УДК 343.6

Криминологический портрет личности женщины, совершившей убийство новорожденного ребенка

Гусева Алина Владимировна – студентка факультета юриспруденции Дальневосточного филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности личности женщины, совершившей убийство новорожденного ребенка с точки зрения криминологии. Данная тема представляет особый научный интерес, поскольку позволяет выявить общие признаки женщин, совершивших убийство собственного ребенка. В криминологии проведено несколько исследований, которые в полной мере отражают характеристики, свойственные субъекту преступления, предусмотренного статьей 106 УК РФ. Более того, в судебной практике подчеркивается, что такое преступное поведение женщины было вызвано определенным стечением жизненных обстоятельств. это подчеркивает теорию о том, что женщины, совершившие преступление, предусмотренное статьей 106 УК РФ, находятся в аналогичных жизненных обстоятельствах.

Ключевые слова: убийство, новорожденный, мать, криминология, признаки, личность, жизненные обстоятельства.

На сегодняшний момент Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) закрепляет уголовную ответственность за совершение убийства матерью новорожденного ребенка, чему посвящена статья 106 УК РФ [6]. Статистические показатели говорят о том, что данное преступление составляет от 4 до 6 % в год от общего числа убийств [3]. Однако по своей сущности убийство матерью новорожденного ребенка является латентным преступлением. Например, информация криминологов отличается от официальной статистики, представленной органами государственной власти.

Результаты исследования, представленные Т.В. Цветиковой, говорят о том, что с 2019 по 2023 год, около 3 000 матерей убили своих новорожденных детей. За указанный период по официальным данным зарегистрировано в несколько раз меньше подобных преступлений. Например, за 2023 год к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 106 УК РФ, было осуждено 27 лиц, из них к лишению свободы приговорено 15 человек [7]. Такие данные, как нам кажется, не отражают полной криминогенной обстановки, что является актуальной проблемой.

Одним из признаков матери-убийцы является ее биологический возраст. Как правило, возраст субъекта преступления в данном случае составляет свыше 30 лет. Связано это с тем, что жизненная активность женщины, которая находится в возрасте от 30 до 49 лет, является повышенной, поэтому можно выделить два фактора, которые объясняют противоправное поведение матери-детоубийцы. К таким факторам относятся: высокая профессиональная успешность и самореализация женщины или полная противоположность, обычно, нереализованность и осознание личностной никчемности в различных сферах общественной жизни.

Например, были проведены результаты матерей-школьниц (12-16 лет), которые убили своих новорожденных детей, их оказалось почти 11 %. В свою очередь, девушек в возрасте от 16 до 19 лет – около 5,5 %. В качестве причины противоправного поведения выступает стрессовое состояние от ранней беременности. Это, безусловно, является фактором, который обуславливает такое поведение женщины [2].

Следующими факторами можно выделить социальные признаки, к которым относятся:

  • место рождения субъекта преступления, общественное окружение, отношение с родителями в детстве, а также проживание и воспитание;
  • семейное положение, наличие детей и их местонахождение в момент совершения преступления;
  • образование;
  • работа;
  • криминологическое положение (например, наличие судимости, отбывание наказания ранее в местах лишения свободы).

У женщин, которые совершили убийство своего новорожденного ребенка, наблюдаются тяжелые отношения в внутри семьи (как в семьях, где он росли, так и в собственных семьях). Число женщин, совершивших убийство своего новорожденного ребенка и воспитывающихся в полных и благополучных семьях, составляет 8 %, а в неполной семье – 58 % [4].

Семейное положение также является существенным признаком. Например, К.В. Талагаева следующее: «На момент совершения преступления замужними оказались 16 % матерей-убийц, в сожительстве – 35 %, в разводе – немногим более 33 %, не замужем – 16 %. Необходимо отметить, что у замужних женщин и тех, кто живет с сожителями, в 85 % случаев возникали различного рода внутрисемейные конфликты. В процессе исследования представляется возможным установить связь между «менталитетом» семьи, обстоятельствами, при которых росла сама женщина-детоубийца, и семьей, которую женщина создала самостоятельно. Отрицательные явления в семье, где росла женщина (ложь, ссоры, драки, наркотики, пьянство и так далее) в будущем становятся неотъемлемой частью семьи, которую в итоге создала сама женщина-детоубийца» [5].

В процессе проведенных исследований медицинскими работниками и медицинскими экспертами было указано на существование психических расстройств (не исключающих вменяемости) у женщин, совершивших убийство новорожденного ребенка (около 50 %). Послеродовая депрессия наблюдалась у 35 % женщин, состояние малой депрессии было установлено у 30 %, часто такое состояние является характерным признаком матери, совершившей убийство новорожденного ребенка [1].

Статистические показатели отражают, что зачастую преступление, предусмотренное статьей 106 УК РФ, совершается женщиной, которая страдает от наркотической и алкогольной зависимости. Например, от алкогольной зависимости страдают около 34 % женщин-детоубийц. Как правило, женщина, совершившая убийство новорожденного ребенка, находится в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, явными признаками личности женщины-детоубийцы могут послужить следующие черты характера: слабая адаптация к процессам, который происходят в общественной жизни; повышенный уровень тревожности и стресса; агрессия; неумение решать конфликтные ситуации мирным путем; замкнутость, отчуждение; низкая правовая культура и правосознание. Для молодых девушек, которые не замужем, в качестве основного мотива совершения преступления, предусмотренного статьей 106 УК РФ, является опасение огласки внебрачной беременности, желание скрыть факт беременности ото всех. Данное обстоятельство повышает уровень тревожности и стресса у женщины.

Исходя из вышесказанного, выделим следующие особенности криминологического портера матери, совершившей убийство новорожденного ребенка: как правило, такие женщины характеризуется возрастным диапазоном от 30 до 40 лет, более половины таких женщин вырастают в неполной семье либо в неблагополучных жизненных условиях. Кроме того, более половины (80 %) находятся в разводе либо не замужем. Другим, не менее важным признаком, является то, что женщины-детоубийцы являются многодетными, то есть имеют более 2-3 детей. Также женщина, совершившая убийство новорожденного ребенка, как правило, имеет судимость за прошлые преступления.

Статистика ясно отражает, что женщины, злоупотребляющие алкоголем и наркотической зависимостью, чаще совершают преступление, предусмотренное статьей 106 УК РФ. Однако особенность состоит в том, что женщины, совершившие убийство своего новорожденного ребенка, как правило, не состоят на учете в специализированном органе – 74 %. Такие женщины имеют определенные психические заболевания, наступающие после рождения ребенка, например, ярким примером является послеродовая депрессия.

Проведенное нами исследование позволяет выделить следующие типы женщин, совершивших убийство новорожденного ребенка.

Асоциальный тип – предполагает, что женщина ведет антисоциальный образ жизни. Например, она может не иметь постоянного места жительства, заниматься попрошайничеством или бродяжничеством. Кроме того, такие женщины могут злоупотреблять спиртными напитками, наркотическими средствами. Как правило, рождение детей для таких женщин является следствием беспорядочных половых связей, а сам ребенок выступает «досадной помехой».

Следующий тип – это легкомысленно-комфортный. Женщины такого типа характеризуются несовершеннолетним возрастом, беременность для них является незапланированной и нежелательной. Большая часть таких девушек проживает с родителями, поэтому материально зависят от близких людей. Приведенный тип женщин скрывают свою беременность до последнего и рожают в домашних условиях, после чего избавляются от нежелательного ребенка, к которому в период беременности сформировалось негативное отношение.

Заключительный – третий тип женщин называется «последовательно-злостным» и характеризуется осознанностью и умышленностью своих действий. Беременность для таких женщин не является неожиданностью, однако такие женщины отличаются отсутствием сострадания, гуманности, низким уровнем образования и культуры. Для них принять решений об убийстве собственного ребенка является чем-то обыденным.

В судебной практике имеются четкие примеры, который подтверждают наше исследование и подведенные итоги. Например, Д. была раздражена громким плачем своего новорожденного ребенка, поэтому решила задушить его подушкой. С целью скрыть следы преступления она положила тело ребенка в пакет и унесла в мусорный контейнер возле своего дома. По заключению судебно-психиатрической экспертизы Д. страдала декомпенсацией смешанного расстройства личности, что было вызвано несколькими жизненными обстоятельствами, среди которых: конфликты в семье, тяжелое материальное положение, обострение проблем. В результате чего у Д. снизилось настроение, появилась слабость, раздражение, обострение психологических проблем. Судом данные обстоятельства были учтены [8].

Из приведенного примера мы можем увидеть, что Д. страдала психическим заболеванием, которое было обусловлено тяжелой жизненной ситуацией, а именно – конфликтами внутри семьи, сложным материальным положением. Соответственно, указанные признаки в большинстве случаев составляют криминологический портрет женщины, которая может совершить убийство собственного ребенка.

Другой пример: Лузским районным судом было установлено, что Т. совершила убийство своего новорожденного ребенка после родов при следующих обстоятельствах. Т. родила в квартире ребенка мужского пола, после чего пришла к выводу о том, что необходимо скрыть факт родов, реализуя преступный умысел, она с силой сдавила шею новорожденного ребенка, лишив его кислорода, удерживая шею до тех пор, пока ребенок не перестал подавать признаков жизни. По итогам проведения судебно-психиатрической экспертизы было установлено, что Т. находилась в состоянии «эмоционального напряжения, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией, которое в сочетании с индивидуальными и психологическими особенностями, обусловленными психическим расстройством, оказало влияние на поведение Т. в указанной ситуации» [9].

Данный пример из судебной практики так же ясно отражает, что виновное лицо находилось в тяжелом эмоциональном состоянии, вызванном тяжелой жизненной ситуацией.

Таким образом, изучение криминологической характеристики матери, совершившей убийство новорожденного ребенка, в корреляции с социально-психологическими признаками позволяет выявить и предупредить совершение преступления потенциальной детоубийцей. Именно поэтому органам государственной власти необходимо обращать тщательное внимание на женщин, которые воспитывались в неблагополучных семьях, а также имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, характеризующихся агрессивным поведением. В первую очередь, профилактическая работа должна проводиться органами опеки и попечительства.

Список литературы

  1. Авилова Л.Д. убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ) // Евразийский Союз Ученых. 2020. №4-10 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ubiystvo-materyu-novorozhdennogo-rebenka-st-106-uk-rf (дата обращения: 22.02.2024).
  2. Атаманов А. А., Юшков Н. Н. Актуальные вопросы профилактики женской преступности в России // Скиф. 2021. №6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-profilaktiki-zhenskoy-prestupnosti-v-rossii (дата обращения: 20.02.2024).
  3. Кичигина О.Ю. Криминологические особенности женской преступности // Теория и практика социо-гуманитарных наук. 2021. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskie-osobennosti-zhenskoy-prestupnosti (дата обращения: 18.02.2024).
  4. Сагадиев А.Н., Аяшева Д.Б. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с убийством матерью новорождённого ребенка // НИР/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovye-i-kriminologicheskie-problemy-borby-s-ubiystvom-materyu-novorozhdyonnogo-rebenka (дата обращения: 22.02.2024).
  5. Талагаева К.В. К вопросу об уголовных и криминологических аспектах статьи 106 уголовного кодекса Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2020. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ugolovnyh-i-kriminologicheskih-aspektah-stati-106-ugolovnogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.02.2024).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. , № 25 , ст. 2954
  7. Цветикова Т.В. Латентная преступность как показатель низкой правовой культуры: изменение ситуации // Юридическая наука. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/latentnaya-prestupnost-kak-pokazatel-nizkoy-pravovoy-kultury-izmenenie-situatsii (дата обращения: 20.02.2024).
  8. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27.09.2018 № 38-АПУ18-5 // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: https://legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27092018-n-38-apu18-5/?ysclid=lin2ceemh9201678706
  9. Приговор Лузского районного суда № 1-49/2020 от 17 июля 2020 г. по делу № 1-49/2020 // Официальный интернет-портал правовой информации – URL: https://sudact.ru/regular/doc/uHWs38USxdZm/?ysclid=lin08390gw506121101