УДК 34

Проблемы правоприменения муниципального законодательства

Ямлиханова Алина Ринатовна – студент Пермского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Худолей Дмитрий Михайлович – кандидат юридических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению, анализу и поиску путей решения наиболее важных, на наш взгляд, проблем, встречающихся как в отрасли муниципального права, так и при осуществлении местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные образования, проблемы, местный бюджет, неравномерность, полномочия, решение.

Местное самоуправление, по мнению некоторых правоведов, возникло ещё при Иване Грозном с появлением земских управлений после земской реформы, однако с момента прекращения существования СССР и образования России, первый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят в 1995 году, безусловно, модель органов местного самоуправления получила свое развитие и в Конституции Российской Федерации 1993 года. Сейчас местное самоуправление – это одно из и конституционных прав граждан, благодаря которому они могут участвовать в принятии решений. Воздействие на существующее положение дел, в свою очередь, является прямым признаком демократии, помогает повышать качество и уровень жизни, а также развивать активную гражданскую позицию [1]. В частности, местные органы могут точнее понимать и более качественно удовлетворять потребности местного населения, ведь они находятся к нему в непосредственной близости и лучше иных осведомлены о местной ситуации нежели централизованные структуры. Однако несмотря на положительные стороны концепции, существуют некоторые затруднения в реализации деятельности органов местного самоуправления.

В первую очередь, конечно следует упомянуть про бюджет местного самоуправления. В настоящее время не существует легального определения понятия «местный бюджет», хотя, как отмечают З.Х. Шагиева и А.Р. Садретдинова, его закрепление могло бы поспособствовать увеличению правовой ясности и обеспечению прозрачности [3]. В настоящее время доход местного бюджета состоит из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений [2]. В безвозмездные поступления и входят межбюджетные трансферты из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, которые составляют самую крупную часть доходов. На примере плана доходов на 2024 год в бюджет Кудымкарского муниципального округа, расположенного в Пермском крае, можно заметить, что статья доходов безвозмездных поступлений более чем в два раза превышает собственные доходы округа. Затрагивая и муниципальное образование город Пермь – безвозмездные поступления самая большая статья доходов бюджета. К сожалению, происходящее напрямую свидетельствует об ограниченной финансовой автономии местного самоуправления, ведь за расходованием трансфертов ведется контроль, а это ограничивает возможности органов местного самоуправления по выработке и реализации собственной финансовой политики. Для решения этой проблемы необходимо развивать собственные источники доходов, оптимизировать расходы бюджета путем выявления нерациональных расходов, настройки поиска эффективных способов управления, также можно обратить внимание на пересмотр системы налогообложения, осуществление борьбы с уклонениями от уплаты налогов или пересмотр налоговой ставки.

Стоит упомянуть и про неравномерность развития муниципальных образований. Отсутствие фактического равенства различных типов муниципальных образований между собой проявляется в экономической сфере - некоторые муниципальные образования имеют более высокий уровень экономического развития, что прослеживается в разном доступе к инфраструктуре, например, здравоохранению и общественному транспорту – это заставляет граждан сталкиваться с неудобствами. Существование проблемы подтверждает и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Закономерным для решения этого вопроса представляется доработка правового регулирования и формирование стратегий совершенствования социально-экономических положений. Е. С. Губанова и В.С. Клещ считают наиболее успешным решением данного вопроса – развитие межмуниципального сотрудничества, ведь взаимодействие путем координации действий, объединения усилий и ресурсов будет способствовать установлению баланса на местах [4]. Положения о межмуниципальном сотрудничестве предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Нельзя обойти стороной и возникающие трудности, связанные с полномочиями местного самоуправления. Во-первых, стоит сказать и про отсутствие четкого правового разграничения полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления. По мнению некоторых научных деятелей, они могут представляться дублированными и не совсем конкретными, что может привести к недостаточной ответственности перед населением, ведь благодаря четко определенным полномочиям определяется и ответственность за их неисполнение [5]. Можно констатировать, что за последнее десятилетие ситуация значительно улучшилась, однако некоторые вопросы всё равно требуют корректировки. Во-вторых, прямое закрепление компетенции органов местного самоуправления отсутствует, их полномочия можно условно разделить на три группы: вопросы местного значения, полномочия, переданные государственными органами и иные права на решение не переданных полномочий. Стоит обратить внимание на ещё один интересный момент - часть 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, возможность передачи отдельных полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципального района органами местного самоуправления поселения, входящего в состав муниципального района и наоборот, посредством заключения договора и с предоставлением межбюджетных трансфертов для осуществления этих полномочий. Однако здесь снова встает вопрос финансов, ведь упомянутый федеральный закон не предусматривает порядок методики финансирования и на местах одни и те же передаваемые полномочия могут оцениваться в стоимости совершенно по-разному, что явно свидетельствует об отсутствии единообразия. Для улучшения положения следует конкретизировать полномочия и связанные с их реализацией аспекты.

В заключение, можно сказать, что местное самоуправление является важным институтом, благодаря которому граждане могут реализовывать свои права, тем не менее, имеется и ряд несовершенных положений для разрешения которых требуется всесторонний подход, внимание к имеющимся обстоятельствам и своевременное принятие мер по их корректировке, к чему стремится правовая политика.

Список литературы

  1. Ткаченко Н.П. // Вестник науки. 2020. Т. 3. № 10 (31). С. 61-71.
  2. Муниципальное право: учебное пособие / Н.В. Бровченко – Оренбург: ООО. ИПК «Университет», 2021. С. 58.
  3. Шагиева З.Х., Садретдинова А.Р. Проблемы осуществления контроля за исполнением местного бюджета // Мир науки и мысли. 2023. №4.
  4. Губанова Е.С., Клещ В.С. // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 12. С. 5093-5108.
  5. Андриченко Л.В. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 37-58.

Интересная статья? Поделись ей с другими: