УДК 34

Внедрение антикоррупционного комплаенса в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления

Сиреканян Владислав Арамович – студент Московского областного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Красногорск

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые аспекты антикоррупционного комплаенса, его внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, изложены особенности и возможности антикоррупционного комплаенса. Методы: Для рассмотрения темы и достижения поставленной цели используются такие методы, как анализ законодательства, учебной литературы, также используется формально-юридический, метод ля анализа, метод дедукции и индукции для рассмотрения темы в целом и в конкретных частях, а также статистический метод. Выводы: Антикоррупционный комплаенс в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления может стать новым инструментов в борьбе с коррупцией внутри органов, поэтому необходимо законодательно антикоррупционный комплаенс, как меру противодействия коррупции.

Ключевые слова: антикоррупционный комплаенс, органы местного самоуправления, органы государственной власти, государственное и муниципальное управление.

Единая система публичной власти в РФ включает в себя органы гос.власти и органы местного самоуправления. Деятельность последних признана важным элементом системы государственного управления и направлена на развитие во всех сферах жизни граждан органов муниципального образования, расположенных на одной территории. В каждом государстве развита сильная системы  муниципального  и  государственного  управления, которое проявляется в реализации государственных решений.

Обе системы управления являются видами социального регулирования, которые реализуются через организацию, мотивацию, планирование, контроль и регуляцию действий государства. Это происходит благодаря использованию органов местного самоуправления и госвласти. их влияние через должностных лиц на общественную жизнь людей и процессы, в интересах государства [3].

При осуществлении деятельности органами государственной власти и органов местного самоуправления стали повсеместно встречаться случаи должностных преступлений, связанных с дачей и получением взяток для решения определенной задачи в рамках своих полномочий.

В коммерческих организациях и органах госвласти описанная проблема наблюдается уже на протяжении длительного времени. Тот факт, что повсеместно в коммерческих организациях происходит внедрение в деятельность антикоррупционного комплаенса, свидетельствует о том, что бизнес-сообществе также начало заниматься вопросами предупреждения коррупции, на местном уровне на ровне с государством. Антикоррупционный комплаенс представляет собой комплекс процессов управления, которые позволяют предварительно оценивать и отслеживать существующие коррупционные риски, применять правовые нормы, создавать внутренние нормы с учетом первых, принимать соответствующие меры на уровне организаций, направленные на соблюдение сторонами правовых норм, локальных норм и осуществлять профилактику имеющихся коррупционных рисков [2]. Стоит отметить, что данное понятие является одновременно шире и уже понятия профилактики коррупции. Необходимо отметить положительные стороны антикоррупционного комплаенса, которые заключаются в том, что он является хорошим механизмом профилактики коррупционных преступлений, так как является внутренним (локальным) инструментом контроля, который способен выявлять и предупреждать коррупционную деятельность. Антикоррупционный комплаенс является распространенным и достаточно развитым явлением в крупных организациях, которым занимаются специалисты в указанной сфере.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим антикоррупционную деятельность, является Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023), в котором закреплены основные понятия, принципы, меры по профилактике, направления деятельности, ответственность за коррупционные правонарушения.  Стоит отметить, что в законе не урегулирован антикоррупционный комплаенс с его особенностями процесса, при этом в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые включаются в антикоррупционный комплаенс. Несмотря на то, что во многих крупных коммерческих организациях внедрен антикоррупционный комплаенс, данный процесс до сих пор законодательно не урегулирован, что усложняет его внедрение в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Антикоррупционный комплаенс является новым и не понятным явлением, которому необходима переработка профессионально изложенной и объемной информации в краткую и упрощенную форму для адресата. Так, при внедрении антикоррупционного комплаенса в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, его необходимо законодательно урегулировать, а именно закрепить понятие, принципы, меры, которые можно реализовывать при проведении процесса, так как на сегодняшний день, существуют только международные стандарты, в которых содержатся так называемые антикоррупционные комплаенс-программы.

Возникает закономерный вопрос: В чем польза внедрения антикоррупционного комплаенса в деятельность органов местного самоуправления или государственной власти? Этот процесс позволяет позволит внести новую возможность предупреждать  и  заранее выявлять  возможные коррупционные правонарушения в реде должностных лиц, так как на сегодняшний день, количество должностных преступлений продолжает расти в геометрической прогрессии. Это, несомненно приводит к тому, что происходит хищение средства бюджета, которое снижает эффективность действий государственных органов за счет лишения их необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач. Это особенно чувствительно в критические кризисные периоды. Помимо этого, за счет коррупции присходить снижение эффективности и профессионализма работы государственной команды что является не меньшей проблемой для общества, чем сама коррупция.

В 2023 году Следственным комитетом Российской Федерации было расследовано более 11 тысяч преступлений коррупционной направленности. По оконченным уголовным делам возместили ущерб в объеме 4,7 миллиарда рублей. Арестовано имущество обвиняемых на сумму 10 миллиардов рублей [4].

Для реализации антикоррупционного комплаенса в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо создать отдел в структуре органа со специалистами, полномочия которых будут заключаться в регулярном мониторинге и оценке эффективности антикоррупционных политик и процедур; тесном взаимодействии с правоохранительными органами; в быстром выявлении деяний, имеющих признаки коррупционных преступлений и правонарушений; формировании мотивации у должностных лиц к правомерному поведению, исключающему совершение коррупционных деяний; в определении процессов и функций, уязвимых для коррупционных деяний, выработка и внедрение необходимых мер профилактики и контроля среди должностных лиц и т.д. Таким образом, антикоррупционный комплаенс необходимо внедрить в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, с точки зрения, внутреннего контроля и мониторинга.

В настоящее время обнаруживается большое количество описанных схем коррупционных махинаций в среде госуслужащих, среди которых участие в бизнесе в качестве делового партнера, получение взяток. Нередки случаи, когда владельцами пакетов акций или номинальных долей бизнеса являются родственники должностных лиц, так и специально нанятые лица, которые не имеют юридической связи с должностным лицом.

Так, учитывая специфику коррупционных преступлений и правонарушений, в рамках антикоррупционного комплаенса в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо разрабатывать и внедрять внутренние ограничения для государственных служащих в зависимости от сферы деятельности органа государственной власти и органа местного самоуправления, контролировать декларирование доходов и имущества, а именно своевременно выявлять незаконные доходы и конфликты интересов, в случае необходимости инициировать антикоррупционную экспертизу, финансовые расследования для выявления преступлений коррупционной направленности внутри органа.

Таким образом, антикоррупционный комплаенс в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления может стать новым инструментов в борьбе с коррупцией внутри органов, поэтому необходимо законодательно антикоррупционный комплаенс, как меру противодействия коррупции.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). http://www.consultant.ru/.
  2. Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации / Ю.П. Гармаев, Э.А. Иванов, С.А. Маркунцов. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2020. – С. 21-22.
  3. Кизель Е.В. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / Е.В. Кизель. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. – С. 21-22.
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения 15.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: