УДК 32

Шанхайская организация сотрудничества: роль в многостороннем сотрудничестве в Большой Евразии

Чжу Юйтянь – магистрант факультета исторических и политических наук кафедры мировой политики Томского государственного университета.

Ван Жуйсинь – бакалавр факультета исторических и политических наук Томского государственного университета.

Аннотация: Являясь важным механизмом многостороннего сотрудничества, охватывающим Азию, Европу и Океанию, Шанхайская организация сотрудничества имеет большое значение в развитии экономического, политического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности в большом евразийском регионе. В данной статье основное внимание будет уделено трем аспектам, а именно обсуждению конкретной роли ШОС в политических, экономических и культурных аспектах евразийской интеграции, а также выдвинуты перспективы ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: ШОС, сотрудничество, перспективы, интеграция.

Шанхайская организация сотрудничества, именуемая ШОС, является международной организацией, состоящей из 9 стран, включая Китайскую Народную Республику, Российскую Федерацию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Пакистан, Индию и Иран [6].

Механизм многостороннего сотрудничества Шанхайской организации

С момента своего создания в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества постепенно превратилась из платформы сотрудничества в области региональной безопасности в организацию всестороннего сотрудничества, охватывающую политику, экономику, культуру и другие области. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС является важнейшим механизмом межправительственного сотрудничества, его деятельность направлена на изучение стратегий и приоритетов многостороннего сотрудничества в рамках организации, решение принципов и актуальных вопросов экономического сотрудничества и другие области, а также утверждение годового бюджета организации. По состоянию на 2020 год ШОС успешно провела 19 встреч, постоянно содействовала углубленному развитию регионального экономического сотрудничества и последовательно создала многочисленные координационные механизмы на уровне министров в области экономики, торговли, транспорта, сельского хозяйства, науки и технологий, финансов, центрального банка и т. д. [1].

Кроме того, были добавлены 3 механизма неправительственного сотрудничества, включая Банковский консорциум, Комитет промышленников и Альянс экономических аналитических центров, а также Фонд экономического сотрудничества Китай-Евразия, чтобы обеспечить надежный механизм для достижения различных целей регионального экономического сотрудничества.

В целях развития местного сотрудничества между государствами-членами были созданы такие учреждения, как Китайско-Казахстанский центр международного приграничного сотрудничества «Хоргос» и Демонстрационная зона местного экономического и торгового сотрудничества Китай-ШОС (Циндао), чтобы постоянно исследовать новые пути для местного сотрудничества. В настоящее время начато строительство Российского центра, расположенного в Демонстрационной зоне местного экономического и торгового сотрудничества Китай-ШОС.

Сотрудничество в экономической сфере находится в центре внимания ШОС, что, главным образом, отражается во всё большем совершенствовании институциональной базы регионального экономического сотрудничества и постоянном укреплении договорно-правовой базы регионального экономического сотрудничества. ШОС также подписала ряд соглашений о сотрудничестве, охватывающих таможню, финансовое сотрудничество, электронную коммерцию, транспорт, энергетику, туризм, сельское хозяйство, экологию и охрану окружающей среды и многие другие области, закладывая правовую основу для экономического сотрудничества ШОС [3].

Одной из главных целей ШОС всегда была борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. На этой основе ШОС привержена созданию эффективных рамок сотрудничества в области региональной безопасности. Этот механизм нашел отражение в подписании Шанхайской конвенции и создании Центра обмена контртеррористической разведывательной информацией. Кроме того, нам следует сосредоточиться на кибербезопасности и предотвращать кибертерроризм и преступность посредством эффективного сотрудничества в области кибербезопасности.

Сотрудничество ШОС в области культурного обмена в основном отражается на обменах и сотрудничестве в сфере образования, научных исследований, медицины и здравоохранения, охраны окружающей среды и других областях. Подписание многочисленных соглашений о сотрудничестве по взаимному признанию курсов, подготовке талантов и сотрудничеству в научно-исследовательских проектах между государствами-членами ШОС является важной мерой по развитию межличностного и культурного обмена в регионе.

В целом механизм многостороннего сотрудничества ШОС – это механизм, основанный на принципах обмена, взаимного доверия, равенства и взаимной выгоды. Хотя государства-члены имеют разные уровни развития и национальные интересы в области политики, экономики, безопасности и культуры, суверенитет государств-членов защищены, а интересы максимизировались за счет постоянного обогащения и совершенствования механизмов сотрудничества. Этот механизм обеспечивает надежную гарантию гармоничного сосуществования и совместного развития государств-членов ШОС, а также вносит позитивный вклад в поддержание регионального и мирового мира и стабильности.

Вызовы и возможности, стоящие перед Шанхайской организацией сотрудничества

В настоящее время сотрудничество стран ШОС неуклонно развивается, а ее влияние и роль в региональных и глобальных делах возрастают с каждым днем [4]. Являясь лидерами ШОС и важной силой на Евразийском континенте, Китай и Россия установили всеобъемлющее стратегическое партнёрство и координацию в дипломатии.

Что касается возможностей, расширение членства расширяет его географический охват, что означает:

  1. Центральная Азия является важным стратегическим местом как для Китая, так и для России. В последние годы такие организации и механизмы, как НАТО, Европейский Союз, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз и Большое Евразийское партнерство, стали переплетаться и играть разные геополитические роли в Центральной Азии. Стабильность Центральной Азии связана с безопасностью западного Китая и юга России. Общие интересы Китая и России в Центральной Азии намного перевешивают конкуренцию. В то же время ШОС также расширяется на Южную и Западную Азию, что позволяет России уменьшить непонимание Китая по вопросам Центральной Азии.
  2. Расширение территории увеличивает доступные ресурсы. Регион ШОС стал зоной пересечения инициативы «Пояс и путь», за которую выступает Китай, и Евразийского союза во главе с Россией. Его связь с «Инициативой «Пояс и путь»» предоставит больше экономических и торговых возможностей и сотрудничества в области региональной безопасности государствам-членам ШОС, а также будет способствовать формированию платформы «Большая

Евразия».

  1. Сформирован интерактивный механизм трех стран «Китай, Россия и Индия». Соответствующие двусторонние отношения между Китаем, Россией и Индией заложили определенную основу для формирования механизма трехстороннего взаимодействия. Трехсторонние отношения основаны на двусторонних отношениях, сложившихся за последние десять лет. В то же время, будучи мировыми державами, три страны занимают одинаковые или схожие позиции по многим международным вопросам, и ослабление мировой гегемонии стало одной из их общих целей. Стабильные трехсторонние отношения еще больше повысят стабильность Евразии.

Однако обратной стороной многообразия является фрагментация и трудности в достижении консенсуса [5]. В настоящее время перед ШОС стоят как минимум следующие задачи:

  1. Различия в ценностях и идеологиях. В этом отношении Китай, Индия и Россия явно отличаются. По мере политического сближения Индии с Соединенными Штатами и Европой, а также разногласий и споров между Китаем и Индией по пограничным вопросам нестабильность китайско-индийских отношений еще больше усилилась. Более того, хотя политическое взаимное доверие между Китаем и Россией в последние годы растет, у двух стран все еще сохраняются определенные различия в стратегическом позиционировании и региональном позиционировании ШОС.
  2. Соединенные Штаты и Европа чрезвычайно разделены и отчуждены. Соединенные Штаты обеспокоены тем, что расширение влияния ШОС ослабит мировой политический и экономический порядок, в котором они доминируют, что приведет к ущемлению интересов Соединенных Штатов в Центральной Азии. Соединенные Штаты тайно считают Китай и Россию своими «крупнейшими врагами» [7]. Западные СМИ, а также некоторые эксперты и ученые сравнивают ШОС и НАТО. Китай и Россия также не приемлют применения силы Соединенными Штатами для свержения законного режима суверенной страны посредством так называемой «цветной революции» [2].
  3. Развитие государств-членов совершенно различно, и сплоченность недостаточна. Между государствами-членами ШОС существуют огромные различия в силе и национальных условиях, а региональное сотрудничество сталкивается с практическими трудностями и препятствиями. У государств-членов ШОС нет ни общего исторического наследия, как у ЕС, ни сильного чувства коллективной идентичности, как у АСЕАН. Эти различия составляют отличительную особенность ШОС.
  4. Экономическая интеграция в рамках ШОС встретила огромное сопротивление. Одним из главных соображений Китая в развитии экономического сотрудничества ШОС является поощрение других государств-членов к постепенному устранению тарифных барьеров и открытию новых рынков для отечественной промышленности. С этой целью Китай регулярно предоставляет крупные суммы кредитов странам Центральной Азии для развития национальных инфраструктурных проектов. Учитывая разрыв в экономической мощи с Китаем, Россия неохотно поддерживает экономические инициативы Китая. С одной стороны, страны Центральной Азии обеспокоены тем, что получение крупных объемов кредитов от Китая ослабит их контроль над суверенитетом; с другой стороны, они обеспокоены тем, что после дерегулирования их экономик китайские товары повлияют на их внутренние рынки и вызовут социально-экономические последствия [2].

Заключение

ШОС играет важную роль в развитии экономического сотрудничества между ее государствами-членами. По мере углубления глобализации и экономической интеграции страны-члены организации добились взаимовыгодного развития и взаимной выгоды за счет укрепления сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, строительства инфраструктуры и т. д., а также эффективно способствовали развитию региональной экономики.

Кроме того, ШОС сыграла важную роль в поддержании региональной безопасности и стабильности. Как организация сотрудничества, состоящая из нескольких стран Центральной Азии и двух крупных держав, ШОС имеет естественное преимущество в поддержании региональной безопасности и стабильности.

Как организация регионального сотрудничества, охватывающая многие страны и регионы Евразии, ШОС имеет большое значение в развитии многостороннего сотрудничества в Большой Евразии. Государства-члены организации способствовали углубленному развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества путем укрепления диалога и сотрудничества с такими региональными организациями, как ЕС и АСЕАН.

Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества играет все более важную роль в многостороннем сотрудничестве в Большой Евразии. Государства-члены организации внесли важный вклад в региональный мир и процветание, укрепляя экономическое сотрудничество, поддерживая региональную безопасность и стабильность, а также продвигая многостороннее сотрудничество. В будущем, по мере дальнейшего развития и расширения ШОС, ее роль в продвижении многостороннего сотрудничества в Большой Евразии станет более заметной, придавая новый импульс реализации регионального общего развития и процветания.

Список литературы

  1. Ли Сяотянь. Региональное позиционирование и модель сотрудничества после расширения Шанхайской организации сотрудничества. // Международное обозрение, 2021. №3. С. 96-118.
  2. Ли Цзиньфэн. Расширение Шанхайской организации сотрудничества: вызовы и возможности. // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии, 2015. №6. С. 36-44.
  3. Лю Хуацинь, Юй Цзяхуэй. Обзор и перспективы 20-летия регионального экономического сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества. Евразийская экономика, 2021г. С. 16-37.
  4. Ци Чжэньхун. Шанхайская организация сотрудничества в новую эпоху: ситуация и задачи (2018-2019 годы). Пекинский университет, 2020. №11. С. 33-35.
  5. 上合组织的三大挑战与五大机遇 (Три вызова и пять возможностей для ШОС). URL: https://www.sohu.com/a/587723804_158724 (дата обращения: 10.02.2024).
  6. 上海合作组织 (Шанхайская организация сотрудничества). URL: https://chn.sectsco.org/ (дата обращения: 10.02.2024).
  7. 上海合作组织秘书长张明就介绍成员国外长会成果举行新闻发布会答问实录(2023年5月10日,上合组织秘书处)(Стенограмма сессии вопросов и ответов на пресс-конференции Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мина, посвященной презентации итогов встречи министров иностранных дел государств-членов (секретариат ШОС, 10 мая 2023 года)). URL: https://chn.sectsco.org/20230511/-2023510-943293.html (дата обращения: 10.02.2024).