УДК 352

Понятие и особенности местного самоуправления РФ

Руденко Кристина Романовна – студент Пермского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Худолей Дмитрий Михайлович – кандидат юридических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Автор анализирует законодательства по определению сущности местного самоуправления, развития его понятий, а также особенности данного органа, включая современные проблемы местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление РФ, понятие, особенности, современные проблемы.

Истоки органа местного самоуправления и самого понятия лежат гораздо глубже чем создание РФ. Ещё в Древней Руси были предпосылки к созданию данного органа, однако вплоть до 16 века представляли собой самоуправляющие городские общины, которые законодательно не были закреплены. В качестве первого органа местного самоуправления принято считать Земскую реформу, которую ввёл Иван Грозный. Тогда под Земской реформой понималась система местного самоуправления как местная инициатива граждан. Это и послужило началом для создания обоснований сущности и понятий для местного самоуправления в действующем законодательстве.

По мнению автора, актуальность данной темы заключается в том, что понимание сущности понятия местного самоуправления и его особенностей разъясняет гражданам их Конституционные права по обеспечению населения самостоятельным решением вопросов местного значения и развития демократических принципов. Это гарантия граждан по проявлению своих политических взглядов на жизнь и способы их улучшения через представительство, которое представляет собой орган местного самоуправления.

На данный момент, когда мы приходим к вопросу о понятии местного самоуправления, можно выделить несколько основных, которые содержатся в нормативно правовых актах. Европейская хартия местного самоуправления №122 раскрывает данный понятие через несколько аспектов: через право регулировать и управлять публичными делами, соблюдая при этом законы, а также через реальную способность выполнять эти функции. [5] Однако данное понятие стоит рассмотреть как форму осуществления публичной власти, об этом говорит словосочетание публичные дела, приведённое в статье хартии и подразумевающее интересы муниципальных образований и отдельных частей общества. Наиболее же подробные определения в последующем были представлены в поздних Федеральных актах Российской Федерации. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавший до 2003 года, трактовал местное самоуправление как деятельность населения по решению вопросов местного значения, гарантируемый Конституцией РФ. [6] В 2003 году происходят изменения данной статьи, которые становятся актуальными и по сегодняшний день. Теперь местное самоуправление выражается в двух наиболее полных определениях. [7] В одном из них представляется как основа конституционного строя РФ, признаваемая и гарантируемая государством на всей территории РФ. В другом же это форма осуществления народом своей власти. Проводя параллели между двумя статьями разных времён, можно заметить, что появилось широкое толкование самостоятельных начал органов местного самоуправления.

Местное самоуправление проявляется как «апофеоз участия граждан в регулировании государством», так как включает в себя принцип осуществления власти и её реализации, а также права граждан в принятии решений вопросов местного значения. Отсюда можем выделить некоторые особенности, присущи данному органу. Местное самоуправление не входит в систему органов власти и является отдельным институтом отношений государства с обществом. Это позволяет создать основу демократического строя государства. Как институт он также вправе задавать принципы своего функционирования с учётом проблем жизнедеятельности граждан. В 2020 году главу 8 Конституции РФ пополнили новые положения об организации и действия местного самоуправления, что ещё раз подчёркивает актуальность. Несмотря на все попытки добиться ясности и чёткости реализации данного органа, возникает ряд проблем, с которыми стране ещё предстоит справиться.

В связи с географическим положением, климатических зон и демографической ситуацией проявляется неспособность сделать все местные самоуправления экономически равными. [2] Отсюда вытекает проблема отсутствия многих возможностей граждан, недостаточное внимание к потребностям отдельных групп населения. В некоторых районах ситуация может быть благоприятней благодаря активной гражданской позицией и развитой инфраструктурой. В 2023 году 20 апреля на заседании Совета по развитию местного самоуправления Президент РФ упомянул новый проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», в ходе которого должны будут рассчитать расходы муниципалитетов и создать финансовую поддержку. [3] Однако на данный момент в 2024 году законопроект находится на рассмотрении во втором чтении, что не гарантирует её реализации в ближайшее время. Ограниченное участие граждан приводит к недоверию и дистанции населения и государства. Поэтому второй, но не меньше по важности является проблема коммуникаций граждан с местным самоуправлением, причём результативной. 21 век является веком цифровизации и данные возможности помогают эффективней и качественней принимать запросы граждан, поэтому важно распространить это на весь муниципальный уровень. Таким образом у граждан появится возможность быть на связи с органами местного самоуправления, решать сложные вопросы местного значения непосредственно и опосредованно.

Затронутые автором проблемы, показывают необходимость введения и реализацию новых законопроектов об МСУ. Как утверждает источник «Ведомости» рассмотрение продолжится после президентских выборов, то есть законодательное изменение скорее всего сможем оценить уже в этом десятилетии.

Таким образом, местное самоуправление является несомненным инструментом проявления прав граждан, закреплённых на Конституционном уровне. Зная сущность и проблематику данной темы, стоит продолжать работу над законодательством, дорабатывать все пробелы и не оставлять незамеченной столь важную для нас всех правовую возможность осуществлять участие в создании современного государства.

Список литературы

  1. История развития МСУ в России [Электронный ресурс] // Администрация Сусуманского муниципального округа Магаданской области: Муниципальные новости., 2021. URL: https://susumanskiy-rayon.ru/news/media/2021/4/17/istoriya-razvitiya-msu-v-rossii/ .(дата обращения 20.03.2024)
  2. Кудрявцев В.Е., Тенетко А.А. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки» // Журнал. Управление в современных системах, 2016. №1 (8). С. 19-23.
  3. Законопроект: Проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», зарегистрированный Государственной Думой РФ., № 40361-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8#bh_note
  4. Иванов М., Мухаметшина Е. Муниципальную реформу проведут после президентских выборов 2024 года // Газета. «Ведомости», 2023.
  5. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. № 122 // СЗ РФ. – 1998. - № 36. – Ст. 3.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 154-ФЗ : принят Государственной думой 28.08.1995 года : уртатил силу 1 января 2009 года.
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон № 131-ФЗ : принят Государственной думой 16 сентября 2003 года : одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года. - Москва: Проспект ; Санкт-Петербург: Кодекс, 2017. - ст. 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: