностями политической культуры населения.

Право население муниципального образования на внесение инициативных проектов в значительной степени на практике ограничивается необходимостью его предварительного рассмотрения на сходе, собрании или конференции граждан, что в условиях неразвитости в РФ территориального общественного самоуправления служит значимым препятствием по внесению инициативных проектов на рассмотрение муниципальной власти. Другим значимым ограничением относительно возможности реализации инициативных проектов граждан, проживающих в муниципальном образовании, является хроническое недофинансирование МС. Преимущественно большинство бюджетов муниципальных образований в РФ являются дефицитными и, соответственно, даже если инициативный проект граждан предполагает качественное решение довольно значимых проблем местного сообщества, он может быть не реализован вследствие недостатка средств в городском бюджете.

Достоинствами территориального общественного самоуправления являются: предоставление местному населению возможности действительно самостоятельно принимать решения по вопросам МЗ без посредничества в данном вопросе со стороны органов МС, а помимо этого то, что потенциальное участие гражданина в деятельности территориального общественного самоуправления способствует повышению уровня его политической культуры и политической активности, что в будущем могло бы стать залогом формирования эффективно функционирующего гражданского общества в нашей стране на различных уровнях, а именно: федеральном, региональном, и муниципальном уровнях. [5]

Следовательно, в России созданы все условия для полноценной реализации местным населением своих прав. Однако для того, чтобы активизировать интерес граждан пользоваться своими законными правами на необходим комплексный подход, который предполагает участие органов МС. 

Преодоление пассивности граждан должно происходить путём их постепенного вовлечения в деятельность МС. В этом процессе перед органами МС стоит ряд задач:

– организация и осуществление мероприятий по работе с подростками и молодёжью в поселениях;

– создание благоприятных условий для добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

– оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализация мероприятий в сфере межнациональных отношений непосредственно на территории своего субъекта;

– вовлечение населения в решение актуальных для муниципалитета вопросов по собственной воле населения. [6, c. 223-237]

Для решения всех выявленных и упомянутых выше проблем необходимо разработать проект по созыву и проведению конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов МС. Помимо этого, следует особо подчеркнуть, что созыв конференции, уже являющейся формой участия граждан в деятельности органов местного самоуправления, будет способствовать налаживанию конструктивного диалога между органами местного самоуправления и гражданами.

Помимо созыва конференции для решения выявленных проблем рекомендуется улучшить информационное обеспечение участия граждан в деятельности органов МС. Конкретными мерами такого улучшения будет являться техническая доработка сайтов администраций, а также более активное публичное освещение работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления в печатных и электронных СМИ. Все перечисленные мероприятия будут способствовать повышению информационной открытости власти, а следовательно, повышению лояльности населения к органам МС. В свою очередь, это повышение должно сказаться и на уровне гражданской активности населения.

Подводя итог необходимо отметить, что МС прошло довольно длительный процесс своего становления и развития. В условиях глобальной цифровизация общества для обеспечения качественного и полноценного взаимодействия органов МС с гражданами необходимо наличие устойчивой формы обратной связи, демонстрирующей открытость деятельности органов власти. Граждане должны поверить в то, что муниципальная власть призвана отстаивать и защищать их интересы, руководствоваться ими при организации своей деятельности.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Абазов, А. Б. Файрушин Т. А. О проблемах общественного участия в решении вопросов местного самоуправления // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). С. 443–444
  3. Абазов, А. Б., Файрушин, Т. А. Вопросы активизации гражданского участия населения в решении вопросов местного самоуправления // Вестник УЮИ. 2023. №1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-aktivizatsii-grazhdanskogo-uchastiya-naseleniya-v-reshenii-voprosov-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 25.11.2023).
  4. Гамидов, С. С., Теплинских, Е. А. Анализ современных тенденций и проблем общественного участия населения в муниципальном управлении // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 6 (65). С. 28–30.
  5. Максимов, М. В. Роль непосредственной демократии в местном самоуправлении в РФ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-neposredstvennoy-demokratii-v-mestnom-samoupravlenii-v-rf (дата обращения: 25.10.2023).
  6. Суворов, Н. А. Участие населения в местном самоуправлении: проблемы взаимодействия граждан с местной властью // Молодежный муниципальный форум: материалы Всероссийской научной интернет-конференции / отв. редактор Е. И. Васильева. Екатеринбург, 2021. С. 233–237.