УДК 343.22

Воспитательное значение уголовной ответственности несовершеннолетних

Андреев Вячеслав Павлович – бакалавр Томского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается уголовная ответственность несовершеннолетних, её воспитательное значение для преступников, которые ещё не достигли возраста совершеннолетия и для несовершеннолетних из неблагополучных семей, склонных к преступному поведению по разным причинам. Институт уголовной ответственности несовершеннолетних, несмотря на свою большую значимость в борьбе с преступностью несовершеннолетних, не имеет должного законодательного закрепления. В законодательстве отсутствует закрепление специальных целей и принципов уголовной ответственности несовершеннолетних и наказания несовершеннолетних. Наличие подобного пробела в законодательстве несёт большие трудности в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: уголовное право, преступность несовершеннолетних, уголовная ответственность, воспитательные меры, принципы.

Институт уголовной ответственности несовершеннолетних играет значительную роль в борьбе с преступностью, осуществляемой несовершеннолетними. Помимо того, этот институт является неотъемлемой частью уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, в том числе и профилактике преступной деятельности среди этой категории граждан [2].

Существование уголовной ответственности несовершеннолетних, как института, обусловлено рядом необходимостей:

  1. Восстановление справедливости и законности, что были нарушены деяниями несовершеннолетних преступников;
  2. Оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних, которые могут быть как уже состоявшимися преступниками, так и просто иметь склонность к преступному поведению;
  3. Оказание влияние на несовершеннолетнего не только со стороны государства, но и со стороны общества, которое, в рамках законодательства, даёт нравственную оценку личности преступника и поступку, совершённого им. Подобная оценка способствует осознанию несовершеннолетним аморальности его поступков.

Выражаясь более кратко, уголовная ответственность может иметь воспитательный характер для несовершеннолетних преступников вне зависимости от того совершили ли они преступление или только имеют склонность к криминальному поведению [3].

Влияние на последнею категорию несовершеннолетних особенно важно по причине того, что основными факторами, формирующими преступное поведение несовершеннолетних, являются проблемы и условия окружения. В данной ситуации общество обязано брать на себя ответственность или перекладывать эту самую ответственность на социальные группы или отдельных людей [1].

Следует отметить, кем является несовершеннолетний преступник. Законодатель относит к таковым несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, способных осознавать значение своих деяний, их общественную опасность и руководящие ими. Несовершеннолетние, обладающие одинаковым возрастом, могут иметь разный уровень психического развития. Иными словами, возрастной критерий не является универсальным для определения уровня осознанности несовершеннолетнего. Законодатель, при установлении минимального возрастного порога уголовной ответственности для несовершеннолетних преступников, учитывает данные возрастной психологии, опираясь на типичные характеристики определённого возраста. В то же время психические и физиологические показатели личности, а также уровень правосознания, могут вступать в противоречие с принятыми в обществе характеристиками определённого возраста. Развитие головного мозга, нравственных ориентиров, а также становление системы правосознания у разных несовершеннолетних, находящихся в одинаковом возрасте, может различаться [5].

Подобная индивидуализированность подхода к несовершеннолетним преступникам позволяет лучше понять и раскрыть сущность и роль института уголовной ответственности несовершеннолетних в России. Данный институт переплетает в себе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. Некоторые аспекты рассматриваемого института не имеют должного уровня научной проработки, что, в виду понятных причин, требует изменения подобного положения дел. Развитие научной деятельности в данном направлении требует внимания со стороны государства.

Применяемые в уголовных делах наказания имеют различия, зависящие от обстоятельств. Так наказание, его виды и сущность, определяются целями, направленными на достижение результатов в будущем. Суды, реализуя назначение наказания, стремятся к достижению этих целей. В то же время, идя по пути исторического развития, в обществе происходили масштабные изменения, менявшие отношения к уголовной ответственности несовершеннолетних [7].

Цели наказания могут зависеть от ряда факторов. Наказание может быть направлено на устрашение, кару, возмездие, предупреждение, исправление преступника. Факторы, влияющие на применение наказания, включают социально-культурную среду, политическое устройство, общественно-экономическую формацию, уровень правосознания, менталитет населения. Наказание, по итогу воздействия этих факторов, взаимодействует с целым рядом аспектов человеческой жизни.

В соответствии с условиями, в которых находится современное российское общество, в ч.2 ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) закреплено, что наказание применяется с целью восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений в будущем [5].

Законодатель, в вопросах о целях наказания в уголовном праве, не делает принципиального различия между несовершеннолетними и лицами, достигшими возраста совершеннолетия. Иными словами, можно сделать вывод, что законодательство не выделяет специальных целей наказания для несовершеннолетних и, таким образом, при назначении наказания для несовершеннолетних, суд обязан руководствоваться общими положениями УК РФ, применяемым к совершеннолетним преступникам. Отсутствие особых целей наказания несовершеннолетних, закреплённых в законодательстве, является серьёзным упущением со стороны законодателя.

Видится необходимым уделить необходимое внимание корректировке поведения несовершеннолетних преступников. По причине недостатка опыта и зрелости, негативные тенденции в поведении несовершеннолетнего ещё не так сильно укоренились в его личности, что, в свою очередь, оставляет возможность повлиять на мировоззрение несовершеннолетних и воспитать в нём законопослушного гражданина. Подобное воздействие потребует значительных усилий, но законодатель имеет понимание необходимости подобной деятельности по перевоспитанию.

Так ч. 9 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК) устанавливает особый вид учреждение для лиц, не достигших возраста совершеннолетия, что были осуждены к лишению свободы, в лице воспитательных колоний, в которых может содержаться исключительно этот вид преступников [6].

Однако надо понимать, что осуждение к лишению свободы рассматривается как самая крайняя мера воздействия, которую можно применить к несовершеннолетнему преступнику. Так Постановление Пленума Верховного Суда предписывает судам, что заняты рассмотрением уголовных дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей, не назначать наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет и впервые совершившие преступление небольшой или средней тяжести [4].

Подчиняясь предписаниям Верховного Суда, судьи, при рассмотрении дел, связанных с несовершеннолетними преступниками, куда чаще склонны к тому, чтобы назначать таким преступникам меры воспитательного характера, перечисленные в статье 90 УК РФ.

Наименьшее влияние на несовершеннолетнего преступника, среди всех разрешённых воспитательных мер, оказывает предупреждение. Оно не влечёт каких-либо значительных последствий и не накладывает даже самых минимальных ограничений, как наказания за проступок.

Хоть минимальное воздействие на несовершеннолетнего, в сравнении с предыдущей мерой, оказывает мера по передаче несовершеннолетнего под надзор родителей, опекунов или специализированных организаций. Применение описанной меры имеет смысл назначать при наличии необходимости должным образом контролировать поведение несовершеннолетних правонарушителей. При передаче несовершеннолетнего под опеку родителей должна быть учтена их характеристика с места жительства и работы.

Помимо этого, также имеется возможность возложить на несовершеннолетнего обязанность по возмещению вреда, причинённого совершённым им преступлением. Однако УК РФ предписывает учитывать материальное положение несовершеннолетнего и наличие навыков, необходимых для заглаживания вины перед пострадавшим. Суд, при рассмотрении дела о преступлении несовершеннолетнего и принявший решение о назначении такой воспитательной меры, обязан сам определит каким именно образом будет заглажен вред.

Кроме этого, законодательство предоставляет возможность ограничить досуг несовершеннолетнего либо повлиять на поведение несовершеннолетнего преступника, наложив запрет, что должно достигаться наложением запрета на посещение определённых мест. Помимо этого, у суда есть возможность ограничить несовершеннолетнему преступнику досуг, время пребывания вне места жительства или обязать получить разрешение специализированного органа, для выезда в другую местность.

Однако случается и такое, что несовершеннолетний преступник, к которому были применены перечисленные выше меры, которые должны были повлиять на его поведение, не оказывают должного влияния и гражданин начинает систематически не исполнять ограничение, что были возложены на него ранее. В таком случае появляется необходимость принять решение об отмене мер воспитательного характера и начать рассмотрение вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности

В сухом остатке остаётся сделать вывод о том, что воспитательное воздействие на несовершеннолетних является крайне важным в вопросе привлечения их к ответственности. И пусть законодатель прямо не выделяет воспитательное воздействие на несовершеннолетнего как специальную цель, однако реализация воспитательного воздействия на несовершеннолетних преступников вытекает из наличия специальных учреждений для несовершеннолетних, привлечённых к уголовной ответственности и принудительных мерах воспитательного воздействия, которые могут быть применены только к несовершеннолетним.

Список литературы

  1. Боровиков С.А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию: дис. ... канд. юр. н. - Вологда, 2007. - 234 с.
  2. Майстренко Г.А. Профилактика преступности среди молодежи: политологические аспекты // Теории и проблемы политических исследований. 2021. Т. 10. № 5А. - С. 63-69.
  3. Мухачева И.М. Применение положений ч. 3 ст. 20 УК РФ о «возрастной незрелости» // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6 (91). - С. 118-125.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.03.2024).
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.03.2024).
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.03.2024).
  7. Энциклопедия уголовного права. Т. 17. Преступления против семьи и несовершеннолетних / Примаченок А.А. и др. - СПб: Издание проф. Малинина, 2011. - 544 с.