УДК 376.37

Особенности развития слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией

Родионенкова Софья Дмитриевна – студент по профилю «Логопедия» направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос становления слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией. В работе представлен онтогенез слоговой структуры слова, особенности экспрессивной речи дошкольников с моторной алалией, а также ошибки, характеризующие слоговую структуру слова данной категории детей.

Ключевые слова: слоговая структура, слог, дошкольный возраст, экспрессивная речь, моторная алалия, экспрессивная алалия, нарушения слоговой структуры слова.

Для грамотной диагностики и коррекции нарушений слоговой структуры слова важно знать онтогенез данного процесса. Проблема развития слоговой структуры слова в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием описана в работах многих исследователей. Они отмечают, что овладение детьми структурой родного языка имеет ряд особенностей.

По материалам книги Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи» Н.С. Жукова составила схему системного развития нормальной детской речи [2]. Этапы овладения слоговой структурой слов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы овладения слоговой структурой слов.

Возрастной период

Этап формирования слоговой структурой слов

1 год 3 месяца –
1 год 8 месяцев

В речи детей преобладает ударный слог или два одинаковых: «ко» («молоко́»), «ту-ту».

1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев

Появляются двусложные слова, трёхсложные произносятся также как двусложные (опускается один слог): «ма́ма», «му́та» («му́ха»), «ку́ки» («ку́бики»).

1 год 10 месяцев –
2 года 1 месяц

В трёхсложных словах ударение смещается, опускается предударный слог: «кусу́» («укушу́»). Структура четырёхсложных слов может не нарушаться.

2 года 1 месяц –
2 года 3 месяца

В многосложных словах всё также не произносятся предударный слог, могут опускаться приставки: «лете́ли» («прилете́ли»).

2 года 3 месяца –
3 года

Структура слов может нарушаться лишь в незнакомых словах. В целом слоговая структура сформирована.

Таким образом, овладение слоговой составляющей языка полностью завершается к трёхлетнему возрасту. Ребёнку становятся доступны для восприятия и воспроизведения слова любой слоговой структуры. Исключения могут составлять многосложные слова незнакомые ребёнку.

Становление слоговой структуры приобретает специфические особенности при дизонтогенезе речевого развития, в частности, при моторной алалии.

В последнее время всё больше детей нуждаются в логопедической помощи. Среди разнообразных речевых нарушений наблюдается рост алалии.

Алалия – это отсутствие или грубое недоразвитие речи детей, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. При алалии физических слух и интеллект сохранны.

При данном нарушении страдают практически все стороны речи – фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, синтаксическая, что свидетельствует о системном строении речи и системном соотношении её частей [1].

Ковшиков В.А. определяет экспрессивную алалию как патологическое усвоение в онтогенезе единиц языка и правил его функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства всех или части языковых операций при сохранности неязыковых семантических и моторных (артикуляционных) операций [3].

Экспрессивная (моторная) алалия приводит к разнообразным нарушениям в речи. У детей с этим расстройством часто наблюдается недостаточное овладение речевой системой в целом, что проявляется в ограниченном усвоении языковых закономерностей.

Эти дети часто имеют ограниченный словарный запас, трудности с его актуализацией. Дефектно усваивают грамматические категории, их речь изобилует стойкими аграмматизмами. Сложные синтаксические конструкции для таких детей недоступны, они могут пользоваться лишь простой фразой.

Важной характеристикой также является фонетическая сторона речи. Дети с моторной алалией часто демонстрируют грубое искажение слоговой структуры слов, звукового состава слова, также у них отмечается грубое недоразвитие фонематических процессов [4].

Говоря о функционировании артикуляторного механизма при экспрессивной алалии, В.А. Ковшиков отмечает, что у детей с таким нарушением имеются достаточные моторные возможности для правильного использования большинства звуков речи, даже артикуляторно сложных. То есть, с точки зрения артикуляторного механизма, детей с алалией можно сравнить с нормально говорящими детьми, они показывают результаты значительно лучше, чем дети, например, с дизартрией.

Однако, механизм артикуляторного функционирования дети с экспрессивной алалией часто не могут реализовать в словах, и допускают замены и пропуски звуков, поскольку на данном этапе нужно совершать сложные операции выбора и соотношения фонем. То есть, для моторной алалии характерны не фонетические, а фонематические нарушения, которые не определяются функционированием артикуляционного аппарата [3].

Следовательно, умение воспроизводить почти все звуки речи и невозможность при этом правильно называть слова является специфической особенностью нарушений усвоения звуковой системы языка при моторной алалии. В дальнейшем эта особенность обуславливает нарушения звуковой и слоговой структуры слов.

Несмотря на то, что в фонетической системе у детей с моторной алалией присутствуют почти все звуки, нередко и «трудные» (свистящие, шипящие, сонорные), фонематическая система этих звуков разлажена, в результате чего дети пропускают, заменяют, переставляют, перемещают, повторяют отдельные звуки. Нередко перечисленные нарушения нерегулярны.

Дети, имеющие моторную алалию, часто избегают стечения согласных в слоге, поэтому слова различной слоговой структуры сводятся к конструкции СГ или СГ-СГ, реже СГ-СГ-СГ. Например, «пя́ка» («пя́тка»); «тити́» («цветы́»); «тя́та» («ца́пля»); «но́кити» («но́гти»); «вя́ники» («ва́ленки»); «ке́па» («ке́пка»); «ва» («два»); «тёчика» («звёздочка»).

Дошкольники часто произносят только ударный слог или гласный ударного слога. При этом характерны также и замены звуков. Выпадение слога может быть обусловлено его структурой, характеристикой фонем, местоположением в слове, удалённостью от ударного слога и т.д. Например, «о» («ведро́»); «и» («корзи́на»); «он» («слон»); «ым» («дым»); «ой» («стол»); «ма» («зима́»); «ку́ки» («гу́си»); «ки́ка» («ки́сточка»).

Иногда встречаются вставки звуков в слог, что ведёт к усложнению структуры слова. Например, «гляля́» («гора́»); «рлес» («лес»); «кьра́пает» («ка́пает»); «татёрла» («доро́га»); «прывьёт» («плывёт»); «бигру́шки» («игру́шки»).

Значительно реже возникают перестановки и повторения слогов. Например, «мачеда́н» («чемода́н»); «би́ки» («грибы́»); «палята́ка» («черепа́ха»); «гальвала́» («голова́»); «ку́киби» («ку́бики»).

Названные нарушения в большей степени выявляются при произнесении словосочетаний и предложений. Отдельное слово может воспроизводиться ребёнком правильно, но при включении его в контекст более ярко проявляются нарушения как звукового, так и слогового состава [3].

Соботович Е.Ф. также подчёркивает сложности усвоения слоговой структуры слова детьми с экпрессивной алалией и выделяет их характерные особенности:

  1. Сокращение слогов в структуре слова (элизия). Например, «у» («у́тка»); «усо́» («колесо́»); «аква́рк» («аквапа́рк»).
  2. Уподобление слогов (антиципация). Например, «тутуа́р» («тротуа́р»).
  3. Перестановка слогов. Например, «раскраду́шка» («раскладу́шка»).

Автор отмечает, что у дошкольников с моторной алалией ошибки в воспроизведении слов любой слоговой структуры носят стойкий характер и проявляются даже у детей, значительно продвинутых в речевом развитии [5].

Таким образом, при моторной алалии нарушаются все стороны экспрессивной речи. Специфические особенности фонетической стороны речи проявляются в нарушениях слоговой структуры слова, которые представляют собой ошибки в виде элизий, опусканий слогообразующей гласной, итераций, перестановок слогов, сокращений стечения согласных, вставок согласных, а также антиципаций и персевераций.

Список литературы

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. 384 с.
  2. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие. М.: Соц.-полит журн., 1994. 96 с.
  3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы её преодоления. 4-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: КАРО, 2021. 298 с.
  4. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии). Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. 122 с.
  5. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). М.: Классикс стиль, 2003. 160 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: