УДК 349.6
К вопросу охраны окружающей среды в международном праве
Захаркина Анна Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета.
Сухоплюева Алиса Артемовна – студент Юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета.
Аннотация: В статье рассматривается общая тенденция развития защиты окружающей среды на мировом уровне, эффективность механизмов регулирования международных отношений в данной сфере, а также обоснование необходимости принятие единого кодифицированного акта.
Ключевые слова: окружающая среда, международное право, защита окружающей среды, международные договоры, erga omnes, охрана окружающей среды.
В нашем современном мире невозможно не ценить и не понимать всю важность окружающей среды и ее составляющей. Окружающая среда позволяет человеку стабильно расти и развиваться, она поддерживает жизнь и все живое. В связи с этим можно утверждать о существовании значимой связи окружающей среды и жизнью каждого человека на планете Земля. Стабильность и благополучие человечества зависит от окружающей среды, но в обществе новейшего века, в силу глобализации, расширения границ взаимодействия государств всего мира, научно-технического прогресса влияние человека на окружающую среду стало преобладающе пагубно, что влечет не только вымирание различных экологических систем разного уровня, но и потерю здоровья человечества в целом.
И именно для того, чтобы противостоять и снизить причиняемой деятельностью человека вред окружающей среде, все мировое сообществе вырабатывает различные способы для борьбы с данной проблемой.
Как отмечают многие исследователи, международное экологическое право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей международного права [3, с. 39].
И действительно, осознание необходимости контроля над воздействием на окружающую среду пришло относительно недавно. Так, в 1972 году на Стокгольмской всемирной конференции по окружающей человека среде в представители разных стран пришли к выводу, что существует весомая опасность окружающей среде в случае, если не закрепить на юридическом уровне реализацию деятельности человека в абсолютно разных сферах, определение основных направлений политики государств и норм международного права, чтобы предотвратить неконтролируемую эксплуатацию природы и окружающей среды в целом. Данное решение стало определяющим для формирования самостоятельной отрасли международного права – международного права окружающей среды.
Под международным правом окружающей среды следует понимать совокупность международно-правовым норм и принципов, регулирующих отношения между государствами (субъектами), складывающихся для охраны окружающей среды от вредных воздействий деятельности человека в целях сохранения и обеспечения благоприятных условий для будущей жизни будущих поколений.
Как и было ранее сказано, в силу научно-технического прогресса появляется глобализация всего мирового сообщества, которая, в свою очередь, изменяет международные отношения между государствами, демонстрирует необходимость участия каждого субъекта мирового сообщества в решении проблем, поскольку охрана окружающей среды становится не только заботой отдельных государств вследствие выявления экологических проблем не только в границах одного государства.
Учитывая, что защита и охрана окружающей среды является общим интересом всего мирового сообщества, то можно полагать, что данное положение является обязательством erga omnes. В деле “Barcelona Traction, Light, and Power Company” Международный суд пришел к выводу, что egra omnes означает «обязательства государства перед международным сообществом в целом» [1]. То есть для защиты мировых интересов государства должны брать на себя соответствующие обязательства.
Для реализации обязательств по защите окружающей среды используются следующие правовые формы: международный договор, принятие резолюций международного характера, международно-правовой обычай и т.д.
Однако стоит отметить, что несмотря на огромное количество экологических исследований, повышенного уровня научных знаний и общей осведомленности об экологической проблеме, эффективность принятия мер, в том числе с правовой точки зрения, является достаточно низкой.
Такое положение выражается в особенностях международного регулирования проблемы в целом. Оно заключается в том, что основным способом защиты окружающей среды в международном праве являются международные договоры.
Первые заключенные международные договоры были направлены на сохранение отдельных видов живых организмов, которые вследствие необдуманной человеческой деятельности стали находится под угрозой вымирания.
Так, впервые в 1839 году была заключена двусторонняя Конвенция «о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции» [2, с. 252]. А далее были приняты Договоры о регулировании лова лососей в бассейне Рейна в 1885 году, Соглашение между Великобританией и Россией об охране морских львов в северной части Тихого океана в 1893 году и т.д.
Однако как было отмечено исследователями, подобные договоры были результатом запоздалой реакцией на резко обостряющуюся экологическую ситуацию [2, с. 240].
Соглашения, которые были направлены на регулирование охраны отдельных видов, стали приобретать массовый характер и стали распространяться не только на фауну, но и на защиту отдельных пространств в целом. Например, для охраны морских пространств в 1982 году была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву.
В силу массовости международных договоров по защите отдельных видов и пространства окружающей среды появляются вопросы их взаимодействия друг с другом, соотношения и системности, а также стремительного развития данной проблемы появляется необходимость принятия новых международных договоров для регулирования новых или же более узко направленных вопросов по взаимодействию человека с окружающей средой. В итоге, все это привело к стихийности и отсутствию системности нормативных актов.
Однако благодаря научному прогрессу осознание важности экологической системы, окружающей среды и их составляющих позволило международному сообществу выделить систему принципов, которые могут стать фундаментом кодификации актов по охране окружающей среды.
Принципы получили закрепление в актах, в частности, в Стокгольмской декларации по окружающей человека среде в 1972 году, которая провозгласила необходимость защиты всех природных ресурсов земли, ответственность человека за сохранение и разумного использования природы, а одним из главных результатов можно считать создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Данный орган призван контролировать состояние окружающей среды и готовить соответствующие отчеты.
Или, например, Декларация в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию в 1992 году признала необходимость сокращения и ликвидации нерациональной модели производства и потребления, что, в свою очередь, также является одной из основный причин загрязнения природы.
Также важно отметить и инициативность граждан всех стран мира: защитники объединяются в мощные и масштабные неправительственные организации (например, «Гринпис» или «Друзья Земли»), которые не только осуществляют активную деятельность по предотвращению загрязнения окружающей среды, но и осуществляют просветительскую и образовательную деятельность. При том некоторые организации имеют консультативный статус при органах ООН, например, Международный союз охраны природы и природных ресурсов [4, с. 39].
Российская Федерация также обеспокоена вопросом охраны окружающей среды, в связи с этим состоит в различных международных организациях, в том числе в неправительственных организациях, например, во «Всемирном фонде дикой природы» и «Ветландз Интернэшл».
В современном мире экология является неотъемлемой частью жизни человека, если не сказать, что именно от нее зависит человеческая жизнь в целом. Защита окружающей среды является прямым способом защиты от угрозы глобальных катастроф, что в последствии влияет на организацию и поддержание общей мировой безопасности. Невозможно представить человека вне окружающей среды или природы, поскольку он является ее частью. Сохранение и защита окружающей среды – это прямой долг не только отдельного государства, но и всего мирового сообщества, человека. Развитие осведомленности о данной проблеме позволяет развивать инструменты для ее регулирования, а, как следствие, формирование новых институтов.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о необходимости разрабатывания и принятия кодифицированного нормативно-правового акта, который позволит систематизировать уже существующие нормы по охране окружающей среды, прекратить дискуссии о преобладании того или иного международного договора и сформировать более эффективные механизмы для защита мирового сообщества от экологических угроз.
Список литературы
- International Court of Justice. Case “Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited (Belgium v. Spain)” (New Application: 1962) [Электронный ресурс] – режим доступа: URL: https://www.icj-cij.org/case/50 (дата обращения: 22 марта 2024 года).
- Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право: учебник. М., 2007. 267 с.
- Солнцев А.М. Обязательство erga omnes в международном экологическом праве // Вопросы экономики и права. 2015. №5. С.39-43.
- Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды: учебник. М., 1986. 191 с.