УДК 376.37

К вопросу о диагностике и логопедической коррекции психомоторного и речевого развития дошкольников с дизартрией

Шаталова Екатерина Викторовна – магистрант Южного федерального университета.

Аннотация: Рассматривается комплексная логопедическая диагностика детей дошкольного возраста с дизартрией по методике В.М. Акименко, особенности речевого развития, основания для разделения дошкольников с дизартрией на 3 группы по Е.Ф. Архиповой. Приводятся характеристики четвертого уровня речевого развития, согласно классификации Т.Б. Филичевой. Описан комплексный подход к коррекции, с применением логопедической ритмики, артикуляционной гимнастики, логопедического массажа.

Ключевые слова: дифференциальная диагностика, дизартрия, дошкольники, методы диагностики дизартрии, методы коррекции дизартрии.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. К основным признакам дизартрии относят наличие двигательной неловкости, быстрой мышечной утомляемости при функциональных нагрузках, общую диспластичность, парезы отдельных групп мышц, задержку развития мелкой моторики рук, спастичность и гипотонию артикуляционного аппарата, гиперкинезы, апраксию, гиперсаливацию, наличие просодических расстройств, синкинезии, замедленность темпа, трудность удержания и переключении артикуляции, устойчивость нарушений произношения звуков [9]. Исследование дизартрии опирается на современные представления о мозговых механизмах организации речи [6]. Постановка диагноза и планирование последующей логопедической коррекционной работы происходит на основании комплексного обследования с учетом специфики неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Основные данные получают из беседы с родителями, медицинской и психолого-педагогической документации [3].

Методика комплексного обследования детей дошкольного возраста с дизартрией включает оценку звукопроизношения, моторики, состояния артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, дыхательной и голосовой функций, просодики, лексико-грамматической стороны речи, ее связности. Для анализа звукопроизношения применяется обучающий материал, подобранный с учетом расположения звука в слове [1]. Исследование моторики включает оценку двигательной памяти, статической и динамической координации, уровня и нарушений пространственной организации, анализ контроля статического и динамического движения пальцев рук, ритмического чувства и механизмов автоматизации движений ведущей руки [8]. Необходимо оценить имеется ли расщепление верхней губы или послеоперационные рубцы, дать характеристику прикусу и посадке зубов, языку и подъязычной складки, твердому и мягкому нёбу, исследовать подвижность губ, языка, нижней челюсти и мягкого неба. Оценивается степень ограниченности объема движений органов артикуляции, трудности переключаемости, наличие гиперкинезов, синкинезий. При изучении фонематического восприятия проводится оценка состояния физиологического слуха, слуховой памяти, импрессивной речи, уровня различения неречевых звуков, фонематический анализ и синтез. Диагностика дыхательной и голосовой функции включает определение типа дыхания, изучение особенностей голоса, уровня саливации [11]. Анализ просодических навыков включает изучение ритма, скорости речи, пауз и логического ударения [13]. Для изучения слоговой структуры слова используется иллюстративный материал, анализируется произношение слов с различным слоговым строением, отклонения в слоговой структуре слова, наличие ошибок, повторов, замен и смешивания звуков. При проведении диагностики импрессивной речи осуществляется анализ пассивного словаря, грамматических форм, предложно-падежных конструкций, понимания детьми обращенной речи, осмысленности слов, способности выделять звуки из речевого потока, понимания значения высказываний. Исследование словарного запаса речи позволяет выявить соответствие уровню развития словаря по возрасту, способность подбирать антонимы и понимание слов обобщенного значения. При анализе грамматического строя речи определяется уровень усвоения ребенком падежей существительных, умение согласовывать существительное с числительными и прилагательными, способность образовывать уменьшительные формы [15]. Используя задания по пересказу, созданию рассказа на основе серий сюжетных картинок, выявляется уровень развития связной речи у ребенка. После проведения анализа результатов диагностики логопед составляет заключение о развитии речи ребёнка.

Общее недоразвитие речи принято рассматривать как нарушение формирования всех речевых аспектов: произношения звуков, использования слов, построения предложений. При этом интеллект и слух ребенка сохранены, речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной. Общее недоразвитие речи может возникнуть на фоне алалии, ринолалии, дизартрии и других нарушений [12]. Е.Ф. Архипова подразделяет общее речевое недоразвитие у детей с дизартрией на 3 группы. Дети первой группы имеют проблемы с произношением звуков и интонацией речи, что может быть принято за дислалию, при этом наличие трудностей с автоматизацией звуков может указывать на наличие дизартии, итоговый диагноз устанавливается после неврологического обследования. У детей второй группы присутствуют те же проблемы с произношением звуков и интонацией, а также добавляются несформированные навыки фонематического слуха, ошибки в точности использовании слов и грамматике, несформированное восприятие различий между звуками и недостаточно разнообразный словарный запас. Третья группа детей имеют устойчивые нарушения произношения звуков, недоразвитие просодических навыков сопровождается слабым фонематическим слухом, ограниченный словарный запас, ошибки в грамматике, нарушения связной речи и трудности при использовании слов с различной слоговой структурой, недостаточное различение звуков, их дифференциация. Дети третьей группы имеют диагноз дизартрия и общее недоразвитие речи [2]. Согласно классификации Филичевой Т. Б., четвертый уровень речевого развития характеризуется небольшими нарушениями языковой системы у ребенка. Наблюдается нечеткое различение звуков [т—т'— с—с'—ц], [р—р'—л—л'—j] и т.д., проблемы со слоговой структурой, речь не всегда четкая, звуки искажены, ошибки в использовании суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительных), затруднения при создании сложных слов и формулировании высказываний, проблемы при использовании сложных предложений с разными придаточными [14].

В зависимости от степени нарушения дети с диратрией могут направляться в логопедические группы: с нарушениями фонетики, с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим речевым недоразвитием. Для преодоления дизартрии применяют комплексный подход, который включает логопедическую ритмику, артикуляционную гимнастику и логопедический массаж, проводят занятия в сенсорной комнате, направленные на преодоление речевой тревожности [15]. Важное значение имеет организация работы с семьей ребенка с дизратрией, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений, поддержание мотивации родителей и ребенка к проведению коррекционных занятий с ребенком [4]. Авторитарный стиль родительского воспитания, низкая эмоциональная поддержка со стороны родителей могут иметь для ребенка отдаленные нежелательные последствия [7]. Логоритмические занятия являются ключевым элементом в процессе преодоления дизартрии, они играют важную роль в связи обучения и игры [5]. Цель проведения занятий с использованием логопедической ритмики – развитие умеренного темпа и ритма речи, согласование речи с движениями, улучшение артикуляционной моторики и фонационного дыхания, развитие общей координации движений и мускульного контроля [15; 9]. Развитие речевой моторики посредством артикуляционной гимнастики включает упражнения, направленные на повышение подвижности речевых органов, отработку правильных позиций для произношения звуков различных групп. Задача артикуляционной гимнастики заключается в развитии у детей полноценной подвижности и корректного позиционирования органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции необходимы крепкие, гибкие и подвижные органы речи, артикуляция связана с активной работой множества мышц, включая жевательные, глотательные и лицевые мышцы. Голосообразование происходит при участии органов дыхания, таких как гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма и межреберные мышцы [14]. Логопедический массаж является действенным методом коррекции дизартрии, массаж направлен на исправление произношения, улучшение работы мышц речевого аппарата и создание условий для их расслабления. При логопедической работе с дошкольниками с дизартрией в качестве задач проведения логопедического массажа выступают улучшение тонуса мышц артикуляционного аппарата, коррекция гиперкинезов, синкинезий, повышение качества артикуляционных движений, активизация тонких артикуляционных движений [9].

Диагностика и логопедическая коррекция дизартрии у детей старшего дошкольного возраста должна носить комплексный характер.

Список литературы

  1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 77 с.
  2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – Москва : АСТ, 2008.
  3. Бочарова Е. В., Логунова Ю.С. Коррекционно-логопедические методы диагностики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Педагогика современности. – 2022. – № 2(24). – С. 51-54.
  4. Воробьева Е.В., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Бодруг В.В., Талалаева Л.Б., Земская Н.Е., Фокина Т.С., Гуменюк Н.В., Емельянова М.В., Дудко Л.В. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста с дизартрией // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 105-111.
  5. Воробьева Е.В., Ефимьева Е.В. Развитие речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста: применение коррекционно-развивающих педагогических технологий при умеренной и тяжелой умственной отсталости. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023; 6(6):78-86.
  6. Воробьева Е.В., Столетний А.С. К вопросу о методах изучения мозговых механизмов декодирования речи // В сб.: Когнитивная деятельность и асимметрия больших полушарий, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 2009. C. 18-19.
  7. Воробьева Е.В., Шульгина И. П., Ермаков П.Н. Влияние ретроспективной оценки материнского стиля воспитания, реализуемого в детстве, на проявления алекситимии и эмпатии у молодежи с полинаркоманией // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12 № 3. С. 114-133.
  8. Гарева Т. А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – С. 95-97.
  9. Жулина Е. В., Ладина Я.О. К вопросу о диагностическом инструментарии дизартрии, значении логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-4. – С. 139-142.
  10. Кайдановская И.А., Бодруг В.В., Воробьева Е.В. Преодоление речевой тревожности у детей с дизартрией: психокоррекция с применением сенсорной комнаты / Комплексные исследования человека: психология: материалы VII сибирского психологического форума / под ред. О.М. Краснорядцевой. Томск: ТГУ, 2017. Часть 2. C. 85-89.
  11. Кольчугина, А. Ю. Особенности звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 209-214.
  12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Репр. изд. – Москва : Альянс, 2013. – С. 366.
  13. Петина, Л. Н. Анализ исследования просодической стороны голоса дошкольников и методические рекомендации по воспитанию просодии у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией // Общество. – 2022. – № 1-2(24). – С. 46-51.
  14. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250
  15. Чукаева М.Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Концепт. – 2016 – Т. 13. – С. 167.

Интересная статья? Поделись ей с другими: