УДК 34

Проблемы правового обеспечения деятельности бизнес-агрегаторов в условиях цифровизации

Красовская Полина Александровна – магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация: В данной статье рассмотрен и проделан анализ правового регулирования деятельности бизнес-агрегаторов в условиях цифровизации. Выявлена проблематика в области правового регулирования бизнес-агрегаторов в условиях цифровизации.

Ключевые слова: правовое регулирование, бизнес-агрегаторы, цифровизация.

Формирование кардинально новой технологической среды в условиях цифровизации оказывает существенное влияние на экономическую, социальную и вследствии на правовую сферу общества. Бизнес-агрегаторы (цифровые платформы), как посредники образуют общественные отношения, которые не могут существовать вне цифровой среды. При этом, базируясь и совершенствуя “технологическое” оснащение основополагающая часть цифровых платформ обладает большей конкурентоспособностью, нежели устоявшиеся во времени бизнес-модели. Исследования и анализ нишевых бизнес-агрегаторов e-сommerce позволили сделать вывод о том, что рынок с участие бизнес-агрегаторов вырос на 27% и достиг 591 млрд рублей в 2023 году [1].

Главной цель бизнес-агрегатора – это выступать посредниками между «потребителем» и «поставщиком» и создавать комплексную, функциональную инфраструктуру для онлайн-коммерции. Так, дефиниция бизнес-агрегатора, конкретнее, владельца агрегатора информации о товаре, содержится в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" [2]. Агрегатор – это инфраструктура (организация), предоставляющая информацию о товаре, возможность с данной информацией ознакомится онлайн (сайт,приложение, маркетплейс), заключить договор купли-продажи либо возмездного оказания услуг, а также одновременно с вступление в договорные отношения потребитель может исполнить встречные обязательства в виде оплаты товара или услуги на данной платформе.

Следует отметить, что происходит процесс формирования новых субъектов цифрового гражданского оборота. В зависимости от функционального назначения цифровые технологические бизнес-агрегатора (платформы) бывают следующих видов:

  • электронная коммерция (включая глобальные интернет-магазины (маркетплейсы), такие как Wildberries, Ozon, Lamoda, AliExpress, «Яндекс Маркет» [3];
  • информационные сервисы и агрегаторы данных, услуги (перевозка пассажиров, предоставление вычислительных или информационных мощностей и т.д.);
  • управление смарт-компаниями ("умными") и другими технологическими платформами;
  • управление различными видами деятельности: финансовой деятельностью и биржевой деятельностью.

 Необходимо учитывать, что при рассмотрении правовой природы отношений, возникающих с участием бизнес-агрегатора, по мнению А.Е. Молотникова и Е.В. Архипова, выделяют две группы договоров:

  • договоры, предметом которых является оказание агрегатором услуг по подбору подрядчика, но при этом агрегатор устанавливает цену на услуги подрядчика;
  • договоры, в которых агрегатор предоставляет электронную площадку для заключения договоров непосредственно между подрядчиками.

Справедливо отметить мнение Т.В. Дерюгиной, что правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в рамках использования бизнес-агрегаторов, должно охватывать трехстороннюю конструкцию данных правоотношений (потребитель, агрегатор и исполнитель) на основе двух договоров: договора по оказанию услуг, заключаемого между агрегатором и потребителем, и договора возмездного оказания услуг между агрегатором и исполнителем [4]. Важным аспектом в данных правоотношениях является использование, в качестве правового регулирования собственной деятельность со стороны агрегатора, пользовательских соглашений. Пользовательское соглашение представляет собой непоименованный в российском законодательстве договор присоединения, соединяющий в себе лицензионный договор и договор возмездного оказания услуг. Именно в данном соглашение содержаться правила использования цифровой платформы, правила конфиденциальности и сохранения/использования персональных данных. Это также является сферой правового регулирования в общественных отношения, где одним из участников выступает бизнес-агрегатор.

Так, учитывая специфику деятельности бизнес-агрегатор, а именно, что он обеспечивает доступ к информации о товаре и аккумилирует товары на собственном сайте, стоит констатитровать, что агрегатор для урегулирования общественных отношений между потребителем и клиентом (поставщиком) прибегает к конструкциям агентского договора и/или договора об оказании услуг.

В свою очередь,правовое регулирование бизнес агрегаторов (цифровых платформ) требует комплексный подход, предусматривающий специфику усложненной конструкции данных отношений.

Прямая правовая регламентация бизнес-агрегаторов в цифровой среде отсутствует. Правовая основа состоит из правовых актов, регулирующих цифровизацию. Так, "Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "Экосистемы" [5] обуславливает цели и задачи правового регулирования цифровых экосистем со стороны государства. В свою очередь, основополагающей целью государственного регулирования - это содействие развитию рыночной конкуренции, а также ее поддержание в условиях цифровизации, при этом защита слабой стороны в данных правоотношениях, а также интересов поставщиков. Правовой режим, согласно Концепции, должен обеспечивать благоприятную среду для развития.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует общую структуру взаимодействия в сети Интернет, определяет правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации,обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет", особенности распространения информации новостным агрегатором, при этом не регламентирую дефиницию новостного агрегатора в ст.1 данного федерального закона. Также Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» устанавливает основные понятия в сфере цифровизации, а именно дефиницию цифровые инновации, экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций, а также общее регулирование, правовое регулирование отношений, связанных с установлением и реализацией экспериментального правового режима. То есть данным законом регулируются главные аспекты, которые затрагиваются цифровизацией общественной жизни и непосредственно бизнес-агрегаторы,  существование которых невозможно без цифровых технологии.

Пятый антимонопольный пакет внес изменение в ч.1 ст.28 Федерального закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" [6] и установил новое антимонопольное ограничение для бизнес-агрегаторов e-сommerce. Данное изменение в антимонопольном законодательстве позволило отразить специфику рынка в отношении агрегаторов сетевого эффекта. Следует отметить, что данные изменения вносились законодателем с целью урегулирования конкуренции в цифровом секторе.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 регулирует деятельность бизнес-агрегаторов, а также подрядчиков, выступающих в качестве продавца на данной цифровой платформе, а именно, правила дистанционной продажи товаров и т.д.

При анализе данных нормативно-правовых актов, следует сделать вывод, во-первых, что отсутствует целостное правового регулирования данных субъектов цифровых правоотношений, дефиниция бизнес-агрегатора, во-вторых требуется комплексное правовое регулирование быстро развивающихся общественных отношений в сфере электронной коммерции, при этом сочетающиеся гибкость и пластичность для обеспечения целей,упомянутой ранее Концепции.

При этом, анализ судебной практики, также позволяет сделать вывод о существующей проблематики в сфере разграничения ответственности данных трехсторонних правоотношений. Так, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» [7] предусматривается ответственность агрегатора, в случае если у добросовестного потребителя сложилось мнение,что договор заключался от лица агрегатора, а фактический перевозчик является его работником  (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей). Следует отметить, что агрегатор может выступать одновременно и продавцом, а также посредником, если он непосредственно предоставляет свои услуги потребителю. В частности, Amazon, являясь торговым агрегатором, сам предлагает к продаже собственные товары.  Исходя из этого, встает острый вопрос разграничения ответственности и статуса сторон в конкретных правоотношениях.

 Можно констатировать, что необходимо совершенствовать юридическую терминологию, касающеюся бизнес-агрегаторов в конкретном, уже существующем нормативно-правовом акте, например, в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Только после этого будет возможно осуществить дифференциацию правового статуса, а также функционала осуществляемого бизнес-агрегатором (цифровыми платформами).

Список лиетратуры

  1. Исследование Data Insight [Электронный ресурс] // URL: https://datainsight.ru/DI_niche_marketplaces_2023 (дата обращения: 17.03.2024).
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. – 15.01.1996. – № – С. 140.
  3. Перечень представлен в соответсвии с рейтингом опубликованным Data Insight [Электронный ресурс] // URL: https://datainsight.ru/DI_niche_marketplaces_2023 (дата обращения: 17.03.2024).
  4. Дерюгина Т.В. Правовая природа договора, опосредующего возникновение правоотношений с участием агрегатора // Гражданское право. – 2018. – № – С. 5.
  5. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "Экосистемы" – [Электронный ресурс] // URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 17.03.2024).
  6. Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ. – 31.07.2006. – № 31. – С.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"//"Российская газета". – № 142. – 04.07.2018 – [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/  (дата обращения: 12.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: