УДК 340.1

Проблемы противодействия коррупции в России и пути их решения

Фролова Ольга Валерьевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры военно-политической работы Военной академии связи имени С.М. Буденного.

Фролов Владислав Владимирович – кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской Следственной академии Следственного Комитета РФ.

Аннотация: В статье проводится анализ такого отрицательного социального феномена как коррупция в России. Используются различные подходы к пониманию коррупции. Предлагается: поддерживать жесткую карательную политику государства в отношении коррупции, а также создать социальную атмосферу нетерпимости к продажным чиновникам и лицам, пытающимся дать взятку. Важно стремиться к сокращению числа нормативно-правовых актов, особенно подзаконных, уменьшать бюрократические барьеры, повышая качество российского законодательства. Желательно более активно использовать институт парламентских расследований и счетной палаты для борьбы с коррупцией в исполнительной власти, а также активно привлекать интернет-ресурсы для информирования населения и его вовлечения в борьбу с этим социальным злом. Полезно проводить конкурсы журналистских антикоррупционных расследований, публично оглашать ежегодный социальный рейтинг регионов относительно коррупции.

Ключевые слова: коррупция, социологические опросы, политика, демократия, бюрократизм, эффективность правоохранительной деятельности, Следственный комитет РФ.

«Коррупция является серьезной проблемой национальной безопасности любого государства, основным из препятствий на пути к экономическому развитию страны. Более того, высокий уровень коррупции ухудшает условия развития бизнеса и является серьезным препятствием для эффективного функционирования бизнес системы в целом» [4,-С.43.].

Из-за такого отрицательного социально-правового и социально-экономического феномена как коррупция:

- у граждан проявляется отчуждение от государства, появляется резко-отрицательное негативное отношение к государству и его представителям, к любым, даже благим начинаниям по инициативе государства; 

- коррупция приводит к - образованию своего рода экономических тромбов в социально-экономических каналах общества, к возникновению монополий и ликвидации здоровой экономической конкуренции; 

- одновременно ослабевает и политическая конкуренция, «ломаются социальные лифты», осложняются возможности для политического продвижения лиц, имеющих реальные заслуги перед Отечеством и предлагающих позитивные политические программы преобразований.

 В научной литературе отмечается, что: «Коррупция нередко совершается «законопослушными» гражданами, которые, безусловно, замалчивают свою причастность к преступным деяниям. В связи с этим тема коррупции часто воспринимается в контексте настороженности и социальной напряженности. Паразитируя на общественных институтах, сама коррупция приобрела институциональные черты. Ее развитие на институциональном уровне усиливает социально-негативные и деструктивные последствия, которые способны дестабилизировать функционирование тех социальных институтов, в рамках которых воспроизводятся коррупционные практики» [2,-С.52.].

Иначе говоря, бюрократизм порождает коррупцию. Коррупция порождается желанием человека решить свой личный вопрос (реализовать свой зачастую совершенно законный интерес) с наименьшими затратами сил, нервов и времени. Лишние институты власти, лишние «столоначальники», лишние формализованные преграды и проверки, лишние процедуры и справки приводят к возникновению огромных коррупционных рисков.

Коррупция также тесно связана с организованной преступностью, которая требует защиты со стороны должностных лиц (правоохранительных и иных государственных органов) и активно использует взятки для подкупа.

Благодаря подкупу и взяткам, члены криминальных группировок избегают наказания, легализуют деньги, полученные незаконным путем, торгуют наркотиками (другими незаконными предметами и веществами…), организуют новые преступные и нелегальные проекты (убийства по найму, продажа человеческих органов, порноиндустрия…) и стремятся создать новые криминальные источники доходов.

Благодаря коррупции совершаются крупные хищения при поставках жизненно важных для наших бойцов - конструкциях, устройствах и материалах в армию, при постройке космодрома, в ходе реализации проекта по созданию отечественных самолетов…

Также преступно нажитый капитал активно выводят за рубеж и таким образом коррумпированные чиновники задействованные в коррупционных схемах объективно превращаются в потенциальных предателей. Ведь их легко шантажировать иностранным спецслужбам.

В Китае «к тому моменту, когда Си Цзиньпин пришел к власти, уровень коррупции в стране был запредельным. Продавались и покупались должности, решение любого вопроса было возможно при наличии определенной суммы и знания того, кому ее необходимо вручить, правоохранительные органы, будучи не менее коррумпированы, чем все иные государственные структуры, при этом лишь демонстрировали активную и непримиримую борьбу с коррупцией и чиновничьим произволом, фактически ее не осуществляя… КНР несла огромные финансовые потери, отдельные категории населения страны были на грани нищеты…КНР столкнулась с угрозой своей национальной безопасности. И только своевременное введение жестких и бескомпромиссных мер по борьбе с коррупцией позволило восстановить управление страной, ликвидировать наиболее угрожающие ее национальной безопасности проявления коррупции, создать необходимые элементы контроля деятельности чиновничества и обновить руководство государства как в центре, так и на местах» [1,-С.12.].

Необходимо поддерживать жесткую карательную политику государства в отношении коррупции, а также создать социальную атмосферу нетерпимости к продажным чиновникам и лицам, пытающимся дать взятку.

Важно стремиться к сокращению числа нормативно-правовых актов, особенно подзаконных, уменьшать бюрократические барьеры, повышая качество российского законодательства.

Развитие демократических процедур, расширение возможностей для публичного обсуждения реальной криминогенной ситуации, не только в научной среде, также позволит более четко определить социальные и правовые проблемы, предложить меры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Заслуживает внимания следующее предложение: «Концептуальные положения, методы и эмпирические исследования политической антропологии обладают эвристическим потенциалом для анализа российской действительности, для понимания причин примирения общества с распространением коррупции и избирательности правосудия в отношении коррупционеров. Однако нужен предварительный теоретический анализ общих и специфических для нашей страны факторов, способствующих легитимации и воспроизводству коррупционных практик на уровне политической элиты и рядовых граждан, а также требуются всесторонние исследования рутинных механизмов неформальных практик» [5,-С.364.].

Анализ факторов, приводящих к коррупции показывает, что «социально-экономические факторы коррупции включают в себя, прежде всего, наличие широкомасштабной теневой экономики, состоящей в т. ч. из незаконных доходов, которые курсируют между представителями бизнеса и чиновничьего аппарата с целью решения вопросов в обход интересов государства и общества в целом» [3,-С.151.].

Важно систематизировать нормативно-правовую базу, устранить ее пробелы, повысить эффективность международного сотрудничества, совершенствовать антикоррупционные стандарты, улучшить меры ответственности и проводить социологические исследования, имеющие практические последствия для соответствующих государственных органов.

Необходимо добиваться гласности и прозрачности действий государственных деятелей, создавать наступательную антикоррупционную государственную стратегию и привлекать государственные органы к расследованию каждого случая коррупции, о котором сообщали СМИ.

Желательно более активно использовать институт парламентских расследований и счетной палаты для борьбы с коррупцией в исполнительной власти, а также активно привлекать интернет-ресурсы для информирования населения и его вовлечения в борьбу с этим социальным злом.

Полезно проводить конкурсы журналистских антикоррупционных расследований, публично оглашать ежегодный социальный рейтинг регионов относительно коррупции.

Если СМИ будут иметь свободу в своих расследованиях и их материалы будут вызывать официальные расследования, если будут создаваться общественные структуры, контролирующие деятельность чиновников, и если будут налагаться штрафные санкции на лиц всех социальных уровней без исключений, то только в таком случае можно рассчитывать на снижение уровня коррупции в стране. Следует способствовать ротации региональных правящих элит, так как другой подход может привести к стагнации, образованию «преступных сообществ» и местной экономической монополии.

Предлагается создать в составе Следственного комитета РФ – Антикоррупционное бюро, которое будет специализироваться исключительно на расследовании коррупционных преступлений особой государственной важности по заданию Президента РФ и Председателя СК РФ.

В качестве его структурных подразделений могут функционировать следственные бригады (примерно 10-12). Предполагается, что они будут состоять из: старшего следователя, двух следователей, полиграфолога, специалиста службы технического сопровождения, эксперта-криминалиста и пяти сотрудников оперативной группы. Сотрудников оперативных групп целесообразно наделить правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие изменения следует внести в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Нами предлагается упразднение специального уголовно-процессуального статуса депутатов, судей и прокуроров. Также эффективным методом по борьбе с коррупцией является строжайший подбор кадров. Снижение уровня коррупции напрямую связано с ограничением сферы чиновничьего усмотрения в экономике, использованием организационно-управленческих механизмов в сфере защиты прав и интересов граждан.

Следует усилить экономическую конкуренцию по тендерным заказам, в сфере предоставления социальных услуг, делегировать полномочия и ресурсы институтам гражданского общества.

Доверие отражает общественное и групповое настроение, социальную ситуацию в целом.

Общественное недоверие к власти - серьезная социальная проблема и предпосылка для событий, подобных случившимся на Украине или в Казахстане.

Необходимо посредством СМИ и деятельности госорганов создавать у людей чувство уверенности в эффективности антикоррупционной деятельности.

Следует предусмотреть уголовную ответственность за коррупционный лоббизм и получение близкими родственниками государственных служащих - должностей директоров банков, управляющих директоров государственных корпораций (и иных) в качестве расплаты за предоставленные ранее услуги. 

Нужно предусмотреть лишение права занимать должности на государственной службе в случае совершения коррупционных преступлений автоматически должно носить пожизненный характер, что требует внесения поправок в Уголовный кодекс России.

Противодействие коррупции тесно связано с образовательной сферой, воспитанием молодежи в духе нетерпимого отношения к данному явлению.

Список литературы

  1. Галиуллина С. Д., Лифанова М. В., Герасимова Д. И., Сафина Е.А. Китайская модель борьбы с коррупцией: истоки и особенности // Проблемы востоковедения. 2020. №2. –С.8-14.
  2. Карепова С. Г., Некрасов С. В., Пинчук А. Н. К интерпретации понятия "коррупция": социетальные и социально-психологические аспекты // Горизонты гуманитарного знания. 2018. №2. – С.52-64.
  3. Кузнецова О.А. Противодействие коррупции как цель правоохранительной политики: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №1. –С.147-157.
  4. Храмова Н.А. Фаворитизм как ключевая форма развития коррупционных отношений // Социология. 2020. №6.-С.42-49.
  5. Фан И.Б. Коррупция как проблема политической антропологии // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Сборник трудов по итогам Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук. –С.349-366.