УДК 352

Проблемы межмуниципального сотрудничества

Шилов Дмитрий Александрович – студент Пермского государственного национального исследовательского университета.

Научный руководитель Худолей Дмитрий Михайлович – кандидат юридических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются общие проблемы межмуниципального сотрудничества, предлагаются варианты решения, а также рекомендации, которые могут ускорить данный процесс.

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, проблемы, объединение, местное самоуправление, правовое регулирование.

На сегодняшний день отсутствует правовое понятие межмуниципального сотрудничества. В юридической сфере межмуниципальное сотрудничество рассматривается как взаимодействие различных публичных образований, не объединенных территориально.

Полномочия и функции органов местного самоуправления регулируются несколькими правовыми источниками, так, согласно статье 3 Конституции России народ является источником власти и носителем суверенитета и осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [1]

Согласно статье 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131 от 6 октября 2013 года, в каждом субъекте Российской Федерации создается совет муниципальных образований для организации, защиты и взаимодействия органов местного управления, а также для выражения и защиты общих интересов. Для содействия взаимодействию муниципальных образований может быть образовано единое общероссийское объединение муниципальных образований. Также предусматривается возможность создания иных объединений муниципальных образований на добровольной основе с учетом их особенностей. В рамках данного закона также допускается образование межмуниципальных объединений, учреждение хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций. [2]

В своем исследовании Ворошилов Н.В. обсуждает проблемы нехватки финансовых средств, пассивности местных жителей, неэффективного взаимодействия с государственными органами, недостатков законодательства о муниципальном управлении, а также ограниченности полномочий в области экономического развития. Главы муниципалитетов поддерживают идею тесного сотрудничества с другими муниципалитетами, но на практике сотрудничество ограничивается организационными и информационными формами из-за различных препятствий, включая законодательные и финансовые проблемы, а также недостаток опыта и профессиональных кадров. В своем исследовании о бюджетах объединенных муниципалитетов Ворошилов Н.Г. выявил, что после объединения доходы местного бюджета увеличились, что позволило перераспределить средства на более важные области. Предложены рекомендации по развитию межмуниципального сотрудничества, такие как улучшение правового статуса муниципальных образований, создание социальных учреждений и признание межмуниципального хозяйственного сотрудничества как проектной деятельности. При грамотном объединении муниципальных образований, полномочий, также при обмене кадрами и опытом работы будет возможность улучшить условия жизни граждан в данных регионах и районах. [3]

Гоцко Т.В. в своей работе отмечает проблемы развития механизма межмуниципального сотрудничества:

  • высокая возможность признания расходов местных бюджетов неправомерными или нецелевыми из-за неоднозначного толкования финансовых механизмов, недостаточной квалификации отдельных специалистов, у которых недостаточные знания, умения и навыки использования информационных систем объектов контроля
  • шанс возникновения конфликтов участников соглашений из-за неопределенности доли финансового участия в проектах, а также множественности ответственности
  • отсутствие рекомендаций на законодательном уровне о синхронизации программ целевого бюджетирования
  • неоднозначность и отсутствие стабильности в вопросах местного значения

Для решения установленных проблем предлагается синхронизировать уже действующие финансовые механизмы с инновационными управленческими инструментами, задачей которых является вовлечение муниципальных образований в развитие территорий через объединение ресурсов муниципальных образований с целью их экономии и эффективного использования в совместных проектах. Для стабильности местных бюджетов предлагается введение инструмента межбюджетного сотрудничества, что расширит границы заимствований в кризисных и экстренных ситуациях. Внедрение горизонтальных субсидий для реализации мероприятий национальных проектов по повышению качества и уровня жизни населения. На данный момент так и остаются нерешенные проблемы, большая часть которых возникает из-за недостаточности финансов, ограниченная возможность их распоряжения и отсутствие надлежащего финансового механизма. [4]

Лисина Н.Л. в своей работе затрагивает проблемы межмуниципальных отношений в процессе развития агломераций. На данный момент Федеральный закон об агломерации только внесен на рассмотрение. Для эффективного развития агломерации необходимо основываться на федеральном законодательстве, которое в настоящее время не учитывает современные проблемы данного типа территорий. Регулирование правовых отношений в этой области осуществляется исключительно через обязательные нормы и запреты. Возникает потребность найти оптимальные пути развития агломераций, соблюдая при этом действующее законодательство. Формирование агломераций способствует развитию сотрудничества между муниципальными образованиями. Для создания агломераций необходимо взаимодействие местных органов власти в области развития территории. Автор разделяет три формы межмуниципального сотрудничества. Ассоциативную форму, при которой формируются советы муниципальных образований. Недопустимо создавать ассоциации без четко установленных направлений, т.к. будет отсутствовать высокая эффективность данной ассоциации, а также бессмысленный расход денежных средств. При договорной форме законность отражалась на судебной практике, что может послужить развитию агломераций. Договоры этого типа заключаются с целью объединения финансовых, материальных и других ресурсов для решения вопросов, касающихся конкретной территории. Подписание подобных соглашений показывает, что правовые инструменты могут применяться гибко для решения местных проблем. В хозяйственной форме муниципальные образования могут выступать в форме непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. При такой форме требуется работа над уставом общества и учитываться возможность вхождения в такое общество частных лиц. Таким образом формы имеют свои положительные и отрицательные черты, также не исключена возможность сочетания нескольких форм межмуниципального сотрудничества в одной агломерации. А, чтобы определить какая форма сотрудничества требуется, необходимо исходить от целей, которые преследуют прежде всего интересы населения. И использовать при этом только формы сотрудничества, которые не противоречат действующему законодательству.

Подводя итоги, можно сказать, что для решения вышеупомянутых проблем при межмуниципальном сотрудничестве требуется соблюдение предложенных рекомендаций, правовых правок для более широкой реализации бюджетов, создание программ и введение в практику обмена кадрами и опыта работы. При их соблюдении значительно улучшится сотрудничество муниципалитетов, что позволит равномернее распределять бюджеты, оказывать финансовую поддержку при крайней необходимости, исключить злоупотребления должностными полномочиями, элементы коррупции и способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // URL: https://www.consultant.ru.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru.
  3. Ворошилов Н.В. Межмуниципальное сотрудничество в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 141– 159. DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.8.
  4. Гоцко Т.В. Развитие межмуниципального сотрудничества – приоритет обеспечения устойчивого экономического роста территорий // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 5. С. 1353-1370. DOI: 18334/epp.13.5.117566.
  5. Лисина Н. Л., Баев В. Д. О некоторых проблемах межмуниципального взаимодействия в процессе развития агломераций в Российской Федерации. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2023. № 3. С. 342–349.

Интересная статья? Поделись ей с другими: