УДК 330, 34

Конкурентное право и меры антимонопольного реагирования

Марченков Александр Андреевич – магистрант Волгоградского государственного университета.

Научный руководитель Копьёв Алексей Владимирович – доцент Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В статье представлены основные понятия и принципы конкурентного права и меры антимонопольного реагирования, определяющие идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования, а также обоснована необходимость принципа законности, понятия и принцип антимонопольного реагирования, источник российского конкурентного права.

Ключевые слова: конкурентное право, меры, принципы, антимонопольное реагирование.

В рамках данного юридического режима применяются методы экономического анализа, которые указывают на тесную связь между конкуренцией и экономикой. В силу своего уникального предмета и методов, конкурентное право представляет собой отдельное направление права, которое взаимодействует с гражданским, административным и уголовным правом. Основными целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономики и гарантия свободы предпринимательства в Российской Федерации. Помимо этого, оно способствует свободному перемещению товаров и защищает конкуренцию, создавая условия для эффективного функционирования рынка.

Основными задачами законодательства о конкуренции являются предотвращение и пресечение монополистической практики, недобросовестной конкуренции и других нарушений антимонопольного законодательства. Оно также направлено на обеспечение равных условий конкуренции для всех участников рынка. Для достижения этих целей законодательство о конкуренции использует следующие меры и инструменты:

Законодательные нормы, устанавливающие запреты и ограничения в отношении монополий и недобросовестной практики, а также нарушений антимонопольного законодательства в целом.

Созыв и действие антимонопольных органов, ответственных за контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Эти органы уполномочены расследовать нарушения, выносить решения по ним и налагать санкции.

Наказания за нарушения антимонопольного законодательства, включающие в себя штрафы, приостановление деятельности, отзыв лицензий и другие меры.

Защита прав потребителей, включающая запрет на монопольное ценообразование и условия, а также дискриминацию и другие формы недобросовестной практики.

Контроль над экономической концентрацией, то есть объединение предприятий и регулирование их деятельности с целью предотвращения монополизации рынка.

Государственная и муниципальная помощь для стимулирования конкуренции и развития конкурентоспособных предприятий.

Механизмы компенсации ущерба, причиненного нарушениями антимонопольного законодательства, включая возможность требовать возмещения ущерба через суд.

Законодательство о конкуренции играет значительную роль в рыночной экономике, обеспечивая равноправие и способствуя защите прав потребителей, стимулированию инноваций и экономическому росту.

Источниками антимонопольного права в России являются законодательные акты, международные соглашения, решения Европейского суда по правам человека и некоторые международные документы. Правовые обычаи и нормативные договоры не считаются источниками этой области права. Международные документы, которые играют определенную роль в установлении правил конкуренции, делятся на те, которые направлены на регулирование конкурентных отношений, и те, которые направлены на координацию национальных систем борьбы с монополиями и другой антиконкурентной практикой.

Некоторые важные международные договоры включают Конвенцию об охране промышленной собственности, Соглашение об интеллектуальной собственности и Договор о Евразийском экономическом союзе. К этим договорам также относятся соглашения о сотрудничестве между государствами СНГ (Содружество Независимых Государств) в области регулирования рекламы.

Субъектами данной правовой сферы являются хозяйствующие субъекты, государственные и муниципальные органы, юридические организации и физические лица, не занимающиеся экономической деятельностью. Антимонопольные органы, такие как Федеральная антимонопольная служба, также вовлечены в эту сферу. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций и их сотрудники несут ответственность за нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с законодательством России.

В рамках данного юридического режима применяются методы экономического анализа, которые указывают на тесную связь между конкуренцией и экономикой. В силу своего уникального предмета и методов, конкурентное право представляет собой отдельное направление права, которое взаимодействует с гражданским, административным и уголовным правом. Основными целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономики и гарантия свободы предпринимательства в Российской Федерации. Помимо этого, оно способствует свободному перемещению товаров и защищает конкуренцию, создавая условия для эффективного функционирования рынка.

Основными задачами законодательства о конкуренции являются предотвращение и пресечение монополистической практики, недобросовестной конкуренции и других нарушений антимонопольного законодательства. Оно также направлено на обеспечение равных условий конкуренции для всех участников рынка. Для достижения этих целей законодательство о конкуренции использует следующие меры и инструменты:

Законодательные нормы, устанавливающие запреты и ограничения в отношении монополий и недобросовестной практики, а также нарушений антимонопольного законодательства в целом.

Созыв и действие антимонопольных органов, ответственных за контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Эти органы уполномочены расследовать нарушения, выносить решения по ним и налагать санкции.

Наказания за нарушения антимонопольного законодательства, включающие в себя штрафы, приостановление деятельности, отзыв лицензий и другие меры.

Защита прав потребителей, включающая запрет на монопольное ценообразование и условия, а также дискриминацию и другие формы недобросовестной практики.

Контроль над экономической концентрацией, то есть объединение предприятий и регулирование их деятельности с целью предотвращения монополизации рынка.

Государственная и муниципальная помощь для стимулирования конкуренции и развития конкурентоспособных предприятий.

Механизмы компенсации ущерба, причиненного нарушениями антимонопольного законодательства, включая возможность требовать возмещения ущерба через суд.

Законодательство о конкуренции играет значительную роль в рыночной экономике, обеспечивая равноправие и способствуя защите прав потребителей, стимулированию инноваций и экономическому росту.

Список литературы

  1. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 237—238.
  2. Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. М. : Юристъ,2005. С. 138. 2 СЗРФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.
  3. Legal Concept = Pravovaya paradigma. 2022, Vol. 21, No. 4. С. 2-6.
  4. Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило и др.; отв. ред. И. Ю. Артемьев, А. Г. Сушкевич; НИУ «Высшая школа экономики». — М., 2012 С.103-127.