УДК 340

Некоторые аспекты правотворчества в Российской Федерации

Малкова Юлия Александровна – кандидат исторических наук, доцент Сочинского государственного университета

Айрапетян Давид Артаваздович – студент факультета Экономики и права Сочинского государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к понятию правотворчество. Раскрывается основополагающие начала, принципы правотворчества. В исследовании в зависимости от значимости анализируются виды правотворчества в Российской Федерации. А также всесторонне анализируются понятие, виды и правомочия субъектов правотворчества в Российской Федерации. В результате анализа регионального законодательства выявлены сходства и различия правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: правотворчество, принципы правотворчества, правовое регулирование, субъекты правотворчества, правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

Под термином правотворчество понимается уникальный вид деятельности государства, целью которого является разработка, улучшение, модификация или отмена юридических норм.

Рассмотрим разнообразные подходы к определению правотворчества. Видя в этом процессе формирование и эволюцию действующего законодательства как целостной и координированной системы обязательных правил, упорядочивающих социальные взаимодействия. Данная деятельность признаётся ключевой для правового регулирования.

Авторы Н.И. Матузов и А.В. Малько подчёркивают, что правотворчество- это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм [1, с. 292]. В то время как В.Н. Карташов выделяет в правотворчестве анализ потребностей общества и государства, а также разработку и утверждение правовых актов уполномоченными лицами [2, c. 1].

Для глубокого анализа необходимо исследовать фундаментальные принципы и базовые предпосылки, которые лежат в основе процесса создания законодательства. Эти принципы служат критически важными элементами для осуществления правотворческой деятельности. В литературе упоминаются такие основные принципы правотворчества, как объективность, демократичность, соответствие Конституции, законность, профессионализм, научный подход и системность [3, с. 13]. Объективность в контексте правотворчества подразумевает восприятие этого процесса как объективно существующего аспекта правовой жизни общества. Принцип демократичности отражает идею широкого взаимодействия между государственными институтами и гражданским обществом в процессе разработки правовых норм. Конституционность подчёркивает важность Конституции РФ как основного закона, обладающего высшей юридической силой и определяющего основы всей правовой системы страны. Законность требует от всех участников правотворческого процесса строгого соблюдения законов и нормативных актов. Профессионализм подразумевает участие в правотворческом процессе квалифицированных специалистов с необходимым образованием и практическими знаниями. Научность обозначает, что процесс разработки законов должен базироваться на научных исследованиях и проверен на практике. Системность указывает на то, что создание правовых норм является частью единой и целостной системы.

В Российской Федерации правотворческая деятельность классифицируется от значимости и охватывает следующие виды: референдум, законодательство, делегированное правотворчество и подзаконное правотворчество [1, с. 295]. Референдум представляет собой способ прямого выражения воли граждан путём голосования по ключевым вопросам на федеральном, региональном или местном уровне, являясь примером непосредственного участия народа в правотворчестве. Законотворчество — это процесс, в рамках которого парламенты формируют и принимают законы, обладающие юридической силой. Делегированное правотворчество означает передачу полномочий от одного органа другому для издания нормативных актов в определённой сфере, что расширяет возможности регулирования социальных отношений. Подзаконное правотворчество, в свою очередь, включает в себя процесс создания нормативных актов органами, не являющимися высшими законодательными структурами, например, Президентом РФ, Правительством РФ, различными министерствами и органами местного самоуправления.

Отдельно стоит отметить такую категорию, как субъекты правотворческого процесса. Это государственные органы и должностные лица, которым предоставлено право вносить, изменять или отменять нормативные акты, тем самым активно участвуя в формировании и развитии правовой системы страны.

В Российской Федерации процесс создания правовых норм осуществляется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Каждый из этих уровней характеризуется наличием специализированных органов, ответственных за разработку и введение в действие юридических норм. Федеральные органы власти имеют право издавать нормативные акты, которые охватывают ключевые аспекты социальной жизни и обладают общенациональным значением. В то же время, региональные и муниципальные нормативные акты применяются и выполняются исключительно в пределах определённых территорий.

Субъекты правотворчества, обладая определёнными полномочиями, занимаются подготовкой проектов нормативных актов, их представлением на обсуждение соответствующих органов, а также последующим принятием этих проектов или их отклонением, и, наконец, введением актов в действие. В числе ключевых субъектов правотворчества в России выделяют: народ РФ; органы государственного управления субъектов Федерации; должностные лица в этих субъектах; органы местного самоуправления; а также различные предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и судебные органы.

Непосредственное правотворчество народа через референдум отражает демократическую основу российского государственного устройства. Этот процесс не только позволяет гражданам прямо участвовать в управлении делами страны, но и выступает как высшая форма демократической легитимации важнейших решений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают широким кругом полномочий, что позволяет адаптировать федеральное законодательство к условиям и потребностям конкретного региона. Законодательные органы субъектов, такие как областные думы или краевые собрания, играют ключевую роль в формировании региональной правовой системы, принимая законы, регулирующие особенности жизнедеятельности регионов. Высшие должностные лица субъектов (губернаторы, президенты республик и т.д.) и исполнительные органы (правительства субъектов) отвечают за реализацию этих законов, в том числе через издание подзаконных нормативных актов, направленных на уточнение и детализацию законодательства. Деятельность данных органов и лиц находится в рамках компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ.

Местное самоуправление, в свою очередь, представляет собой важный уровень власти, обеспечивающий учёт интересов и потребностей местного населения. Органы местного самоуправления, руководствуясь муниципальными уставами, занимаются управлением на местах, организацией жизни людей в рамках своих полномочий. Таким образом, правотворческая деятельность на муниципальном уровне направлена на решение конкретных задач и проблем, стоящих перед конкретным муниципальным образованием, что способствует повышению эффективности управления и удовлетворению нужд местных жителей.

4ч. 76 ст. Конституции Российской Федерации подчеркивает принцип федерализма и делегирования полномочий от центральной власти к региональным и муниципальным уровням. Это положение предоставляет возможность учитывать уникальные особенности и потребности каждого региона при формировании законодательной базы, что способствует гибкости и адаптивности законодательства в различных регионах страны. Региональное законодательство включает широкий спектр вопросов, которые могут быть более эффективно регулированы на местном уровне, исходя из конкретных особенностей и потребностей населения. Эти вопросы включают принятие и изменение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, решение территориальных вопросов, а также регулирование государственной и муниципальной службы, бюджета, налогов и др.

Выделяются особенности правотворчества субъектов Российской Федерации, которые претерпели изменения в последние годы, открывая региональным властям возможность принимать нормативно-правовые акты обладающие юридической силой, но не противоречащие Конституции РФ. Новые нормативно-правовые акты, принятые на региональном уровне, свидетельствуют о расширении компетенций региональных органов. Например, в Краснодарском крае были приняты законы, касающиеся административных правонарушений и о регулировании отношений в сфере недропользования. В Саратовской области были приняты законы о государственной и муниципальной службе, а также о проведении референдума.

Кроме того, правотворчество каждого субъекта РФ отражает его уникальные характеристики и статус. Например, в республиках часто принимаются кодифицированные нормативные акты, такие как кодексы, а на Северном Кавказе учитывается особое значение национальных и религиозных традиций.

Также следует отметить, что в субъектах РФ нормативные акты могут приниматься как государственными структурами, так и органы местного самоуправления.

Важно отметить, что органы управления субъектов Российской Федерации принимают законы, которые регулируют планирование и прогнозирование правотворческой деятельности в конкретном регионе. В законе Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7 "О правотворчестве в нормативно-правовых актах Краснодарского края" (с изменениями на 31 марта 2023 года) поясняется, что прогнозирование представляет собой процесс получения прогностической информации о главных направлениях и тенденциях развития законодательства в Краснодарском крае и его будущем состоянии. Этот закон устанавливает полномочия правотворческих органов, включая правотворческую деятельность по вопросам, входящим в совместное ведение федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Краснодарского края.

В законе указывается, что в правотворчестве края работы по прогнозу проводятся специалистами или научными организациями по поручению правотворческих органов Краснодарского края.

Правотворческая деятельность в Краснодарском крае урегулирована в Законодательном Собрании. В его рамках функционирует Комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан, на основании предложений депутатов Законодательного Собрания, депутатских объединений, комиссий, а также администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти. Все эти должностные лица и органы заинтересованы в разработке плана правотворческой деятельности края.

Закон № 185-ЗС от 29.09.2015 года "О правовых актах города Севастополя" устанавливает систему правовых актов города Севастополя и определяет требования к разработке, изданию и принятию нормативно-правовых актов. Государственные органы обеспечивают выполнение требований этого закона.

Закон № 319-ОЗ от 15 апреля 2003 года "О правотворчестве и нормативно-правовых актах Орловской области" закрепляет основные принципы правотворчества и полномочия должностных лиц и органов государственной власти в этой сфере. В свою очередь, закон Забайкальского края № 321-ЗЗК от 18 декабря 2009 года "О нормативных правовых актах" касается понятий и видов таких актов только в контексте Забайкальского края.

Следует отметить, что в различных регионах России процедуры рассмотрения и принятия новых нормативно-правовых актов различаются: где-то особое внимание уделяется законам субъектов РФ, а где-то важность придается актам исполнительной власти. Например, в Республике Дагестан установлен особый порядок рассмотрения предложений о поправках и пересмотре Конституции.

Анализ регионального законодательства показывает различия и сходства между законами разных субъектов в области правотворчества. Однако лишь в немногих регионах четко определена система нормативно-правовых актов и субъектов, ответственных за правотворческую деятельность.

Таким образом, деятельность каждого органа государственной власти как субъекта правотворчества направлена на решение своих задач и на развитие правотворческой практики в целом, способствуя тем самым решению общегосударственных вопросов.

Список литературы

  1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 5-е изд. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. – 528 с.
  2. Бойко С.В., Коннов Р.А. Понятие правотворчества / С.В. Бойко, Р.А. Коннов // Colloquium-journal. – 2019. – № 15 (39). – 2 c. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pravotvochestva (дата обращения: 16.11.2023).
  3. Томин В.А. Правотворческая деятельность субъектов Российской̆ Федерации: учебное пособие / В.А. Томин. – Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский юридический̆ институт (филиал) Академии Генеральной̆ прокуратуры Российской̆ Федерации, 2017. – 96 с.
  4. Орлов В.А. Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации на примере Тюменской области / А.В. Орлов. – Текст: непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IX Междунар. Науч. Конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – с. 7-12.

Интересная статья? Поделись ей с другими: