УДК 34

Цифровой рубль: понятие, правовые основы и особенности оборота

Отлеснов Никита Игоревич – аспирант Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Аннотация: Статья "Цифровой рубль: понятие, правовые основы и особенности оборота" представляет собой исследование концепции цифрового рубля, основанный на правовых аспектах и особенностях его использования. Автор анализирует сферу деятельности цифрового рубля, его роль в системе электронных платежей и потенциальные преимущества и риски для участников финансового рынка. В статье также рассматриваются юридические нормы, регулирующие оборот цифрового рубля, и предлагаются рекомендации по совершенствованию правовой базы для его развития.

Ключевые слова: технологии, валюта, рубль, статус, активы, закон.

Современные цифровые технологии все чаще начинают входить в ежедневный быт человека и затрагивать все аспекты жизнедеятельности. В особенности следует отметить гражданский оборот, в котором появляются и используются новые эквиваленты обмена товаров - цифровая валюта, в частности, цифровой рубль.

Однако перед тем как провести анализ правового статуса цифрового рубля и возможных в связи с этим изменений, следует обратиться к фундаментальным началам правового статуса наличных и безналичных денежных средств в РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ в России в качестве денежной единицы признается рубль, эмиссия которого осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Выпуск и обращение других денег не допускаются. Соответствующие нормы, закрепленные в ст. 140 ГК РФ, дополняют положения Конституции РФ указанием на возможность осуществления платежей путем наличных и безналичных расчетов и отождествляющей понятия денег и валюты.

По смыслу ст. 128 ГК РФ наличные деньги относятся к вещам, безналичные денежные средства и цифровые права - к имущественным правам. В свою очередь, ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относит к валюте РФ денежные знаки и средства на банковских счетах и во вкладах[2]. Таким образом, в настоящий момент в Российской Федерации существуют и признаются две формы валюты: наличные деньги (рубли), которые вправе эмитировать только Банк России, и безналичные рубли (это средства на счетах в Банке России и в других банках).

В ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сформировано определение цифровой валюты - совокупность электронных данных, которые могут использоваться в качестве средства платежа, но денежной единицей РФ не являются[1]. Это определение противоречит предыдущей тезисам, основывающейся на утверждении: валюта - это деньги и денежные средства, которые, соответственно, могут быть наличными и безналичными, а валюта Российской Федерации (денежная единица) - это рубль.

С учетом положений комментируемых федеральных законов в настоящее время существуют понятия валюты и цифровой валюты, при этом последняя по своей правовой природе валютой не является, на нее не распространяются требования валютного законодательства и положения ГК РФ, относящиеся к наличным деньгам и безналичным денежным средствам. Вследствие этого не распространяется на цифровую валюту и правило о возможности ее эмиссии только Центральным банком РФ.

Поскольку особые интересы государства заключаются в обеспечении высокого уровня безопасности операций с денежными средствами, в увеличении скорости совершения переводов и платежей, а также в наивысшей прозрачности в предпринимательском обороте, внедрение национальной криптовалюты, а именно – цифрового рубля, представлялось неизбежным.

В связи с чем, основываясь на изложенной необходимости, ЦБ РФ в октябре 2020 г. в докладе для общественных консультаций[5] впервые изложил основные положения проекта цифрового рубля и уже в апреле 2021 г. опубликовал Концепцию цифрового рубля, в которой изложены ключевые позиции механизмов его функционирования.

Согласно Концепции цифрового рубля цифровой рубль является новой, третьей формой денег - цифровой, наряду с наличной, безналичной. При таком подходе цифровой рубль является не особой разновидностью цифровых прав, а формой движения денег с экономической точки зрения, а с юридической - цифровым объектом, поэтому в Гражданском кодексе РФ он должен быть закреплен как валюта (цифровая валюта). Цифровой рубль будет является деньгами, эмитированными Банком России и будет эквивалентен в сравнении с наличным и безналичным рублем. При этом владельцы денег будут иметь возможность свободно переводить рубли из одной формы в другую. Особенность такой формы заключается в новой особой форме их эмиссии и обращения.

Обращаясь к тексту Концепции [6] необходимо отметить четыре потенциальные модели реализации цифрового рубля представленные ЦБ РФ и называемые А, B, C, D. Так, учитывая особое мнение Центрального банка и участников рынка, принимавших участие в обсуждение посредством направления отзывов, модель D является наиболее жизнеспособной, так как имеет больше преимуществ, область ее применения шире, вследствие чего необходимо рассмотреть именно эту модель, которая является двухуровневой.

В частности, особенности данной модели заключаются в следующем: Банк России предоставляет кошельки на платформе цифрового рубля финансовым организациям, а они открывают кошельки пользователям и осуществляют по ним операции на поддерживаемой ЦБ РФ платформе цифрового рубля. Цифровой рубль при этом представлен в качестве находящихся на криптокошельках клиентов уникальных цифровых кодов (именуемых - токенами), выпускаемых ЦБ РФ, представленных в виде записи в регистре, которая распределена в Blockchain-цепочку, что значительно повышает безопасность применения цифрового рубля и отвечает одной из основных задач его возникновения.

Опираясь на содержание Концепции, клиент является держателем только одного кошелька на платформе цифрового рубля. В связи с чем необходимо обеспечить многофункциональность криптокошелька, чтобы к нему имели доступ все финансовые организации, в которых обслуживается данный клиент. Кроме этого, доступна конвертация цифровой валюты в безналичные и наличные денежные средства.

Помимо этого стоит отметить, что средства на кошельках клиентов не отображаются в балансе финансовых организаций и находятся непосредственно на платформе цифрового рубля. В случае банкротства финансовой организации деньги клиента могут быть доступны через любую другую организацию - клиентом которой он является. Здесь клиент не нуждается в страховании средств на счету, потому что отсутствие доступа к счетам из-за ликвидации финансовой организации невозможно.

Концепция также предусматривает возможность осуществления контроля за оборотом бюджетных средств, поскольку прозрачность проводимых операций является важной чертой, внедряемых в связи с потенциальным появлением цифрового рубля, изменений. В целях контроля и учета операций органом осуществляющим указанные функции будет - Федеральное казначейство, у которого также будут специальный кошелек на платформе цифрового рубля.

Однако, помимо видимых преимуществ, изложенных в Концепции, необходимо отметить положения, которые вызывают вопросы при возможном применении на практике.

Одним из спорных вопросов является то, что в Концепции предполагается возможность офлайн-переводов цифрового рубля. На смартфоне клиента предполагается отдельный офлайн-кошелек, пополняемый из средств онлайн-кошелька. Конструкция офлайн-модели движения денежных средств уязвима и представляется не вполне понятной. Так, например, сторонний пользователь может получить доступ непосредственно к смартфону и его техническому и программному функционированию, осуществив незаконные операции. Следовательно, идея офлайн-кошелька требует повышенного внимания и доработки со стороны ЦБ РФ, так как в представленном виде Концепция не в полной мере отвечает требованиям безопасности оборота цифрового рубля, как с технической, так и с правовой точки зрения.

Представленная модель платформы национальной криптовалюты предусматривает необходимость обеспечения удостоверяющим центром (ЦБ РФ) регистрации и сертификации ключей кредитных организаций, с помощью которых проводятся платежи с применением цифрового рубля. Бесспорно, данный механизм обладает высокой степенью контроля, однако ставится под сомнение оперативность взаимодействия Банка России с финансовыми организациями.

При этом, обращаясь к правовому регулированию, необходимо отметить важность разработки целого ряда законопроектов, которые бы унифицировали законодательство при правовом регулировании цифрового рубля.

В частности, ранее Банк России уже заверил, что будут разработаны предложения по внесению изменений, которые будут определять:

  • полномочия ЦБ РФ по организации денежного обращения на основе национальной цифровой валюты;
  • полномочия ЦБ РФ как оператора платформы цифрового рубля;
  • права и обязанности участников данной цифровой платформы;
  • права ЦБ РФ по осуществлению банковских операций с национальной криптовалютой с финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами.

Кроме того, согласно Концепции, планируется внести изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе», "О банках и банковской деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и в ряд других законодательных актов[4].

Важными изменениями предполагаются те, которые бы определили правовой режим цифрового рубля в гражданских правоотношениях. Кроме того, требуется внесение изменений в положения законодательства о регулировании сферы расчетов и установление особенностей исполнения денежных обязательств с использованием национальной криптовалюты. Согласно Концепции, в планах внести изменения для защиты информации о операциях с цифровым рублем как сведений банковского характера.

Следует также внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, определить режимы обращения взыскания на имущество и особенности распоряжения цифровым кошельком в рамках отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) физических лиц.

Потребность внесения поправок в уголовное законодательство касается системы правовой защиты операций с цифровым рублем.

Таким образом, представленный на обозрение ЦБ РФ проект цифрового рубля при анализе показывается достаточно системным и аналитическим материалом, но оценить его качество возможно будет лишь с представлением правовых норм о реализации цифровой валюты в РФ.

Таким образом, из ранее изложенного толкования Концепции, цифровой рубль следует считать валютой Российской Федерации. На выпуск и обращение цифрового рубля не распространяется действие Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ по формальной причине: этот Закон регулирует только оборот цифровой валюты, которая не является валютой Российской Федерации. В свою очередь, цифровой рубль является валютой Российской Федерации. Следовательно, введение цифрового рубля потребует издание специального федерального закона.

Согласно классификации видов цифровых (виртуальных) валют, цифровой рубль относится к категории цифровых валют центральных банков. В отличие от криптовалюты цифровой рубль будет являться законным средством платежа и будет относиться к фиатным деньгам.

В то же время все рассмотренные виды цифровых денег имеют одинаковую юридическую природу, поскольку все они являются просто цифровым кодом, который в силу законов экономики превратился в некое имущественное благо, которое стало использоваться в обороте в качестве средства платежа и которое не имеет наличной формы, следовательно, не может считаться вещью. Вместе с тем указанный цифровой код можно купить или продать, следовательно, его можно считать имуществом. Это нематериальное имущество, природа которого вызывает споры[7].

Ранее высказывалась точка зрения, что криптовалюты являются особым обязательственным правом, в котором права каждого владельца биткоина должны соответствовать обязательствам всех остальных участников соответствующей расчетной системы, закрепленным правилами ее функционирования.

На основании Концепции цифрового рубля, утвержденной Банком России в апреле 2021 г. Правительством РФ было принято решение о том, что цифровой рубль является обязательством Центробанка, но лишь в «экономическом смысле». Первые банкноты центрального банка, которые представляли собой право владельца на обмен, действительно содержали обязательство банка «разменять» банкноту на соответствующую сумму в золотых или серебряных монетах. При этом современные деньги центральных (национальных) банков потеряли свою роль в процессе демонетизации золота. Как правило, экономическая и правовая науки не содержат понятия «обязательство в экономическом смысле». В этом смысле цифровой рубль не является обязательством Центрального банка в юридическом смысле.

Согласно законодательству, ни криптовалюты и цифровые рубли, ни другие электронные валюты не имеют обязательственных прав (требований). С помощью этого вида нематериального имущества невозможно перевести деньги в наличную форму. По сути, это нематериальное имущество может быть объектом обязательств или абсолютных прав[8].

Обязательственные права (требования), объектом которых могут становиться цифровые валюты (в том числе криптовалюты), действительно возникают. Однако в этом отношении криптовалюты ничем не отличаются от других объектов гражданского права, которые также могут превратиться в объект права или требования, если их правообладателем будет заключен соответствующий гражданско-правовой договор. Здесь нет оснований говорить о том, что криптовалюты являются правами (требования).

Как представляется, к числу обязательственных прав (требований) следует отнести цифровые права, указанные в ст. 8 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[3]. Указанная норма включает следующие утилитарные цифровые права:

  • право требовать передачи вещи (вещей);
  • право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Не все из указанных утилитарных прав могут быть применены именно к цифровым валютам (криптовалютам), однако они представляют собой пример того, что в отношении цифровых объектов действительно возможны обязательственные права (требования).

Абсолютные правоотношения, объектом которых являются цифровые валюты (криптовалюты), в дальнейшем - цифровой рубль и т.п., представляют особый интерес.

В настоящее время ряд авторов ранее уже сделали вывод о том, что криптовалюты должны являться объектом абсолютного права. В то же время, это абсолютное право нельзя признать правом собственности, поскольку невозможно полностью распространить правовой режим права собственности на криптовалюты, учитывая их не вещную природу. В частности, запись о перечислении биткоинов - алгоритмический код, последовательность нулей и единиц, которая никак не может считаться вещью в юридическом смысле.

Поэтому криптовалюты (в нашем случае - цифровой рубль) не могут быть отнесены к вещам или имущественным правам[9]. Обычно криптовалюты возникают и являются следствием функционирования компьютерной программы, их нельзя считать объектом исключительного права, все из-за того, что они не являются результатом интеллектуальной деятельности человека. Разумеется, цифровая валюта, цифровой рубль являются информацией (длинная цифровая последовательность). Однако такого объекта гражданского права нет в ст. 128 ГК РФ, да и признание этого факта не позволит установить для них достаточный, правомерный правовой режим, поэтому правовой режим этих объектов должен быть иным, установленным в результате деятельности органов законодательной власти, путем издания нормативных-правовых актов и внесения изменений в действующие.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
  2. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О валютном регулировании и валютном контроле".
  3. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 февраля 2019 г. N 1 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем" // Российская газета. 2019. 7 марта.
  5. Доклад для общественных консультаций "Цифровой рубль" (утв. Банком России, октябрь 2020 г.) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://cbr.ru по состоянию на 13 октября 2020 г.
  6. Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России) // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Егорова М.А. Особенности нормативного регулирования цифровой экономики и проблемы антимонопольного регулирования на цифровых рынках как средство защиты национальных интересов // Юрист. 2018. N
  8. Российское гражданское право: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2011. Т. 1.
  9. Geoffrey I. The Nature of Money, Economic Sociology // European Electronic Newsletter. 2004. Vol. 5. Iss. 2. P. 18 - 28. ISSN 1871-3351. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/155831/1/vol05-no02-a2.pdf.