УДК 34

Местный референдум: преимущества, проблемы и пути их решения

Бармин Андрей Денисович – студент Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению местного референдума как невостребованного института прямого народовластия. Автор раскрывает сущность данного вопроса, анализирует его нормативно-правовое регулирование, а также выявляет актуальные проблемы и предлагает пути их решения.

Ключевые слова: местный референдум, муниципальное право, местное самоуправление.

В ст. 3 Конституции Российской Федерации декларируется, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Это касается всех видов публичной власти, но наиболее рельефно проявляется на уровне местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, согласно главе 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", достаточно разнообразны. Наиболее важные, судьбоносные решения должны приниматься на местном референдуме. Как справедливо отмечают В.А. Толстик и Н.А. Трусов, «референдум является важнейшим столпом демократически организованного управления, проводником воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действительность» [7, с. 9].

Проблема использования института местного референдума неоднократно поднималась в научной литературе: как в научных статьях, так и на монографическом уровне, например, в работе В.В. Комаровой «Формы непосредственной демократии в России» [3]. Тем не менее, обзор литературы показывает, что именно муниципальный референдум не изучен в должной мере. Это подтверждают слова И.В. Гранкина, считающего, что «важнейший канал прямой демократии не используется для решения принципиальных государственных вопросов и для развития политической и правовой культуры граждан РФ» [1].

Прежде всего, следует убедиться в целесообразности существования института муниципального референдума. Его специфика состоит в том, что решение, принятое на муниципальном референдуме обязательно для исполнения, а потому не нуждается в чьем-либо утверждении. Именно поэтому при рассмотрении наиболее принципиальных вопросов важно не пренебрегать этим институтом. Только референдум помогает в полной мере учитывать позицию населения по определенным вопросам, поскольку выборные должностные лица органов местного самоуправления не всегда отстаивают интересы своего электората. Подмена референдума институтом опроса общественного мнения не всегда целесообразна. Активное использование института референдума повышает правовую и электоральную культуру граждан, так как для принятия решений по вопросам, вынесенным на голосование, зачастую необходимо ознакомиться с положениями действующего законодательства, регулирующими эту сферу общественных отношений.

Однако, несмотря на очевидные преимущества использования референдума, он достаточно редко используется. Это обусловлено тем, что частью населения референдум воспринимается как способ манипуляции общественным мнением, а вопросы слишком сложными, для того чтобы ответить на них в форме «да – нет». Так же не стоит забывать, что проведение референдума достаточно затратное мероприятие. Эта проблема частично решаема проведением референдума в один день с любым другим голосованием, проходящим на избирательных участках, например, в рамках единого дня голосования. Помимо этого удешевить проведение референдума поможет внедрение системы электронного голосования. Эта система уже успешно себя показала на выборах депутатов в Московскую городскую Думу VII созыва, проходивших в 2019 году.

Теперь, когда мы рассмотрели преимущества использования референдума, обратимся к статистике. Согласно данным сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации количество местных референдумов в России растет, начиная с 2012 года. Особенно выделяется 2016 год, в котором было проведено сразу 1605 местных референдумов. Следует отметить, что количество местных референдумов в регионах распределено достаточно не равномерно. Например, в 2016-2017 гг. в республике Татарстан проведено 2302 местных референдума, что составляет более 60% от показателей по всей России. Так же заметим, что каждый год из 85 субъектов Российской Федерации референдумы проводят не более чем в 20-ти. Какие можно сделать выводы исходя из данной статистики? Несмотря на рост количества местных референдумов в целом по России, проблему невостребованности данного института нельзя считать решенной ввиду того, что в ряде регионов референдумы проводятся в незначительных количествах или не проводятся вовсе.

Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы популяризовать использование этого важного инструмента осуществления демократии?

Во-первых, важно повышать информированность населения об актуальных политических процессах, тем самым заинтересовывая его в участии в этих самых процессах.

Во-вторых, в качестве демонстрации гражданам механизма проведения референдума – проводить консультативные референдумы в единый день голосования.

В-третьих, развитию института референдума немало поспособствует изменение существующей законодательной базы, а именно расширение круга вопросов, выносимых на голосование. В преодолении недоверия населения России к этому институту может помочь ужесточение наказания за фальсификацию результатов референдума. Важно обращаться и к опыту зарубежных стран для того, чтобы избежать их ошибок и взять на вооружение их методы использования этого важнейшего инструмента народовластия.

На наш взгляд, реализация предложенных нами мер приведет к тому, что население России будет намного активнее участвовать в осуществлении прямой демократии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что количество проведенных референдумов действительно является одним из важных показателей того, насколько граждане готовы отстаивать свои интересы перед органами местного самоуправления, насколько им хватает политической зрелости для того, чтобы бороться за свои права. Именно поэтому одной из задач гражданского общества является популяризация этого института, формирование культуры участия в референдуме вне зависимости от его вида.

Список литературы

  1. Гранкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 44-47.
  2. Жанузакова Л.Т. К вопросу о совершенствовании законодательства о референдуме // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2018. No. 1. С. 19-26.
  3. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России, 2014. – 410 с.
  4. Овчинников В.А. Насколько нужен сегодня России региональный референдум // Управленческое консультирование. 2008. No. 3. С. 72-80.
  5. Саградян А.А. Организационно-правовые проблемы местного референдума и пути их решения // Отечественная юриспруденция. 2017. No. 3. С.16-19.
  6. Телешина Н.Н. Современные формы взаимодействия населения и органов власти // НПЖ «Диалог». 2017. No. 1. С. 27-31.
  7. Толстик В.А., Трусов Н.А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. No. 24. С. 9-14.

Интересная статья? Поделись ей с другими: