УДК 34, 33

Санкционный комплаенс как инструмент международных отношений

Калугин Михаил Григорьевич – студент Уральского государственного экономического университета.

Научный руководитель Мансуров Гафур Закирович – заведующий кафедрой гражданского права, доктор юридических наук, доцент Уральского государственного экономического университета.

Аннотация:

Цель: анализируя влияние соблюдения санкций на дипломатическую, экономическую и геополитическую динамику, данная статья ставит перед собой задачу исследовать роль соблюдения санкций как инструмента в международных отношениях.

Метод: исследование использует комплексный обзор соответствующей литературы, тематических исследований, а также анализ международной политики и соглашений, связанных с соблюдением санкций.

Результаты: исследование подчеркивает важность соблюдения санкций в формировании международных отношений. Оно демонстрирует его эффективность в достижении внешнеполитических целей и укреплении сотрудничества между государствами.

Выводы: соблюдение санкций предстает как важный инструмент содействия соблюдению международных норм, урегулированию конфликтов и продвижению взаимных интересов на мировой арене.

Ключевые слова: санкционный комплаенс, международные отношения, дипломатия, геополитика, экономические санкции, внешняя политика, глобальное сотрудничество, правовая деятельность.

Санкционный комплаенс, а именно исполнение санкций и специальных экономических мер, введенных различными государствами и международными организациями, стал одним из важнейших аспектов современных международных отношений. Несмотря на растущую важность этого процесса, вокруг определений таких терминов, как "санкции" и "международные санкции", существует неоднозначность. Это создает неопределенность для отдельных лиц и организаций, ориентирующихся в этом сложном ландшафте. Концепция соблюдения санкций все еще остается относительно новой, особенно в контексте отечественной практики, хотя исследования, посвященные санкциям и ограничительным мерам, весьма обширны. Ученый Литвиненко определяет санкционный комплаенс как форму внутреннего контроля, направленную на снижение комплаенс-рисков, возникающих в результате несоблюдения законов и нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность организаций [4, 45 с.]. Аналогичным образом Дадалко и Тимофеев подчеркивают важность отделов комплаенс в организациях и излагают принципы, которые подчеркивают критическую роль, которую они играют [1, 153 с.].

Однако часто не существует единого мнения относительно определения международных санкций. Существуют различные точки зрения на их природу и применение. Одни рассматривают санкции как принудительные меры, введенные Советом Безопасности ООН для борьбы с международными преступлениями. Другие, например Алиев, утверждают, что международные экономические санкции регулируются международным правом. Критика сосредоточена на экстерриториальном применении санкций, особенно со стороны Соединенных Штатов, которые распространяют свою юрисдикцию за пределы своих границ, что вызывает дебаты о политических мотивах, стоящих за такими мерами. В ответ на проблемы, связанные с экстерриториальными санкциями, Министерство финансов США выпустило "Рамочную программу по соблюдению санкционных ограничений, инициированных Управлением по контролю за иностранными активами США", которая представляет собой руководство для организаций, обязанных соблюдать законы об экстерриториальных санкциях [2, 264 с.]. В этой концепции особое внимание уделяется таким принципам, как приверженность руководства, оценка рисков, организация внутреннего контроля, инспекции и аудиты, а также подготовка и обучение сотрудников.

Соблюдение законов, правил и стандартов многогранно. Оно исходит из различных источников, включая законодательные и регулирующие органы, рыночные соглашения, отраслевые кодексы и внутренние кодексы поведения. Базельские рекомендации подчеркивают необходимость интеграции комплаенса в корпоративную культуру организации. В частности, эти рекомендации призывают к созданию официальной политики комплаенс с определением ролей и обязанностей, мер по обеспечению независимости и механизмов сотрудничества с другими организационными функциями [7, 1 с.]. Несмотря на публикацию Базельского документа по комплаенсу в банках почти десять лет назад, его реализация остается частичной, а комплаенс-службы существуют в основном в крупных банках или дочерних компаниях международных фирм. Во многих странах постсоветского пространства функции комплаенс являются номинальными. Управление комплаенс-рисками часто ограничивается разработкой политики высокого уровня, не имеющей практического применения. Однако, помимо Базельских рекомендаций, ряд других международных стандартов предписывает финансовым учреждениям осуществлять комплаенс-контроль. К ним относятся Закон США о коррупции за рубежом (FCPA) и Закон Великобритании о взяточничестве.

Закон FCPA, принятый в 1977 году, стал первым в мире законом, запрещающим подкуп иностранных должностных лиц. Он также запрещает коррупционные действия в трансграничной торговле. Аналогичным образом, Закон Великобритании о взяточничестве, вступивший в силу в июле 2011 года, направлен на предотвращение взяточничества как внутри страны, так и на международном уровне. Он охватывает дачу и получение взяток.

Эти международные стандарты подчеркивают необходимость борьбы организаций с коррупцией. Несмотря на то, что в разных юрисдикциях могут существовать различные рамки соблюдения требований, следование этим стандартам необходимо для обеспечения прозрачности, честности и доверия к финансовым учреждениям во всем мире.

Поскольку несоблюдение требований может иметь серьезные последствия, особенно для компаний с глобальной деятельностью, организации, работающие в нескольких юрисдикциях, особенно финансовые учреждения, должны прислушиваться к рекомендациям инициаторов санкций, таких как Министерство финансов США. Придерживаясь рекомендуемых принципов, организации могут эффективно ориентироваться в различных режимах санкций и снизить ответственность в случае их несоблюдения. Реализация мер по соблюдению санкций в организациях включает в себя несколько этапов, в том числе разработку методик оценки рисков, создание надежных систем внутреннего контроля, регулярные внутренние и внешние аудиты, а также комплексные программы обучения и подготовки сотрудников.

Соблюдение санкций, как обязательный процесс для субъектов, подпадающих под экстерриториальные санкции, стало важнейшим аспектом современных международных отношений. Примечательным документом в этом отношении является "Рамочная программа по соблюдению санкционных ограничений, инициированных Управлением по контролю за иностранными активами США", выпущенная Министерством финансов США. В нем содержится руководство по осуществлению контроля за соблюдением санкций [3, 601 с.]. Несоблюдение экстерриториальных санкций может иметь серьезные последствия для организаций, особенно тех, которые работают в глобальном масштабе. Важность соблюдения санкций распространяется не только на государства, но и на организации, работающие на международном уровне. Целью соблюдения санкций является выявление и локализация потенциальных рисков, связанных с ограничениями, обусловленными санкциями. Экстерриториальный характер санкционного законодательства, который означает, что нормы страны могут применяться за пределами ее территории, создает сложности в международных гражданских сделках. Различные толкования санкционных норм национальными регулирующими и судебными органами усугубляют эту сложность.

В частности, в контексте международных контрактов и политики соблюдение санкций связано с различными нюансами и сложностями. Санкционная оговорка, которая похожа на юридическую оговорку, призванную обеспечить ясность, является ключевым понятием в этой области. Например, Международная морская организация ввела санкционную оговорку для владельцев танкеров, перевозящих иранскую нефть, в ответ на ужесточение санкций США в отношении Ирана. Процедуры проверки контрагентов и сделок являются неотъемлемой частью соблюдения санкций. Они предполагают тщательную проверку участвующих сторон и органов, принимающих решения [5, 136 с.]. Особое внимание необходимо уделять санкционной токсичности, которая требует выявления лиц, подпадающих под вторичные санкции. Кроме того, в контексте соблюдения санкций, особенно в части компенсации потерь и убытков, институт возмещения ущерба в российском законодательстве представляет собой проблему. Заверения и гарантии используются в качестве меры предосторожности для заверения контрагентов в том, что сделки не затронуты санкциями и соответствуют законодательству. Искажения имеют юридические последствия. Намеренное введение в заблуждение может привести к возмещению убытков и расторжению договора. И наоборот, непреднамеренные искажения ведут к возмещению убытков.

Правомерность рассмотрения санкций в качестве форс-мажора вызвала дискуссию в международном сообществе. Форс-мажор освобождает сторону от ответственности за нарушения, вызванные непредвиденными событиями, находящимися вне ее контроля. Однако применение этой концепции к соблюдению санкций сопряжено с определенными трудностями [6, 1 с.]. Предвидение санкционных режимов и избегание попавших под санкции субъектов усложняют применение форс-мажора при соблюдении санкций. Чтобы обеспечить соблюдение санкций в международных контрактах, требуется тщательное внимание к деталям и соблюдение требований. Важнейшими компонентами эффективных стратегий соблюдения санкций являются включение положений о санкциях, строгие процедуры должной осмотрительности и положения о возмещении ущерба. Понимание правовых последствий возмещения ущерба и дебатов вокруг санкций как форс-мажорных обстоятельств еще больше обогащает дискурс о соблюдении международных санкций.

Важнейшим аспектом соблюдения санкций является анализ санкционных режимов и отслеживание любых изменений в них. Специальные функции по соблюдению санкций имеют решающее значение для защиты компаний от негативных последствий. Необходимо тщательно проверять сделки и контракты, а также анализировать контрагентов. Кроме того, деятельность, подпадающая под санкции, может быть разрешена с помощью лицензий, причем в каждой стране действуют свои правила на этот счет. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), подразделение Казначейства США, выдает специальные и генеральные лицензии, разрешающие запрещенные в противном случае операции [8, 64 с.]. В качестве примера выдачи генеральных лицензий, разрешающих определенные операции при определенных условиях, можно привести Крым, который является частью Украины. Динамичный характер мировой политики еще больше усложняет соблюдение санкций. Нестабильная политическая обстановка приводит к расширению и ужесточению санкционных режимов. Например, российские компании сталкиваются с повышенными рисками из-за политических разногласий. Для снижения рисков соблюдения санкций необходимы проактивные меры.

Соблюдение санкций включает в себя несколько областей практического консультирования и юридического анализа, подчеркивая важность учета территориальных санкций, международных норм, таких как Руководящие принципы ОЭСР и антикоррупционное законодательство, а также судебной поддержки для исключения из иностранных санкционных списков. Это также предполагает создание специального отдела по соблюдению требований и обучение персонала. Это также предполагает тщательную проверку контрагентов и сделок на предмет потенциальных санкционных последствий. Важно понимать, что соблюдение санкций носит динамичный характер, поскольку международное и национальное законодательство постоянно меняется. Несоблюдение требований может привести к значительным финансовым потерям или даже к уголовной ответственности, особенно для транснациональных компаний, ориентирующихся в пересекающихся санкционных режимах. В то время как российская система соблюдения санкций может быть недостаточно развита, другие страны должны укреплять свои механизмы регулирования, уделяя особое внимание таким ключевым областям, как назначение ответственных регулирующих органов и внедрение автоматизированных систем для мониторинга контрагентов по санкционным спискам.

Разработка внутренней политики регулирования и стандартизированных санкционных оговорок в контрактах также имеет важное значение для обеспечения соответствия. Для предотвращения непреднамеренных операций с организациями, находящимися под санкциями, возможно, путем создания отдельных счетов для операций с санкционными сторонами, необходим тщательный мониторинг денежных потоков и долгового финансирования. Проверка утверждений о сертификатах конечных пользователей также имеет решающее значение для снижения рисков, связанных с санкциями. Санкционный комплаенс требует тщательного внимания к деталям и активных мер по адаптации к меняющемуся нормативно-правовому ландшафту, что делает его краеугольным камнем международных отношений. Организации могут эффективно ориентироваться в сложных санкционных режимах и снижать связанные с ними риски путем решения ключевых проблемных вопросов и внедрения надежных механизмов обеспечения соответствия.

Список литературы

  1. Дадалко В. А., Тимофеев Е. А. Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций // Инновации и инвестиции. № 4. С. 153.
  2. Дарадонов, К. В. Санкционный комплаенс: вопросы достаточности нормативного обеспечения / К. В. Дарадонов // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 2(55). – С. 263-268. – DOI 10.25683/VOLBI.2021.55.280. – EDN XBCSUR.
  3. Косов, М. Е. Санкционный комплаенс (Специальные политики и процедуры) / М. Е. Косов, Н. С. Рощин, Н. В. Лебедева // Аллея науки. – 2019. – Т. 2, № 11(38). – С. 598-608. – EDN URYQFL.
  4. Литвиненко А. Н., Самойлова Л. К., Ольха A. A. Организационно-правовые аспекты имплементации комплаенс-функции в систему внутреннего контроля отечественных предприятий // Вестник Московского ун-та МВД России. № 6. С. 45.
  5. Лукашук И.И. Международное право: Учебник для студентов юрид. факультетов и вузов; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  6. Примаков, Д.Я. Специальные виды Комплаенса: антикоррупционный, банковский, санкционный и розыск активов (форензик) compliance practices: anticorruption, banking compliance, sanction compliance and asset tracing [Электронный ресурс] / Д.Я. Примаков. — Электрон. журн. — Москва: Инфотропик Медиа, 2019. — Режим доступа: https://www.academia.edu/38058195 (дата обращения: 07.03.2024)
  7. Рекомендации Базельского комитета по банковском надзору, Комплаенс и комплаенс-функция в банках.
  8. Якунчиков, А.С. Международные стандарты в области комплаенс-контроля как инструменты координации в условиях экономической интеграции [Электронный ресурс] / А.С. Якунчиков. — Электрон. журн. — Москва: Современная наука, 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-v-oblasti-komplaenskontrolya-kak-instrumenty-koordinatsii-v-usloviyah-ekonomicheskoy-integratsii (дата обращения: 09.03.2024).