УДК 343.358

Экономические преступления с участием должностных лиц

Перч Максим Владимирович – студент Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация. Данная статья посвящена анализу экономических преступлений с участием должностных лиц в России. В статье рассмотрены теоретические аспекты данной проблемы, описаны основные типы экономических преступлений, в которых могут участвовать должностные лица, а также рассмотрены риски и последствия таких преступлений. Также в статье проанализировано законодательство, судебная практика в данной области.

Ключевые слова: экономические преступления, должностные лица, уголовное право, законодательство, судебная практика.

В современном обществе экономические преступления с участием должностных лиц являются серьезной проблемой, которая наносит значительный ущерб экономике и обществу в целом. Экономические преступления с участием должностных лиц представляют собой проявления коррупции в экономической сфере и реализуются с использованием служебного положения и вверенных полномочий.

Экономические преступления, совершаемые с участием должностных лиц, представляют собой одну из наиболее серьезных угроз для стабильности и развития любого государства. Их распространенность и многообразие форм проявления делают эту проблему особенно актуальной для современного общества. Эти действия подрывают основы экономической безопасности, эродируют доверие населения к государственным институтам и создают благоприятную почву для расширения коррупционных схем на всех уровнях управления.

Сложность борьбы с экономическими преступлениями должностных лиц заключается не только в их высоком уровне латентности и сложности доказывания, но и в постоянном развитии и усложнении методов их совершения. Это обусловлено как прогрессом технологий, так и глобализацией экономических процессов, что позволяет преступникам эффективно маскировать свою деятельность и использовать сложные схемы для вывода активов за рубеж, уклонения от налогов и прочих видов экономической деятельности, противоречащих законодательству.

В этом контексте, важно осознавать, что успешное противодействие экономическим преступлениям с участием должностных лиц требует не только жестких нормативных мер, но и комплексного подхода, включающего улучшение законодательной базы, внедрение современных технологических решений для контроля и мониторинга финансовых потоков, а также активизацию общественного контроля и повышение правовой осведомленности граждан.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы исследовать проблематику экономических преступлений с участием должностных лиц в России, выявить ключевые тенденции и проблемы в этой области, а также предложить возможные пути решения указанных проблем на основе анализа существующего законодательства и практики его применения.

Экономические преступления — это преступные действия, связанные с экономической деятельностью, которые противоречат законодательству, наносят ущерб бюджету и нарушают права граждан и предпринимателей.

Должностные лица — это лица, занимающие официальные должности в государственных и муниципальных органах, а также в организациях, осуществляющих важные виды деятельности, такие как банковская, страховая, налоговая и т.д. Должностные лица обладают возможностью влиять на решения, принимаемые в организации, и могут использовать свое положение для личных выгод.

Должностные лица могут участвовать в различных видах экономических преступлений. Например, они могут использовать свое положение для получения незаконной выгоды, в том числе за счет коррупционных схем. Они также могут совершать финансовые махинации, связанные с нарушением налогового законодательства, в том числе путем выведения денежных средств за границу. Должностные лица также могут совершать мошенничество, связанное с искажением финансовой отчетности и скрытием факта совершения преступления.

В Российской Федерации проблема экономических преступлений с участием должностных лиц регулируется различными нормами законодательства. В данной части работы будет проведен анализ статей Уголовного кодекса РФ, касающихся экономических преступлений с участием должностных лиц, а также рассмотрена судебная практика.

Статья 201 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» предусматривает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих полномочий в интересах третьих лиц или в своих личных интересах, а также нарушение закона или иных нормативных правовых актов. Это может включать в себя различные экономические преступления, например, незаконное предоставление кредитов, сделок или субсидий.

Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» устанавливает ответственность за дачу или получение взятки в целях получения преимущества при заключении или исполнении коммерческого договора. Данный вид экономического преступления часто совершается должностными лицами при заключении договоров от имени государственных органов или организаций.

Статья 290 УК РФ «Получение взятки» устанавливает ответственность за дачу или получение взятки в целях влияния на действия должностного лица или его бездействие. Данный вид экономического преступления может быть совершен в обмен на оказание помощи в решении экономических вопросов.

Обращаясь к вопросам регламентации ответственности за получение взятки, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 сентября 2017 года № 2207-О, что статья 290 УК Российской Федерации не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своих поступков и предвидеть наступление ответственности за их совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению этой нормы [2].

Исходя из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), за общее покровительство или попустительство по службе, за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие) [3].

Статья 291 УК РФ «Дача взятки» устанавливает ответственность за дачу взятки должностному лицу или лицу, выполняющему организационно-распорядительные функции в коммерческой или иной организации, в целях получения преимущества при заключении или исполнении договора или иного сделки.

Рассмотрим судебную практику по ст. 290 УК РФ, а именно приговор Вахитовского районного суда г. Казани № 1-220/2020 от 9 июля 2020 г. по делу № 1-220/2020. Обвиняемая, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в рамках своих полномочий в государственном органе – Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, получила лично взятку в виде денег, в сумме 120 000 руб., за не привлечение ООО «Рестораны Казани» к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, а также за общее покровительство [4].

Квалифицируя действия обвиняемой, как оконченное преступление, суд исходил из того, что получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получило ли лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

После анализа конкретных статей УК РФ и рассмотрения судебной практики становится очевидным, что законодательство стремится обеспечить комплексный подход к проблеме экономических преступлений с участием должностных лиц. Однако, несмотря на строгость предусмотренных мер, действующая система сталкивается с рядом вызовов, которые требуют дальнейшего усовершенствования правового регулирования и практики его применения.

Во-первых, существенной проблемой является сложность доказывания вины в случаях экономических преступлений, связанных с коррупцией. Это обусловлено как скрытным характером таких преступлений, так и высоким уровнем их организованности. В этом контексте необходимо акцентировать внимание на улучшении механизмов сбора, анализа и представления доказательств, а также на развитии современных технологий и методик в сфере криминалистики и экономических расследований.

Во-вторых, для повышения эффективности борьбы с экономическими преступлениями важно обеспечить более тесное взаимодействие между различными правоохранительными органами, а также международное сотрудничество. Учитывая транснациональный характер многих экономических преступлений, координация усилий на международном уровне может значительно усилить потенциал в противодействии коррупции и отмыванию денег.

В-третьих, следует уделить внимание работе по повышению правовой грамотности и осведомленности граждан о вреде экономических преступлений для общества и государства. Информационные кампании, образовательные программы и активное вовлечение общественности в процесс противодействия коррупции могут способствовать формированию нулевой толерантности к любым формам экономических нарушений.

Наконец, необходимо постоянно анализировать и адаптировать законодательство к изменяющимся условиям и вызовам современности. Совершенствование нормативной базы, в том числе через введение новых технологических и методологических решений в процессе выявления, расследования и судебного преследования экономических преступлений, станет ключом к повышению эффективности правоприменительной практики.

В рамках борьбы с экономическими преступлениями, совершаемыми должностными лицами, особое внимание следует уделить усилению превентивных мер. Это может включать разработку и внедрение системы раннего выявления потенциальных рисков и угроз в сфере экономической деятельности. Профилактические меры могут быть направлены на повышение уровня прозрачности финансовой отчетности и контроля за экономическими операциями, а также на укрепление корпоративной этики и культуры.

Кроме того, целесообразно акцентировать внимание на улучшении системы обучения и повышения квалификации государственных служащих в области предотвращения и противодействия экономическим преступлениям. Это может включать организацию специализированных семинаров, курсов и тренингов, нацеленных на формирование навыков идентификации и противодействия различным формам экономической преступности.

Важным аспектом является также совершенствование механизмов международного сотрудничества в области борьбы с экономическими преступлениями. Учитывая трансграничный характер многих экономических преступлений, эффективное взаимодействие на международном уровне может значительно повысить результативность противодействия такого рода деяниям. Это включает обмен информацией и опытом, совместные операции и расследования, а также разработку и реализацию международных стандартов в сфере финансовой безопасности и борьбы с коррупцией.

Наконец, следует подчеркнуть важность создания и развития эффективных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Вовлечение общественности и СМИ в процесс мониторинга и анализа действий государственных служащих может стать мощным инструментом предотвращения экономических преступлений и повышения ответственности и прозрачности власти.

Таким образом, комплексный подход, включающий усиление законодательной базы, превентивные меры, образовательные инициативы, международное сотрудничество и активное участие общественности, может значительно повысить эффективность борьбы с экономическими преступлениями, совершаемыми должностными лицами.

Несмотря на имеющийся арсенал норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за экономические преступления с участием должностных лиц, их эффективность остается низкой, а уровень коррупции - высоким. Причиной тому являются определенные пробелы и недостатки действующих норм, а также проблемы правоприменительной практики.

В целях совершенствования уголовного законодательства в этой сфере предлагается:

  1. Усилить санкции за наиболее тяжкие формы экономических преступлений с участием должностных лиц (злоупотребление полномочиями, взяточничество с использованием служебного положения и т.д.).
  2. Повысить эффективность проверок деклараций о доходах и расходах должностных лиц.

В рамках правоприменения целесообразно:

  1. Усилить взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов по выявлению, расследованию и пресечению экономических преступлений с участием должностных лиц.
  2. Расширить практику применения специальной конфискации и взыскания ущерба в целях лишения организаторов и исполнителей таких преступлений незаконно полученных средств.

В заключение следует отметить, что экономические преступления, совершаемые государственными служащими, представляют собой серьезную угрозу для правопорядка, экономики и общества в целом. Хотя Российская Федерация установила различные правовые нормы для борьбы с подобными преступлениями, коррупция продолжает быть серьёзной проблемой из-за несовершенства существующей правовой базы и проблем с применением закона. Поэтому необходимо продолжать совершенствовать правовую систему, чтобы эффективно предотвращать и пресекать экономические преступления, совершаемые должностными лицами.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N 2207-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Виноградова Игоря Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Приговор Вахитовского районного суда г. Казани № 1-220/2020 от 9 июля 2020 г. по делу № 1-220/2020 [Электронный ресурс] // URL: http: //sudact.ru/regular/doc/EfpXe1SGfcWm/

Интересная статья? Поделись ей с другими: