УДК 34

Особенности развития социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов

Астремская Ольга Александровна – магистр факультета общей юриспруденции правового регулирования Российского государственного социального университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются основные аспекты развития социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации, а также исследуется основные направления улучшения правового регулирования изучаемой области правоотношений.

Ключевые слова: социальное обеспечение, правоохранительные органы, развитие, права, гарантии.

Целью публичного законодательства является защита окружающей среды, предотвращение нежелательных воздействий и улучшение качества государственной власти.

Защита элементов системы государства, соблюдение законов (норм) обеспечивается системой органов государственной власти.

Без эффективной работы органов власти и иных ветвей власти в их системе невозможно полное, объективное обеспечение деятельности политики государства.

На современном этапе выявление и основных проблем правового регулировании и организации обеспечения социальных прав сотрудников правоохранительных органов сопряжено с многочисленными сложностями и проблемами, во многом обусловленными самой спецификой социального обеспечения.

Защита безопасности сотрудников правоохранительных органов в целом представляет собой одну из важнейших задач в мире.

Уровень развития общества и его нравственное здоровье зависит от состояния механизма, обеспечивающего права и свободы человека и гражданина[1].

Несмотря на существующий вектор государственной политики разных стран, направленный на укрепление законности и правопорядка, законность в сфере предоставления социальных гарантий в рамках деятельности правоохранительных органов находится в неудовлетворительном состоянии.

Для начала стоит упомянуть, что деятельность органов внутренних дел невероятно сложная и значимая, как и для людей, так и для всего мира в целом.

Сами свои функции органы внутренних дел выполняют как в обычных, привычных повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, поиском и ликвидацией террористических групп, а также освобождением заложников, пресечением предупреждением, и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности и массовых беспорядков в населенных пунктах.

К сторонам сотрудников правоохранительных органов, на сегодняшний день предъявляются требования о высоких личностных качествах и профессионализме [1] (имеются ввиду положения Приказа МВД РФ о критериях кадрового отбора сотрудников в систему МВД РФ, Приказов Генерального Прокурора РФ.

В этой связи право каждого гражданина, включая сотрудников правоохранительных органов на социальные гарантии и охрану их социальных прав закреплено в статье Конституции РФ[1]. Однако существуют и проблемы, которые порождают препятствия для реализации конституционных прав граждан на предоставления социального обеспечения.

Современное общество сталкивается с рядом социальных проблем, таких как изменения в социальной структуре общества и изменения в социальных ролях, которые часто приводят к распаду социума, росту уровня преступности.

Решение таких проблем заключается в консолидации усилий государства и общества по предотвращению преступности, насилия, молодежной преступности, поддержке отдельных категорий граждан и оказанию социальной помощи представителям властных структур[4]. Эти меры могут помочь решить социальные проблемы и обеспечить лучшую социальную защиту, что может помочь им преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются.

Следует особо подчеркнуть трудности решения социальных проблем, с которыми сталкиваются современные представители силовых структур, и необходимость консолидации усилий государства и общества для их решения.

Однако в это же время существует нехватка материальных ресурсов, низкий уровень квалификации и мотивации среди сотрудников социальных служб и правоохранительных органов, что препятствует успешному решению этих вопросов.

Это действительно серьезная задача, поскольку для решения таких социальных проблем, как насилие в обществе, преступность и распад социума, требуются хорошо подготовленные и обеспеченные достаточными ресурсами специалисты.

Важно, чтобы правительство и общество осознали это и предоставили необходимую поддержку, ресурсы и профессиональную подготовку тем, кто работает на местах, чтобы гарантировать, что они смогут эффективно решать эти проблемы. В конечном счете это приведет к лучшим результатам для сотрудников правоохранительных органов и общества в целом.

Другой важнейшей проблемой в сфере социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является проблема правового регулирования данных отношений[3].

Несовершенство правового регулирования может привести к дальнейшим трудностям в формировании и реализации государственной политики по защите сотрудников правоохранительных органов. Как отмечалось ранее, законодательство в этой области является некодифицированным, разрозненным, противоречивым и не гармонизированным.

Нормы, регулирующие эту группу общественных отношений, рассредоточены по источникам конституционного, семейного, трудового права и права социального обеспечения.

Такое отсутствие четкого и всеобъемлющего правового регулирования может привести к путанице и непоследовательности в том, как решаются социальные вопросы, связанные с социальной поддержкой сотрудников правоохранительных органов.

Для решения этой проблемы необходима более согласованная и всеобъемлющая законодательная база, которая могла бы обеспечить четкую правовую основу для защиты сотрудников правоохранительных органов. Это требует разработки скоординированного подхода к правовому регулированию, учитывающего потребности и перспективы всех соответствующих заинтересованных сторон.

Не исключено, что решением этой проблемы могло бы стать принятие всеобъемлющего закона или кодекса о социальной защите сотрудников правоохранительных органов[9].

Хорошо продуманный закон мог бы обеспечить четкую правовую основу для социальной защиты представителей власти и устранить некоторые несоответствия, возникающие из-за нынешней путаницы правовых норм в этой сфере. Было бы важно обеспечить, чтобы при разработке такого закона учитывались права и точки зрения всех соответствующих заинтересованных сторон[8].

В соответствии с ФЗ № 247–ФЗ социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов, осуществляется в соответствии с определенными правилами, которым необходимо следовать.

В настоящее время существует проблема с определением размеров социальных гарантий для сотрудников правоохранительных органов на основании величины прожиточного минимума, так как она не учитывает специфические потребности данной категории граждан, и данная сумма определяется на основе Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает расчет на душу населения.

Эта проблема может вызвать трудности для данных лиц, которые могут иметь большие затраты на обеспечение жизнедеятельности. Необходимо провести более детальный анализ данной проблемы и осуществить меры для устранения данного несоответствия, принимая во внимание нужды и потребности сотрудников правоохранительных органов при определении размеров социальных гарантий.

Следует согласиться с мнением В. Н. Зюзина , который свидетельствует о том, что размер прожиточного минимума должен определяться для каждой социально-демографической группы ежеквартально на основании данных статистики о потребительских ценах на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходы по обязательным платежам и сборам[6].

Это может быть полезным предложением для устранения проблем, которые могут возникать при определении размеров социальных гарантий для сотрудников правоохранительных органов и прожиточного минимума при использовании общей величины с учётом расчёта на душу населения. Его предложение может способствовать более справедливому определению потребностей различных социально-демографических групп населения.

Также Д.А. Семянникова высказала мнение о необходимости увеличения размера социальных гарантий для сотрудников правоохранительных органов не только исходя из расчета нужд этой социальной группы при повышении цен на минимальный набор потребительской корзины, но и с учетом перспективы качественного улучшения уровня жизни.

Она считает, что государство должно оказывать поддержку этой категории граждан, и обеспечивать им возможность жизни с достойным уровнем благосостояния. Это мнение является значимым в контексте обсуждения проблем социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и улучшения их жизненных условий, и может служить основанием для разработки соответствующих мер и программ[5].

Таким образом, нормы закона о социальных гарантиях для сотрудников правоохранительных органов являются довольно обобщенными, и не содержат конкретных указаний на то, каким образом следует устанавливать статус лиц, подлежащих получению социальных гарантий для сотрудников правоохранительных органов в РФ и какие документы должны быть представлены для подтверждения этого состояния.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237;
  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №o 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. 2002. №o 1. Ст. 3
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48 ст. 6724.
  4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3686
  5. Гусева Т. С., Семянникова Д. А. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 10-16;
  6. Зязин В. Н. Социально-экономическая политика обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан: дис. канд. экон. наук. М., 2021. С. 12;
  7. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Воронеж, 2012. - 47 с.
  8. Михайлюк П.А. Административно-правовое регулирование социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2011. - 22 с.
  9. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: учебник / под. общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. - Москва: ЦОКР МВД России, 2010. С. 683.