УДК 34

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Гилёва Алёна Александровна – студент Пермского государственного национального исследовательского университета Пермский государственный Научный руководитель Захаркина Анна Владимировна – кандидат юридических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются отдельные проблемы регулирования обращения с отходами производства и потребления, а также вопрос, касающийся объектов накопленного вреда, раздельного накопления отходов и их утилизации. Предложены пути и способы решения правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, в частности  комплексный подход, который включает экономические, правовые и технологические решения.

Ключевые слова: экологическое право, отходы производства, отходы потребления, окружающая среда, негативное воздействие.

Экономическая деятельность человека оказывает значительное влияние на окружающую среду. Это воздействие активно расширялось на протяжении последних столетий, поскольку объемы производства и потребления увеличиваются достаточно стремительно. В нашей стране на состояние окружающей среды влияют значительные антропогенные нагрузки, устойчивое пагубное воздействие на экосистемы, значительное накопление промышленных и потребительских отходов, в первую очередь образующихся в различных отраслях, таких как металлургия, отрасли промышленности, производство энергии и транспортные комплексы. Отходы стали существенным фактором, который стал влиять на многие аспекты жизни нашего общества. По этой причине в нашем мире появилась необходимость регулирования обращения с отходами.

На данный момент область обращения с отходами регулирует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»[6]. Отходы представляют ценный ресурс для экономики, поэтому весьма значимым является повышение эффективности обращения с ними [4].

Существует достаточно много проблем применения норм законодательства об отходах, которые необходимо рассмотреть.

Начнем с проблемы, связанной с отсутствие четких границ в компетенции уполномоченных органов власти, а также отсутствием закрепленной обязанности по выявлению и включению объектов накопленного вреда в реестр. По мнению Н.Р. Гафарова, законодатель не учел отсутствие обязанности уполномоченных органов власти проводить выявление, оценку и ликвидацию объектов негативного воздействия [1]. В пункте 3 ст. 80.1, п. 2 ст. 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что они лишь вправе проводить выявление, оценку и ликвидацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду [7]. Также здесь следует отметить смежную проблему о том, что проверки, которые осуществляются должностными лицами в отношении хозяйствующих субъектов проводятся поверхностно, нарушения выявляются не в полном объеме, а сроки для их устранения устанавливаются необоснованно большие.

Далее существует проблема, касающаяся органов местного самоуправления. Они могут определять и устанавливать правила и особенности сбора отходов на территории муниципальных образований, которые не должны выходить за рамки и противоречить стандартам здравоохранения и иным различным требованиям в области охраны окружающей среды, особенно санитарным и экологическим. Однако ограниченные финансы препятствуют их способности эффективно управлять утилизацией отходов. Поэтому глав муниципальных образований привлекают к административной ответственности за то, что они не предприняли должных мер для организации сбора и вывоза бытовых отходов, которые входили в их компетенцию и полномочия.

Сейчас достаточно остро стоит проблема несанкционированных свалок на территориях и вблизи садовых и огороднических некоммерческих товариществ. На данных участках могут размещаться садовые дома, жилые дома, хозяйственные постройки и гаражи, а также сельскохозяйственные культуры, которые выращиваются для собственных нужд. У граждан, которые являются участниками СНТ и ОНТ образуются растительные, строительные и иные отходы в процессе осуществления хозяйственной деятельности,  которые образуются не в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а на приусадебных участках в результате поддержания функционирования домохозяйств. Данные отходы в силу понятийного аппарата, который отражен в Федеральном законе № 89  не относятся к ТКО. Из этого вытекает, что региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Федерального закона № 89, а также учтены в нормативах накопления ТКО. Поэтому участники СНТ и ОНТ накопленный растительный и строительный мусор оставляют рядом с контейнерами для сбора ТКО, он в свою очередь накапливается, так как его не вывозят и в результате образуются свалки.

Последней проблемой, которую хотелось бы рассмотреть, является недостаточная регламентация безопасного раздельного накопления отходов производства[5]. Она очень актуальна в наше время и ее существование приводит к недостаточному развитию необходимой инфраструктуры, которая способствует сохранению свойств таких отходов и их эффективную утилизацию. Так п. 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает, что при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться требования, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Однако, данные требования не установлены. Что касается федерального уровня, то не существует единых требований к организации мест временного раздельного накопления отходов по видам. Итогом является тот факт, что существующая инфраструктура предприятий не позволяет обеспечить раздельное накопление отходов по классам и видам для того, чтобы впоследствии отправить их на утилизацию. Без стандартизированных требований предприятиям сложно правильно сортировать отходы, что влияет на охрану окружающей среды и здоровье населения нашей страны. Имеющиеся мусорные полигоны не соответствуют современным нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, земли, подземных вод, атмосферного воздуха [3]. Нередки случаи самовозгорания мусора из-за воздействия солнечных лучей. И, соответственно, это все также  оказывает существенное воздействие на человека, его безопасность.

Можно привести пример эффективного способа минимизации отходов в целом, который существует и активно используется в развитых странах, он заключается в том, что раздельный сбор мусора осуществляется еще на этапе его первичного собирания у населения. Но чтобы это было осуществимо и в нашей стране, следует повысить уровень организации и самосознания населения, потому что на данный момент многие люди не желают и не заинтересованы в разделении отходов, им проще и быстрее все скопом отправить в один пакет и выбросить в бак, чем затратить время для того, чтобы разделить его и рассортировать. 

Таким образом, правовое регулирование отходов производства и потребления остается постоянной проблемой. Решение проблемы, связанной с отходами нужно осуществлять комплексно, то есть применять различные экономические, правовые, технологические и иные средства регулирования. Устойчивое развитие, регионов, городов, стран и в целом всего мира опирается на качество правого регулирования, экономическую заинтересованность государства и бизнеса, общественную инициативность в решении экологических проблем. Нужно находить и широко использовать уже существующие технологические оборудования, средства для уменьшения образования отходов и их своевременной утилизации. Решение проблемы загрязнения окружающей среды в результате деятельности по отходам предполагает эффективное распределение средств, вовлечение местных органов власти, совершенствование законов об отходах, содействие раздельному сбору отходов, проведение социальной рекламы и поощрений, запрет несанкционированных свалок, строительство объектов по переработке отходов, обеспечение строгих юридических мер за нарушение указанных правил.

Список литературы

  1. Гафаров Н.Р. Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С.189-197.
  2. Кузнецова О.В. Тарифное регулирование сферы обращения с твердыми коммунальными отходами // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tarifnoe-regulirovanie-sfery-obrascheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-othodami (дата обращения: 12.02.2024).
  3. Майорова Е.И., Олимпиев А.Ю. Правовые требования к решению проблемы отходов в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-trebovaniya-k-resheniyu-problemy-othodov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 12.02.2024).
  4. Порфирьев Б.Н. Повышение эффективности обращения с отходами производства и потребления // Проблемы прогнозирования. 2020. № 1 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-obrascheniya-s-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya (дата обращения: 12.02.2024).
  5. Хорошавин А.В. Проблемы правового регулирования, препятствующие построению эффективной системы утилизации отходов в Российской Федерации // Государство и право. – 2022. – № 10. C. 93-99 . [Электронный ресурс]. URL: http://gospravo-journal.ru/s102694520017334-8-1/ (дата обращения 12.02.2024).
  6. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Российская газета. № 121, 30.06.1998.
  7. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. № 6, 12.01.2002. Ст.80.1-80.2.

 

Интересная статья? Поделись ей с другими: