УДК 373.31

Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных представлений у младших школьников через использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения

Соммер Ольга Александровна – студентка Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова.

Савченко Владимир Владимирович – учитель начальных классов, старший преподаватель кафедры Дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова.

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей формирования нравственных представлений у младших школьников через использование малых жанров фольклора на уроках литературного чтения. Описана опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные представления, малые жанры фольклора, уроки литературного чтения, младшие школьники.

Детское образование в России нуждается в постоянном преобразовании на основе новой системы формирования нравственного облика детей. Хроническое отсутствие четкого морального кодекса в начальной школе оказывает негативное влияние на общество в целом [3]. В современной России существует противоречие между декларируемым моральным кодексом и реальностью. В этой ситуации нравственное воспитание педагогическими средствами является актуальной задачей [1].

Сама работа проходила в течение 2023 - 2024 учебного года и включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап, который был организован в сентябре 2023 года, проводился с целью выявления уровня сформированности нравственных представлений младших школьников и их оценку.

Анализ проблемы нравственного становления младших школьников раскрывает структуру этого явления, которая включает в себя когнитивный, мотивационный и аффективно-чувственный элементы.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Марининская Средняя общественная школа №16» в третьих классах и была направлена на достижение основной цели работы, связанной с оценкой потенциала малых форм фольклора в формировании нравственных представлений. В качестве экспериментального выбран 2 «В», в качестве контрольного - 2 «Б». В каждом классе по 30 обучающихся. Общее количество детей, принявших участие в работе, составило 60 человек.

Теоретический анализ проблемы нравственного становления учащихся начальной школы показывает, что структура этого явления состоит из трех компонентов: когнитивного, мотивационного и эмоционально-чувственного.

Оценку сформированности когнитивного компонента мы проводили на основании диагностической методикиН. Е. Щурковой «Нравственные представления». Анализируя количественные данные,можно сделать вывод, что у обучающихся третьих классов преобладает по когнитивному компоненту сформированности нравственных представлений средний уровень. Причем в экспериментальном классе он существенно ниже, чем в контрольном (на 13,3%), где этот уровень является преобладающим. Уровень выше среднего в обоих классах одинаков, тогда как уровень ниже среднего в экспериментальном классе гораздо выше.

Если говорить об уровнях высокого и низкого показателя, то в контрольном классе они равны и составляют небольшой количественный и процентный состав детей. В экспериментальном классе высокого уровня не выявлено, а низкий, хоть и представлен небольшим количеством детей, но тем не менее составляет 13,3 %, что по сравнению с контрольным классом в два раза выше.

Следующим этапом стала оценка сформированности у обучающихся мотивационного компонента изучаемого нами явления нравственности. Проверка этого компонента проводилась через использование методики «Диагностика нравственной мотивации» Л. В. Строгановой. Количественный анализ данных полученных по методике Л. В. Строгановой, показывает, что и в контрольном, и в экспериментальном классе преобладает средний уровень нравственной мотивации. Причем различия между классами практически нет (на 3%). Нет и различия в высоком и низком уровневых показателях. Различия наблюдаются в показателях выше среднего (на 3,4%) и ниже среднего (на 6,7%). При этом именно показатели ниже среднего в экспериментальном классе превышают данные в контрольном классе существенно. Однако в целом, сравнение результатов обоих классов позволяет нам заключить, что они расходятся незначительно.

Для определения сформированности эмоционально-чувственного компонента нравственных представлений детей была использована методика «Закончи предложение» И. Б. Дермановой. Анализируя данные, можно констатировать, что в обоих класса преобладает средний уровень эмоционально-чувственного компонента. Хотя в показателях этого уровня в контрольном и экспериментальном классах есть и небольшие различия. При этом в экспериментальном классе существенно превышает показатели контрольного класса уровня ниже среднего (в два раза), а вот показатели выше среднего у учеников экспериментального класса выше в два раза, однако по количеству это составляет небольшой процент от общего числа детей.

Проанализировав все компоненты, выделенные нами в нравственных представлениях детей, позволяют сделать общий вывод, что у обучающихся в 3-х классах нравственные представления в основном сформированы на уровне не выше среднего, что является недостаточным для этой категории младших школьников, а значит, требует усиления работы в нравственном воспитании.

В связи с полученными результатами, нами была проведена работа по формированию нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с малыми жанрами фольклора.

Согласно учебному плану, в соответствии с учебником по литературному чтению для третьего класса Л. Ф. Климановой и др. 14 часов курса отводится на изучение устного народного творчества (включая поджанры фольклора). В то же время на изучение вторичных жанров, в частности, русских народных песен и докучных сказок, отводится всего 3 кредитных часа. Поэтому, исходя из предположения, что этот жанр входит в другие произведения искусства, мы решили включить различные поджанры фольклора в фольклористику, так же как они входят в литературу.

В своей деятельности мы делаем основной упор на привитие детям нравственных ценностей. Поэтому, когда мы знакомим детей с фольклорными жанрами - народными песнями и другими фольклорными жанрами, разучиваем песни - колыбельные, частушки, портупеи, - главной нравственной сферой становится любовь к Родине и уважение к ее культуре. В данной работе используются такие виды деятельности, как слушание, эмоциональное исполнение песен педагогом и детьми, декламация и анализ языковых средств. Например, мы использовали метод языкового экспериментирования как стилистическое задание при знакомстве с русской народной песней о березке.

Ученикам было предложено поменять , если местами слова в таких фразах песни как "береза моя белая", "береза моя кудрявая", "зеленые листья", "трава шелковая". Далее мы задали вопрос: «А что изменилось? Как все же лучше? Какие слова в песне повторяются несколько раз? Что этим достигается? Какая разница между формами слов береза – березонька, долина – долинушка? Если бы вам нужно было нарисовать иллюстрацию к этой песне, какие бы вы слова выделили в тексте в первую очередь? Какие слова надо выделить особо при выразительном чтении песни? » [4].

Итогом нашей работы над этой песней стала беседа, в которой мы выяснили, почему береза олицетворяет Россию, какие чувства народа заложены в этой песне (любовь к русской природе, чувство бережного отношения к ней).

Для лучшего заучивания этой песни в процессе урока мы использовали специальные методические приемы: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», пение «а капелла», «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др.

Поскольку обращение к малым фольклорным жанрам в рамках литературных чтений весьма ограничено, мы использовали их при рассмотрении других произведений. Особую ценность для нашей работы представляют пословицы. Пословицы обладают наибольшим потенциалом для формирования нравственных ценностей детей, так как в них заложены основные моральные и духовные ценности народа. Основным направлением в работе с пословицами этого жанра является раскрытие их смысла [5].

Подводя итог, можно сделать вывод, что произведения малого фольклорного жанра содержат народную мудрость, воплощенную в языковой образности, что позволяет детям эффективнее формировать нравственные понятия. Загадки воспитывают у детей любовь к народной культуре и языку, являются основой их духовно-нравственного становления, развивают логическое и метафорическое мышление, способствуют развитию речи. Народные песни воспитывают в детях любовь к прекрасному, способствуют формированию духа патриотизма и эстетического самосознания.

После проведения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования в апреле 20124 года нами был проведен контрольный этап, с целью оценки произошедших изменений в уровневых показателях всех компонентов сформированности нравственных представлений у обучающихся контрольного и экспериментального классов.

Сравнительный анализ данных комбинированных экспериментов позволяет сделать вывод о том, что количественные показатели различий в уровне сформированности нравственных понятий учащихся экспериментального класса от этапа формирования изменились более значительно, чем в контрольном классе. При этом эти изменения заметны в сравнении с результатами детей контрольного класса и с результатами, достигнутыми самими детьми на формирующем этапе.

Более того, качественные изменения были подтверждены результатами всех диагностических процедур. Учитывая, что результаты диагностических процедур для учащихся средней школы показывают положительную динамику всех факторов, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза исследования является обоснованной.

Список литературы

  1. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / С. П. Баранов. Москва: Просвещение. 1963. 326 с.
  2. Мехова Т.А. Роль народной игры в формировании характера ребенка. 2011. 69с.
  3. Подласый П.И. Педагогика. Москва: 2001. 437с.
  4. Подругина И.А. Системность при использовании малых фольклорных жанров на уроках литературы. Проблемы теории и практики современного литературного образования. Санкт-Петербург: Наука, 2014. 386с.
  5. Пропп В.Л. Поэтика фольклора. Москва: Лабиринт, 2016. 422с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: