УДК 366.5

Защита прав потребителей в электронной торговле: правовые аспекты онлайн-покупок, защита персональных данных и конфиденциальности

Магомедова Марьям Исрапиловна – студентка Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

Научный руководитель Деникаева Разела Несюровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу защиты прав потребителей в России и за рубежом, рассмотрению основных законов и нормативных правовых актов, регулирующих защиту прав потребителей. Сделаны выводы о совершенствовании российского законодательства. Рассмотрены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются потребители в сфере торговли в сети «Интернет». Чаще всего это выражается в расхождении фактического состояния товаров и услуг с информацией, которая предоставлена на торговом сайте, несоответствии товаров ГОСТу, наличии признаков брака. Указывается, что совершенствование правового регулирования электронной коммерции необходимо осуществлять в соответствии с современными тенденциями развития международного права в сфере электронной торговли.

Ключевые слова: интернет-торговля, потребитель, товар, защита прав потребителей, закон.

В действующей цифровой экономике важную роль играет использование специализированных электронных площадок торговли, которое обеспечивает эффективное взаимодействие между продавцами и исполнителями, способствует развитию бизнеса и создает благоприятные условия для осуществления коммерческих операций. С появлением информационных технологий, количество покупок на платформе сети «Интернет» стало значительно больше и приблизилось к товарообороту при стандартной реализации товаров и услуг. Сейчас трудно найти человека, который бы не совершал операции в электронной форме, будь то покупка продуктов питания, одежды, косметики, или же приобретение более значимых и дорогих услуг, например, покупка транспортного средства, квартиры, путевки в далекие страны. Ввиду преимущества применения цифровых технологий, возник новый вид торговли, именуемый как «дистанционный способ продажи товаров», который в дальнейшем будет успешно расширяться.

Объемы рынка электронной торговли стремительно растут, исследователи проводят аналитические работы в попытках предвидеть будущее сектора мировой площадки. Использование цифровой среды оказывает значительное влияние на ускорение процессов покупки и продажи товаров, повышение удобства клиентов и улучшение связи с исполнителями, создавая глубокие эмоциональные впечатления.

Российское законодательство не имеет специализированного нормативного акта, который определяет понятие коммерческой торговли и осуществляет ее регламентацию. Поэтому основы коммерческой торговли урегулированы Гражданским кодексом РФ [1, 2], Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [3], Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, которое утверждает правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи [4]. В данных законодательных базах четко выражены права потребителей, детально раскрыто их содержание и разработаны механизмы по устранению нарушения прав потребителей.

Целью юстиции в сфере защиты прав потребителей является установление нормальных отношений между субъектами, предусмотренными в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Первостепенное требование к товарам и услугам заключается в их предоставлении с учетом безопасности для жизни и здоровья потребителей. Кроме того, товары должны предоставляться в надлежащем для использования качестве.

Одной из значимых проблем является недостаточное просвещение граждан в области своих прав как потребителей. Зачастую, потребители не имеют сведений о том, какие права им принадлежат, как их защищать и куда обращаться в случае выявления нарушений. Это развязывает руки недобросовестным продавцам и производителям, которые зачастую осознанно делают ставку на неосведомленность гражданина. Информационные кампании о правах потребителей проводятся не совсем эффективно, а юридические консультации не всегда финансово доступны для потребителей.

Еще одной недоработкой в данной форме товарно-денежных отношений является проблема определения факта причинения морального вреда, так как отсутствует физический контакт между продавцом и потребителем. В большинстве случаев, ущерб, нанесенный потребителю, несущественен, а попытка отстаивать свои права приведет к значительным расходам и нежеланию в дальнейшем совершать действия по защите своих прав и интересов. Единственным способом, которое компенсирует все трудности, является применение права требовать компенсацию морального вреда, предусмотренное в ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». При решении вопроса о компенсации производителем морального вреда, достаточным условием для удовлетворения иска служит установление факта нарушения прав потребителя.

В Российской Федерации вопросы защиты прав потребителей рассматриваются в рамках нормативных правовых актов о защите прав потребителей и в области реализации стратегических программ развития цифровой экономики. Разработан законопроект № 1138398-7 о внесении поправок в Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Проект нацелен на обеспечение процесса досудебного урегулирования потребительских споров с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет».

На международном уровне Организация Экономического Сотрудничества и Развития ввела принципы регулирования персональных данных на платформе сети «Интернет». Было определенно восемь ключевых методов сбора данных: ограничение сбора данных, обеспечение качества данных, наличие цели обработки данных, ограничение использования персональных данных, гарантии безопасности, обеспечение открытости политики в отношении данных, участие субъектов персональных данных, отчетность оператора данных. Принципы ОЭСР по защите прав потребителей способствуют улучшению информированности граждан о своих правах и способах защиты, разработке эффективного регулирования данной площадки, международному сотрудничеству и обмену опытом между странами в данной сфере деятельности.

Следует отметить, что в целях защиты физических лиц от злоупотреблений, которые могут иметь место при сборе и обработке данных, Советом Европы в 1981 году была принята Конвенция № 108 о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. В основе данной Конвенции лежит Руководство ОЭСР по трансграничным потокам данных, которое направлено на создание рамок, способствующих свободному, безопасному и эффективному обмену товарами через границу, с учетом соблюдения тайны и защиты данных. Россия не является членом ОЭСР и не имеет обязательств по соблюдению, принятых данной организацией, принципов и стандартов. Однако она может взаимодействовать со странами-участниками и учитывать принципы при разработке своей национальной политики в нормативных правовых актах [5].

Несмотря на попытки улучшения законодательства, электронная торговля сопровождается возникшими неточностями и противоречиями, которые затрудняют развитие и приводят к несбыточности прогнозов экспертов.

Для преодоления проблем важно развивать и улучшать законодательные механизмы и стандарты, учитывая меняющиеся реалии рынка и технологические тенденции. Имеет место пересмотр некоторых законодательных актов во избежание юридических конфликтов. Необходима разработка надежных юридических рычагов воздействия, которые сумеют урегулировать данную сферу отношений с учетом всего разнообразия. Требуется четкое обозначение условий, на основе которых распространение товаров и услуг будет осуществляться на законодательном уровне.

Список литературы

  1. О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 16.04.2022 N 99-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414818/ (дата обращения: 25.12.23).
  2. О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 01.07.2021 N 287-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388907/ (дата обращения: 25.12.23).
  3. О защите прав потребителей: закон от 07.02.1992 N 2300-1 (редакция от 04.08.2023). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 25.12.23).
  4. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства от 1.12.2020 N 2463 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 23.12.23).
  5. Гирич М.Г., Левашенко А.Д., Коваль А.А. От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной торговле // Электронная коммерция. – 2020. – № 1-  С. 117-130. (дата обращения: 30.12.23).

{sosial}