УДК 340.1

Реализация конституционных идей правового, демократического и социального государства в России

Фролова Ольга Валерьевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры   Военно-политической работы Военной Академии связи им. С.М. Буденного, 

Фролов Владислав Владимирович – кандидат  юридических наук, доцент, полковник юстиции, заведующий кафедрой Государственно-правовых дисциплин  Санкт-Петербургской академии Следственного комитета

Аннотация: В статье проводится анализ конституционных идей и ценностей: правового, демократического и социального государства, прав человека и гражданина. Вносятся предложения по сокращению количества чиновников и внедрению демократических инструментов оценки деятельности государственных органов.  Предлагается принимать меры по развитию гражданского общества, внедрению референдума, интернет –голосования по важным общефедеральным и местным вопросам, сократить количество субъектов Российской Федерации для более эффективного социально-экономического регулирования.

Ключевые слова:  демократия, правовое государство, Конституция России, социальное государство, эффективность, право, гражданское общество.

Россия – огромная уникальная страна, по существу особая евразийская цивилизация, объединяющая множество народов. Нас связывают единый язык, общий менталитет, исторические традиции, единое государство. У нас есть многое: великая культура наших предков, отличные ресурсы, мощный потенциал…, но возникают и социальные проблемы.

Необходимо приложить усилия, чтобы сделать наше общество и государство более удобным и комфортным для жизни людей, максимально привлекательным для всех россиян.

Право не является просто безразличным, «равнодушным», индифферентным инструментом управления.

Ложно следующее утверждение: «у кого руль, у кого власть – тот и правит, навязывая свою политику посредством правовых норм и принуждения».

Право в России (как и в любой другой стране), имманентно несет в себе идею справедливости, возможности для слабого и обиженного полагаться на защиту и помощь государства. Общество может отторгать чужеродные и несправедливые для него государственно-правовые решения.

 «Конституция России в самой своей сущности основывается на естественном праве. Оно предопределяет основные принципы конституционного устроения Российского государства и общества, которые реализуются устанавливаемым Конституцией позитивно-правовым порядком либо поручаются законодателю. На ней – отчетливая печать естественного права» [6, с. 37].

Формальное отсутствие идеологии в Основном законе нашей страны восполняется закрепленными в нем: идеями и конституционными ценностями демократии, правового и социального государства, идеей верховенства естественных прав человека.

«К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье... В числе общечеловеческих ценностей также находятся мир, жизнь человечества, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности самосохранения, ценности самоутверждения» [3, с. 1810].

 Поэтому необходимо стремиться к реализации ряда требований, вытекающих из этих конституционных идей и ценностей:

  • обеспечить верховенство правового закона, воплощающего идеи справедливости, формального равенства всех перед законом, разумного баланса между частными и публичными интересами;
  • обеспечить разделение властей, дополняемое системой сдержек и противовесов, чтобы не допустить сосредоточения власти в одних руках, неподконтрольности какого-либо должностного лица или государственного органа;
  • обеспечить взаимную ответственность государства и общества, государства и личности. Собственность обязывает (как минимум к уплате соразмерных налогов и ее содержанию в порядке – в соответствии с требованиями экологии). Гражданин должен защищать свое Отечество;
  • обеспечить развитие демократической системы, создание возможностей для реализации политических прав, атмосферы политической конкуренции и политического плюрализма при доступности для граждан права создания и регистрации политических партий, права на участие в политических процессах;
  • создание в обществе атмосферы правозаконности, нетерпимости к коррупции, правонарушениям, особенно со стороны должностных лиц, наличие эффективной защиты от противоправных посягательств со стороны любого субъекта.

Высказывается мнение, что: «Долгое время ориентиром для нашей страны являлась демократия западного образца. Сегодня мы видим ее несовершенство и несостоятельность, следовательно, необходимо искать собственный путь развития, возрождая национальные идеи, духовность, патриотизм и высокие моральные ценности» [5, с. 8].

Думается, надо брать всё хорошее у западноевропейской правовой культуры, творчески дополняя  своими идеями и конституционными ценностями, идеями и находками иных цивилизаций.

Главный критерий зрелого «правового государства, быстро  проверяемый на личном опыте, – отношение к человеку, уважение к его правам и достоинству» [2, с. 466-467].

Правовое государство выбирает путь самоограничения и подчинения правовому закону.

«В нём  создается  и развивается гражданское общество, относительно независимое от государства. Гражданское общество  помогает в ходе реализации прав и свобод человека и гражданина, выступает гарантией соблюдения государственными служащими – оснований и пределов вторжения в частное, личное, семейное пространство» [1, с. 15].

 Российское государство должно укреплять диалог с гражданским обществом. Наше гражданское общество еще весьма слабое и тем не менее представителям государства с ним следует говорить на равных, без попыток подчинить его себе и пытаться командовать.

Сильное гражданское общество – это  основа современной развитой страны. Свободные, самостоятельно мыслящие граждане смогут модернизовать страну (и прежде всего системы воспитания и образования, здравоохранения, государственного управления), достойно поддерживать авторитет России, создать красивый, удобный образ российской жизни.

В ходе гармоничного, эффективного взаимодействия институтов государственной власти и гражданского общества реализуются полезные социальные проекты, развивается демократическая политическая система, устанавливается власть правового закона и правового государства.

Правовое государство служит политическим фундаментом для гражданского общества, создает условия для развития, решения различного рода проблем правовым путем, что снижает возможность появления социальных катаклизмов.

«Право является совокупностью исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, прав человека и призваны осуществлять регулирование поведения людей и их коллективов с целью стабильного функционирования и развития общества»  [4, с. 147.].

Однако, возникает вопрос в какой мере действующие российские законы справедливы и эффективны?

В какой мере государство и права защищает свободу? Гуманизм? Права человека? Где и почему возникают проблемы с реализацией прав человека и гражданина?

Что необходимо сделать для улучшения ситуации?

Для противодействия преступности, априори посягающей на права человека и идеалы гуманизма?

Необходимо разрабатывать в научном плане методику проведения государственных и правовых реформ. Необходимо ликвидировать законы ненужные и бесполезные (и особенно массу подзаконных нормативных актов).

Возникает вопрос об эффективности государственного управления и государственного механизма, его составных частей, оптимальном количестве государственных служащих, сотрудников правоохранительные органов, исключении дублирования функций государственных органов, разработке современных научных и социальных принципов и подходов к государственным реформам.

Необходима оптимизация и сокращение органов государства. У каждого государственного органа должно быть свое направление деятельности, следует исключить дублирование. Важно обеспечить взаимный контроль для предотвращения коррупционных явлений. Зачем обществу содержать две администрации: Президента РФ и Правительства РФ? Зачем обществу нужны федеральные округа, которые даже не нашли своего отражения в федеральном законодательстве?

Зачем обществу содержать отдельное министерство по чрезвычайным ситуациям, когда вполне достаточно соответствующего управления в составе Министерства обороны РФ (как было в СССР. И не будет распыления сил и средств)?

Нужны ли два министерства по вопросам образования?

Насколько эффективно Министерство культуры (министерство и чиновники есть в наличии, а где потерялась современная культура? Для решения вопросов о том, какие фильмы и проекты финансировать за счет общества - вполне достаточно открытой и компетентной творческой комиссии и социологических опросов)?

И кто ответит за тот факт, что нет на телевидении правильной социальной рекламы: здорового образа жизни, традиционных ценностей, правомерного поведения, большую семью?

За последние десятилетия с трудом вспоминается максимум семь хороших фильмов из множества откровенно провальных, созданных на государственные, а значит наши общественные деньги (а это сотни миллионов рублей).

Нельзя ли наконец сократить количество субъектов Российской Федерации (например, объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область)?...

Речь идет не о низовых работниках и служащих, а о управленческом звене, чиновниках, которые никогда не захотят сами признать факт своей бесполезности и сократить себя. Нужна политическая воля.

Следует уменьшить влияние субъективных факторов на создание новых государственных органов или ликвидация старых.

Ввести, например, при организации новых органов (на уровне министерств…), и (или) ликвидации старых государственных органов обязательное предварительное научное и общественное обсуждение. Возможно даже референдум. Большую роль в реформаторском процессе должны получить демократических институты: средства массовой информации, политические партии и общественные движения, органы местного самоуправления.

При реформировании государственного аппарата требуется принятие постепенных, продуманных, обоснованных решений, которым необходимо обеспечить социальную поддержку. Возможно проведение предварительных правовых экспериментов на территории отдельных субъектов Российской Федерации.

Список литературы

  1. Жигаева К.В. Содержание и механизмы взаимодействия государства и гражданского общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 23. – С. 14-17.
  2. Жуков В.Н. Философия права. Учебник для ВУЗов. М.: Мир философии, Алгоритм. 2019. – 558 с.
  3. Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). – С. 1810-1812. – URL: https://moluch.ru/archive/115/30384/ (дата обращения: 13.03.2024).
  4. Саляхетдинов С.Р. Сущность и признаки права // Молодой ученый.   № 51 (289). – С. 147-149. – URL: https://moluch.ru/archive/289/65556/ (дата обращения: 13.03.2024).
  5. Троицкая Т.В. Проблемы становления гражданского общества в России // Economic Consultant. 2016. № 2. – С. 5-9.
  6. Эбзеев Б.С. Конституции как юридическая модель социальной конвергентной технологии (к 30-летию Конституции России) // Государство и право. 2023. № 12. – С. 21-39.

Интересная статья? Поделись ей с другими: