УДК 34

Неопределенность порядка наделения статусом лиц, относящих себя к коренным народам, как препятствие в реализации права на участие в культурной жизни

Смагина Екатерина Дмитриевна – студент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Аннотация: Актуальность исследования определяется несовершенством законодательства в области наделения особым статусом лиц, относящихся к коренным народам. Автор анализирует правовую базу по вопросам определения понятий «коренной народ» и «малочисленный коренной народ», исследует различные аспекты получения их представителями соответствующего статуса и гарантий защиты права на полноценное участие в социально-экономической и культурной жизни.

Ключевые слова: коренной народ, малочисленный народ, народности Севера, перепись населения, этническая группа, защита прав и свобод.

Государство обязано обеспечивать право на участие в культурной жизни уязвимых групп населения, к которым относятся коренные народы. Несовершенство законодательных норм в сфере соблюдения прав малочисленных коренных народностей становится сегодня явным препятствием к полноценной их реализации. Подавляющее большинство представителей коренных северных народов ведут традиционный кочевой образ жизни, и для поддержания существования им требуется больше льгот и гарантий в сравнении с более адаптированными к современным реалиям подгруппами населения. Им законодательно предоставляются особые социально-культурные права, способствующие сохранению уникальных обычаев, традиций и норм жизни. Однако в ходе реализации этих формальных прав и при подключении механизмов их защиты зачастую возникают препятствия и специфические проблемы. В работе рассматривается одна из характерных проблем, связанная с существованием не всегда ясных критериев отнесения отдельных граждан к группе лиц «коренной народ». Нами были проанализированы статьи Конституции РФ, положения Федерального закона №82-ФЗ от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ФЗ «О гарантиях»), а также нормативные акты субъектов федерации, на территории которых преимущественно обитают малочисленные коренные народности. Мы выяснили, что в течение длительного времени не существовало единой, определенной правовыми стандартами процедуры по отнесению членов традиционных общин к коренному народу. Даже после того, как 06.02.2020 был принят Федеральный закон №11-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гарантиях»», происхождение определяющих критериев для идентификации граждан, относящих себя к коренной народности, осталось неоднозначным. Кроме того, неясна процедура реализации данных поправок. В результате граждане, которые фактически относятся к коренным народностям Севера, могут не получить льготы, предоставляемые им законодательством.

В исследовании использовались эмпирический метод и метод анализа федеральных и национальных правовых источников.

Существующая законодательная база, призванная обеспечивать соблюдение прав коренных народов, недостаточна и неоднозначна. Основным правовым документом в рассматриваемой сфере является Конституция РФ, ст. 69 которой закрепляет государственную гарантию прав и свобод малочисленных коренных народностей согласно международным правовым нормам [1]. Однако уже ч. 3 той же ст. 69, посвященной исключительно коренным народам, по сути отождествляет их культурную самобытность с «общероссийской культурной самобытностью».

Федеральное законодательство по данному вопросу базируется на вышерассмотренном ФЗ «О гарантиях». Анализ содержания этого закона позволяет утверждать следующее: как правовой документ, он не достиг внутренней согласованности, что существенно усложняет его применение на практике. Основная проблема заключается в том, что термины, которые ввел законодатель, никак не определены. Так, например, не раскрывается содержание следующих правовых понятий: «культурное наследие коренных малочисленных народов», «дискриминация», «объекты культурного наследия». Отсутствие расшифровки понятия «дискриминация» затрудняет реализацию антидискриминационных положений. ФЗ «О гарантиях» достаточно раскрывает лишь суть понятия «коренной народ». В России к таковым относят малочисленные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока, «проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Подобная расшифровка отличается от международной, поскольку ей присущ численный критерий. Поэтому возникает вопрос, могут ли рассчитывать на соблюдение и защиту своих прав буряты, якуты, коми, хакасы, численность которых превышает отметку в пятьдесят тысяч? Согласно вышеприведенным законодательным положениям, они не могут на это претендовать, так как не попадают в разряд малочисленных. Следовательно, законодатель не предоставляет им правовой защиты и не помогает сохранять уникальное культурное наследие, что само по себе является дискриминационным. Более того, если численность какой-нибудь малочисленной народности, к примеру, ненцев, пересечет отметку в пятьдесят тысяч человек, они потеряют статус малочисленного коренного народа, что мы считаем неправомерным. Ненцы все еще нуждаются в защите и помощи, но потеряют многие важные гарантии, которые сегодня способствуют реализации их прав. Действующие сегодня законы дают право этническим группам, имеющим статус малочисленного коренного народа, на получение государственной помощи для проведения реформ всех ступеней образования, право на изучение родного языка [3]. Ненцы имеют возможность использовать свой родной язык даже в СМИ. Создаются все условия для того, чтобы сохранять и развивать языковую базу малочисленных коренных народностей. Лишение ненцев такого статуса отнимет у них возможность полноценно реализовать себя в культурной общественной жизни, хотя Конституция РФ закрепляет право пользоваться родным языком и свободу выбирать язык общения, воспитания и обучения [1]. Для использования привилегий представители коренных народностей обязаны подтвердить свою этническую принадлежность. Данный процесс имеет свои сложности по ряду причин. Во-первых, общее количество граждан в составе каждого коренного народа РФ определяется, исходя из сведений очередной переписи населения, которая проводится не реже, чем один раз в десять лет. Эти сведения собирают, обходя доступные жилые помещения и заполняя переписные листы. Учитывая, что многие представители коренных малочисленных народов проживают в отдалённых или труднодоступных местах, собрать сведения о них представляется затруднительным. Некоторые представители коренных народов не владеют русским языком, следовательно, опрашивать их будет также затруднительно. Необходимо понимать, что коренные малочисленные народы во время переписи могут указывать ту национальную принадлежность, которую захотят. Данное право гарантируется Конституцией РФ и является неотчуждаемым [1].  

Возвращаясь к федеральному законодательству, следует сказать, что статья 7.1. ФЗ «О гарантиях» предусматривает учёт граждан, которые относятся к малочисленным коренным народам. Статья содержит общий перечень сведений, которые предоставляются заявителем для их включения в реестр. Такой порядок регулируется Постановлением Правительства РФ. Мы считаем, что положения данной статьи имеют дискриминационные и даже в каком-то смысле антиконституционные черты. В частности, непонятна причина, по которой законодатель требует предоставлять номер лица налогоплательщика или номер страхового счета. Остаётся нерешённым вопрос, должны ли дети людей, уже имеющих статус коренных народов, подавать заявление о включении в реестр или это будет происходить автоматически? Может ли вся семья подать заявление о включении в реестр или каждый член семьи должен подать заявление отдельно? Кроме того, остаются неясными процедурные вопросы подачи заявления. На наш взгляд, данные сложности и недоработки в законодательстве создают препятствия для тех представителей малочисленных народностей, образ жизни или недостаточная грамотность которых просто не позволит им самостоятельно разобраться в вопросах подачи заявления на включение в реестр.

Необходимо учитывать, что основными документами, содержащими сведения о национальности заявителя, признаются паспорт и свидетельство о рождении. При этом строка в паспорте, куда граждане могут вписать свою национальность, отсутствует с 1997 года. В свидетельство о рождении данную информацию вносить необязательно. Федеральное законодательство никаким образом не регулирует этот порядок и передает право законодательной инициативы субъектам. Например, закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №62-оз от 14.11.2002 «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» указывает, что документом, который подтверждает принадлежность лица к коренным северным народам, является именно его свидетельство о рождении [4].

Учитывая все вышесказанное, мы полагаем, что для решения проблемы необходимо внести отдельные изменения и устранить пробелы законодательной базы в данной области, а именно:

  1. Убрать численный критерий отнесения лица к представителям малочисленных народностей. Мы предлагаем заменить термин «малочисленные коренные народы» на «коренные народы» с целью устранить правовую зависимость от численности. В результате все коренные народы приобретут особый статус, который предоставит им возможность полноценно интегрироваться в социально-экономическую и культурную сферы.
  2. Также необходимо упростить порядок внесения сведений о лицах в реестр таких народов. Возможно, стоит внести на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий ведение соответствующего реестра на уровне субъекта федерации. Данные сведения впоследствии могут аккумулироваться, и на федеральном более высоком уровне будет составляться уже общий перечень.

Таким образом, без установления факта принадлежности к малочисленным коренным народам граждан, которые фактически к ним относятся, невозможно реализовать и защищать их права, возникающие из соответствующего правового статуса, несмотря даже на существующую конституционную базу. Наличие необходимых правовых норм является обязательным условием в реализации любых прав человека. Сегодня именно Конституция РФ и федеральное законодательство должны предоставлять механизмы защиты уязвимым группам населения на федеральном уровне.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2023).
  2. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, № 18, ст. 2208.
  3. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2965.
  4. Закон ХМАО от 14.11.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты- Мансийском автономном округе» // «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа», 18 ноября 2002 г., № 10, ст. 1303.

Интересная статья? Поделись ей с другими: